Уход за электрооборудованием тракторов МТЗ-80, МТЗ-80Л, МТЗ-82, МТЗ-82Л

Уход за электрооборудованием. Технические уходы за электрооборудованием трактора или ремонт его в ряде случаев связаны со снятием с трактора соответствующих приборов или временным частичным разъединением их с проводкой. В этом случае обязательно выключите включатель массы.

В целях последующего правильного присоединения, а также для проверки исправности работы приборов, оборудования и отдельных электрических цепей необходимо пользоваться схемой электрооборудования трактора.

Провода электрооборудования имеют различные расцветки, что облегчает отыскание их концов, соединяющих отдельные потребители, а также упрощает соединение жгутов между собой.

Для проведения монтажных и демонтажных работ по электрооборудованию или другим узлам трактора в условиях эксплуатации или ремонта в электропроводке трактора предусмотрены соответствующие монтажные разъемы: соединительные панели и штепсельные разъемы.

В процессе эксплуатации периодически снимайте с соединительных панелей пластмассовые защитные кожухи (в особенности на крыльях задних колес) и очищайте их от грязи и пыли.

Трущиеся поверхности гайки и корпуса штепсельных разъемов щитка приборов периодически смазывайте смазкой ЦИАТИМ-221 или другой равноценной ей смазкой.

Сочленение и расчленение штепсельных разъемов производите только в обесточенном состоянии.

Уход за генератором. В связи с тем, что генератор (рис. 1) не имеет трущихся контактов, а закрытые шарикоподшипники, установленные в нем, не требуют добавления смазки, технический уход за генератором сведен до минимума.
Генератор Г-304Д1
Рис. 1. Генератор Г-304Д1: 1 — крышка-шильдик; 2 — катушка возбуждения задняя; 3 — ротор в сборе; 4 — катушка возбуждения передняя; 5 — уплотнительное кольцо; 6 — крыльчатка вентилятора; 7 — шкив; 8 — выпрямитель в сборе; 9 — передняя крышка; 10 — статор; 11 — задняя крышка; 12 — клеммы.

Исправность генераторной установки проверяется перед началом работы на тракторе по контрольной лампе с рубиновым рассеивателем, установленной на щитке приборов.

Уход за реле-регулятором (рис. 2 и 3)
Реле-регулятор РР362-Б
Рис. 2. Реле-регулятор РР362-Б: 1 — регулятор напряжения; 2 — реле защиты; 3 — транзистор; 4 — переключатель (винт) посезонной регулировки напряжения; 5 — клемма «М»; 6 — клемма «Ш»; 7 — клемма «В».
Полумонтажная схема реле-регулятора РР362-Б
Рис. 3. Полумонтажная схема реле-регулятора РР362-Б: ППР — переключатель (винт) посезонной регулировки; РН — регулятор напряжения; РЗ — реле защиты; Т — транзистор; К — коллектор; Б — база; Э — эмиттер; В — клемма, соединяющаяся с клеммой «В» генератора; Ш — клемма, соединяющаяся с клеммой «Ш» генератора; М — клемма, соединяющаяся с клеммой «М» генератора и «массой» трактора; Д — диод запирающий; Дг — диод гасящего контура; Др — диод разделительный; РНо — обмотка регулятора напряжения; РЗо — обмотка реле защиты основная; РЗу — обмотка реле зашиты удерживающая; РЗв — обмотка реле защиты вспомогательная; Rт — сопротивление термокомпенсации; Ry — сопротивление ускоряющее; Rд — сопротивление добавочное; Rб — сопротивление в цепи базы транзистора.

При мойке трактора избегайте прямого попадания струи воды на реле-регулятор, а мыть его при работающем двигателе не допускается.

Запрещается даже кратковременное соединение изолированных клемм генератора и реле-регулятора с «массой» (например, с целью проверки «на искру»).

При проведении на тракторе технического ухода №3 произведите проверку регулируемого напряжения реле-регулятора.

Внимание!
1. При работе трактора без аккумуляторной батареи:
а) ППР установите в положение «лето»;
б) запуск двигателя производите при выключенных фарах для обеспечения самовозбуждения генератора.
2. Неправильное подсоединение проводов к генератору и реле-регулятору приводит к выходу последних из строя.

Проверка реле-регулятора на тракторе. Для проверки необходимо иметь вольтметр со шкалой до 20 или 30 В класса точности не ниже 1. Проверка осуществляется при включенной аккумуляторной батарее, которая должна быть к этому моменту заряжена.

При температуре окружающего воздуха +5°С и выше переключатель посезонной регулировки напряжения (ППР) устанавливают в положение «лето», и эксплуатация в течение весеннего, летнего и осеннего сезонов проводится в таком положении переключателя.

При установившейся отрицательной температуре окружающего воздуха ППР устанавливают в положение «зима».
Для доступа отверткой к переключателю посезонной регулировки предварительно снимите установленный над реле-регулятором защитный лоток, ослабив винт крепления его.

ППР можно также пользоваться для изменения регулируемого напряжения в случае перезаряда аккумуляторной батареи (интенсивное выкипание электролита — снижение уровня на 10 мм и более за 200 мото-часов) или наблюдающемся в течение нескольких дней систематическом прогрессирующем недозаряде батареи.

В случае перезаряда батареи ППР установите в положение «лето», в случае недозаряда — в положение «зима».

Вольтметр включается между клеммой «В» реле-регулятора и «массой», как показано на рис. 4.

Запускается двигатель, и обороты его доводятся до номинальных. Если к моменту замера трактор не работал и реле-регулятор был холодным, прогрейте двигатель в течение 10—20 минут, затем, включив все фары, замерьте регулируемое напряжение.

Регулируемое напряжение должно находиться в пределах 13,2— 14,0 в при установке ППР в положение «лето» и 14,0—15,2 В при установке ППР в положение «зима».

Проверка реле-регулятора на стенде. Величина регулируемого напряжения проверяется и при необходимости настраивается по вольтметру «V» (рис. 4) при скорости вращения ротора генератора 3600 об/мин и токе нагрузки 10 А, замеряемом амперметром «А».
Схема проверки регулятора напряжения на стенде
Рис. 4. Схема проверки регулятора напряжения на стенде: Rн — нагрузочный реостат; Р1, Р3 — выключатели; А — амперметр; V — вольтметр.

Ток нагрузки генератора образуется током заряда аккумуляторной батареи и током нагрузочного сопротивления.

Для проверки и настройки реле защиты (рис. 5) источник тока подключается одним концом («+») к коллектору транзистора (теплоотводу), другим концом через нагрузочный реостат и ампер-метр «А» к клемме «Ш» реле-регулятора. При такой схеме замера ток от источника пропускается только через сериесную обмотку реле защиты РЗ.
Схема проверки реле защиты на стенде
Рис. 5. Схема проверки реле защиты на стенде: Rн — нагрузочный реостат; РЗо — обмотка реле защиты основная; Т — транзистор; А — амперметр.

Включение реле защиты, определяемое визуально, должно произойти при токе 3,2—3,6 А.

Регулировка реле-регулятора.

    Регулировка реле-регулятора производится в случаях, когда при проверке регулируемое напряжение не укладывается в пределы, оговоренные выше для соответствующего положения ППР, и при этом наблюдается:

  • продолжительное время значительный перезаряд аккумуляторной батареи при установке ППР в положение «лето» (независимо от времени эксплуатации). В этом случае целесообразно отрегулировать регулятор напряжения при установке ППР в положение «лето» на 13,2—13,5 В;
  • продолжительное время значительный недозаряд аккумуляторной батареи при установке ППР в положение «зима» (независимо от времени эксплуатации).

В этом случае целесообразно отрегулировать регулятор напряжения на 14,5—15,0 В при установке ППР в положение «зима».

Регулировка реле-регулятора заключается в увеличении натяжения пружины регулятора напряжения при необходимости повысить регулируемое напряжение и в ослаблении натяжения пружины при необходимости снизить напряжение.

Для регулировки следует пользоваться специальной регулировочной вилкой, в прорезь которой должен входить угольник крепления пружины, или плоскогубцами с тонкими губками.

Регулировка реле-защиты осуществляется аналогично регулятору напряжения — изменением натяжения пружины.

Уход за аккумуляторной батареей. Батарею содержите в чистоте. Для удаления случайно пролитого электролита, грязи и пыли поверхность регулярно протирайте чистой тряпкой, смоченной в 10%-ном растворе нашатырного спирта или кальцинированной соды.

Внимательно следите за тем, чтобы заливные отверстия в элементах были плотно закрыты пробками, а вентиляционные отверстия не были засорены. Регулярно очищайте окислившиеся клеммы батареи и наконечники проводов и смазывайте их тонким слоем технического вазелина.

Батареи на тракторе должны находиться в состоянии, близком к полной заряженности; разряд их больше чем на 50% летом и на 25% зимой не допускается. Уровень электролита во всех элементах батареи должен быть в норме.

Проверка степени заряженности батареи. Степень заряженности батареи определяется плотностью электролита. Плотность электролита измеряется ареометром в элементах с учетом температурной поправки, указанной в табл. 1.
Таблица 1.
Плотность электролита с учетом температурной поправки

При температуре электролита более 15° поправку по табл. 1 прибавляют к показаниям ареометра, при температуре ниже 15° поправку вычитают.

После определения плотности электролита в аккумуляторной батарее определяется разряженность ее по табл. 2 с учетом исходной плотности электролита (найденной по табл. 3) полностью заряженной батареи.
Таблица 2.
Зависимость плотности электролита от зарядя батареи
Таблица 3.
Плотность электролита, климатический район, время года
Батарею, разряженную ниже допустимого предела, снимите с трактора и отправьте на подзарядку.

Зарядку батарей производите в соответствии с «Инструкцией по эксплуатации аккумуляторных батарей», изданной заводом-изготовителем батарей и прикладываемой к трактору. Данная работа поручается лицам, прошедшим специальную подготовку.

Проверка уровня электролита. Уровень электролита должен быть выше защитной решетки пластин на 12—15 мм. Измеряют его при помощи стеклянной трубки с внутренним диаметром 3—5 мм. Трубку опускают в заливную горловину до упора в решетку, закрывают сверху пальцем и вынимают. Если уровень ниже указанного, долейте в батарею дистиллированную воду. Зимой рекомендуется доливать воду непосредственно перед работой во избежание ее замерзания.

Запрещается доливать в аккумуляторы электролит, за исключением тех случаев, когда известно, что понижение его уровня произошло в результате выплескивания.

Уход за стартером СТ-212А (рис. 6)
Стартер СТ-212А
Рис. 6. Стартер СТ-212А: 1 — крышка со стороны коллектора; 2 — якорь; 3 — корпус; 4 — электромагнитное тяговое реле; 5 — серьга; 6 — рычаг отводки; 7 — привод; 8 — крышка со стороны привода; 9 – сухариковый упор; 10 — промежуточный подшипник; 11 — щетки.

В процессе эксплуатации двигателя проведения специального ухода за стартером СТ-212А не требуется.

Через 3000 мото-часов работы двигателя произведите профилактический осмотр стартера, проверив:
а) состояние коллектора, щеток и щеточной арматуры;
б) передвижение щеток в щеткодержателях;
в) давление пружин на щетки;
г) состояние контактов электромагнитного реле;
д) состояние шестерни привода и упорной гайки.

Проверка рабочей поверхности коллектора и щеточного узла проводится в специальной мастерской.

Давление щеток на коллектор, проверенное динамометром, должно быть в пределах 750—1000 гс.

Проверка контактов электромагнитного реле. Для проверки контактов снимите крышку реле с контактными болтами. Если контактные болты значительно подгорели, их зачищают стеклянной шкуркой или напильником с мелкой насечкой, после чего продувают сжатым воздухом.

При большом износе контактных болтов в местах их соприкосновения с контактным диском поверните болты на 180° и опять закрепите к крышке, а контактный диск переверните на другую сторону.

Проверка стартера. Исправный стартер должен потреблять ток не более 120 А, скорость вращения якоря при этом должна быть не менее 5000 об/мин. Аккумуляторная батарея, к которой подключается стартер при его проверке, должна быть заряжена не менее чем на 75%. Повышенный потребляемый ток и меньшее число оборотов якоря свидетельствуют о некачественной сборке стартера (перекос втулок подшипников или их тугая посадка на шейке вала).

Перед установкой стартера на двигатель тщательно осмотрите посадочные места как на двигателе, так и на стартере. Удалите с посадочных мест пыль, грязь, масло и краску. Наличие забоин и заусенцев на посадочных местах недопустимо. Посадочные места стартера должны плотно прилегать к посадочному месту заднего листа двигателя. Перекосы недопустимы.

Уход за стартером СТ-352Д пускового двигателя.
Стартер СТ-352Д
Рис. 7. Стартер СТ-352Д: 1 — крышка со стороны коллектора; 2 — корпус; 3 — якорь; 4 — крышка со стороны привода; 5 — привод; 6 — упорное кольцо; 7 — рычаг отводки; 8 — электромагнитное реле.

Через каждые 240 часов работы (при ТО №2) проверьте затяжку стяжных шпилек и крепление реле к стартеру.

Через 1920 часов работы (через одно ТО №3) снимите стартер и отправьте его в мастерскую для полной разборки, чистки, проверки состояния основных узлов и деталей. При этом:
а) проверьте состояние контактов реле, очистите их от пыли и грязи. При наличии на них подгара произведите зачистку или шлифовку. Если контактные болты в местах соприкосновения с контактным диском имеют значительный износ, их следует развернуть на 180°;
б) протрите коллектор чистой салфеткой, смоченной в бензине. При незначительном подгаре коллектора прошлифуйте его мелкой стеклянной шкуркой. При значительном износе коллектора проточите его на минимальную глубину и прошлифуйте;
в) проверьте состояние щеток. Щетки должны всей плоскостью прилегать к коллектору и свободно передвигаться в щеткодержателях;
г) проверьте давление пружин на щетки. Усилие, замеренное динамометром, должно быть в пределах 1000—1400 гс.

Перед сборкой смажьте дизельным маслом привод стартера, шейку и шлицы вала, упорные шайбы, пальцы и ось рычага. При проверке стартера на холостом ходу последний должен потреблять ток не более 50 А, а скорость вращения якоря должна быть не менее 5000 об/мин.

Уход за системой зажигания пускового двигателя. Уход за свечой зажигания. Уход за свечой зажигания пускового двигателя сводится к следующему.

Через каждые 960 часов работы (при ТО №3) очистите свечу от нагара и проверьте зазор между электродами.

Копоть и нагар, отложившиеся на внутренней части свечи, удалите с помощью щетки или на пескоструйном приборе. Для лучшего удаления нагара свечу перед чисткой опустите в бензин или керосин. После очистки свечи проверьте величину зазора между электродами с помощью щупа. Регулируется зазор (0,60—0,75 мм) подгибанием бокового электрода.

Уход за магнето.

    Уход за магнето сводится к следующему:

  1. Содержите магнето в чистоте. Не допускайте загрязнения провода и следите за тем, чтобы топливо и масло не попадали на его изоляцию. Концы провода должны быть надежно закреплены.
  2. Через каждые 960 часов работы (ТО №3) произведите подтяжку всех винтов крепления магнето, включая пинты крепления кулачков и гайку крепления жесткой полумуфты, проверьте состояние контактов и зазор между ними.
    Зачистку контактов производите специальным напильником, входящим в комплект инструмента тракториста.
    Для проверки и регулировки зазора между контактами поверните ротор магнето в положение, соответствующее наибольшему расхождению контактов, и проверьте щупом величину зазора, который должен быть в пределах 0,25—0,35 мм.
    Зазор регулируют поворачиванием эксцентрика стойки в такой последовательности:
    а) ослабьте винт крепления контактной стойки;
    б) отверткой, вставленной в прорезь эксцентрика, поверните стойку до получения нормального зазора между контактами;
    в) затяните винт крепления стойки.
  3. Через 3000 часов работы основного двигателя разберите магнето и замените смазку в подшипниках.
  4. При сезонном техническом уходе проверьте наличие смазки на грани кулачка. При отсутствии смазки пропитайте фильц 3—5 каплями дизельного масла.

Во избежание замасливания контактов прерывателя обильная смазка фильца не рекомендуется.

Разбирать магнето разрешается только лицам соответствующей квалификации в ремонтной мастерской.

Установка момента зажигания. Угол опережения зажигания на пусковом двигателе установлен на заводе и регулировка его в эксплуатации не требуется.

    Однако, если магнето снималось с пускового двигателя, для правильной его установки выполните следующее:

  1. Отсоедините провод от свечи и выверните свечу.
  2. Через отверстие под свечу опустите чистый стержень и, поворачивая коленчатый вал двигателя по направлению вращения часовой стрелки (если смотреть со стороны маховика), установите поршень в в.м.т.
  3. Поворачивая коленчатый вал в обратную сторону, установите поршень на 5—6 мм ниже в.м.т.
  4. Снимите крышку прерывателя магнето и проверните валик магнето в положение начала разрыва контактов прерывателя.
  5. В таком положении введите выступы полумуфты магнето в пазы шестерни привода и закрепите магнето болтами.
  6. Установите крышку магнето и присоедините привод к свече.

[Тракторы «Беларусь» МТЗ-80, МТЗ-80Л, МТЗ-82, МТЗ-82Л. 1973г.]

Похожие материалы

Обслуживание электрооборудования трактора Т-150К

Обслуживание приборов электрооборудования. Очищайте приборы и провода от пыли и грязи, следите за чистотой узлов электрооборудования и состоянием изоляции проводов: устраняйте повреждение изоляции, обматывая поврежденные места изоляционной лептой типа ПВХ.

Проверяйте надежность крепления электрооборудования и контрольно-измерительных приборов, состояние соединительных шлангов, указателей давления, следите за правильностью установки и регулировки фар, тщательно оберегайте коммутационную аппаратуру и приборы от попадания влаги.

Ремонтировать электродвигатели рекомендуется в ремонтных мастерских.

При замене ламп и фар следите, чтобы внутрь оптических элементов не попадали пыль и грязь. Поврежденные рассеиватели заменяйте немедленно новыми.

Особенно осторожно обращайтесь с зеркалом отражателя фар и фонарей. Лишь при сильном загрязнении допускается очистка зеркала отражателя от пыли и грязи. Для этого промойте его ватой в чистой теплой воде, все время меняя воду и вату. Просушите отражатель зеркалом вниз при комнатной температуре. Пятна, появившиеся на поверхности отражателя после просушки, удалять не рекомендуется.

Не допускайте коротких замыканий при установке электроламп в фонари указателей поворота, так как они являются одной из причин преждевременного выхода из строя реле-прерывателя указателей поворота.

В габаритных фонарях применены электрические лампы с нитью накала 5 Вт. Так как фонари обычно бывают включены длительное время, категорически запрещается устанавливать в них более мощные лампы, от сильного нагрева которых коробятся и портятся пластмассовые детали фонарей.

Приводом для тахоспидометра служит гибкий вал. При проведении технического обслуживания, а также при ремонте трактора оберегайте гибкий вал от резких перегибов и механических повреждений. Неисправность или недостаточная смазка гибкого вала являются причиной повышенных колебаний стрелки тахоспидометра.

При замене плавких вставок в блоке предохранителей необходимо знать, что в качестве плавкой вставки в предохранителе на 10 А должна быть установлена медная луженая проволока диаметром 0,26 мм, а в предохранителе на 29 А — диаметром 0,36 мм.

Категорически запрещается применять в качестве плавких вставок металлические предметы, не предназначенные для этой цели.

Категорически запрещается проверять исправность электрических цепей на искру!

Внимание! Оберегайте электрооборудование и приборы от попадания на них воды, топлива и масла. Мыть кабину внутри струей воды категорически запрещается.

В зависимости от климатического района, в котором работает аккумуляторная батарея, в нее заливают электролит, плотность которого должна соответствовать указанной в табл. 1.
Таблица 1.
Плотность электролита в зависимости от климатического района

Правильная эксплуатация аккумуляторной батареи и тщательный уход обеспечивают надежный и быстрый запуск трактора, увеличивают срок службы электрооборудования.

    Не реже одного раза в две недели выполняйте профилактические мероприятия:

  • очищайте батарею от пыли и грязи, электролит на поверхности батареи вытирайте чистой ветошью, смоченной в 10-процентном растворе нашатырного спирта или кальцинированной соды. Очищайте окислившиеся выводные клеммы батареи и наконечники
  • проверяйте крепление батареи в гнезде, надежность электрического контакта между наконечниками проводов и выводными клеммами батареи. Не допускайте натяжения проводов во избежание повреждения выводных клемм и образования трещин в мастике;
  • прочищайте вентиляционные отверстия в аккумуляторных пробках;
  • проверяйте уровень электролита в каждом аккумуляторе батареи и при необходимости доливайте дистиллированную воду. Уровень электролита должен быть на 10—15 мм выше предохранительного щитка, установленного над сепаратором. Замер производите стеклянной трубкой диаметром 3—5 мм. В жаркую погоду проверяйте уровень электролита через 60—120 моточасов;
  • доливайте электролит в аккумуляторы только в том случае, когда точно известно, что понижение его уровня произошло за счет выплескивания;
  • проверяйте целость моноблока и поверхности мастики, убедитесь в отсутствии трещин и просачивания электролита. Устранение трещин на поверхности мастики действующих батарей должно производиться на ремонтно-зарядных станциях с соблюдением необходимых мер предосторожности против взрыва гремучей смеси;
    сначала следует разрядить батарею, затем удалить из нее электролит, продуть ее сжатым воздухом, протереть и только после этого приступить к оплавлению мастики.

При сезонном техническом обслуживании, а также при участившихся случаях ненадежного запуска дизеля проверьте степень заряженности батареи. Степень заряженности аккумуляторной батареи определяйте замером напряжения на клеммах аккумулятора нагрузочной вилкой с силой разрядного тока 100 А (табл. 2) или по замеру плотности электролита (табл. 3) кислотомером (ареометром).
Таблица 2.
Степень заряженности аккумуляторной батареи. Проверка нагрузочной вилкой
Таблица 3.
Степень заряженности аккумуляторной батареи. Проверка ареометром
При систематическом недозаряде аккумуляторной батареи или выкипании электролита проверьте величину регулируемого напряжения реле-регулятора. Для этого подсоедините «+» вольтметра (не ниже класса I) к клемме «В» реле-регулятора, а «—» вольтметра соедините с «массой». Аккумуляторная батарея при этом должна быть подключена, а нагрузка создается включением всех потребителей. Скорость вращения дизеля доведите до номинальной и измерьте величину регулируемого напряжения.

При выключенных потребителях и оборотах дизеля, близких к номинальным, напряжение должно быть в пределах 13,7—14,5 В.

Одновременно замеряйте температуру электролита, чтобы учесть температурную поправку (табл. 4).
Таблица 4.
Температурная поправка к показаниям ареометра
Батарею, разряженную более чем на 25% зимой и более чем на 50% — летом, снимите с трактора и поставьте на подзаряд.

Помните, что при минусовых температурах электролит может замерзнуть, в результате чего батарея выйдет из строя.

Температура замерзания электролита в зависимости от его плотности приведена в табл. 5.
Таблица 5.
Температура замерзания электролита в зависимости от его плотности
Нужно также иметь в виду, что при понижении температуры емкость аккумуляторной батареи уменьшается.

Поэтому если трактор должен стоять на морозе больше 5—7 ч, то для обеспечения надежного пуска дизеля рекомендуется снимать батарею и держать ее это время в утепленном помещении.

ВНИМАНИЕ! Неправильное подключение аккумуляторной батареи в электрическую сеть трактора выводит генератор из строя!

Категорически запрещается проверить исправность аккумуляторной батареи по силе искры при замыкании клемм батареи между собой.

Во избежание разряда аккумуляторной батареи при остановке дизеля отключайте ее включателем «массы».

Уход за генератором. Не допускайте механических повреждений генератора. Вмятины на крышке, закрывающей регулятор напряжения, приводят к выходу из строя регулятора.

Удары по корпусу генератора могут привести к смещению статорных пластин, в результате чего якорь генератора будет задевать за статор, что вызовет заклинивание ротора генератора.

Регулярно очищайте поверхность генератора от пыли и грязи. Помните, что скопление пыли и грязи на поверхности генератора приводит к его перегреву и, как следствие, преждевременному выходу из строя.

Мыть генератор дизельным топливом, бензином и другими ГСМ категорически запрещается. Для очистки генератора используйте ветошь и воду, при этом избегайте применения струи воды под давлением. При чистке и мойке генератора прочищайте дренажные отверстия, расположенные в крышках генератора.

Не допускайте попадания масла на генератор. Масло, попадая между основанием регулятора и корпусом генератора, ухудшает электрическую связь регулятора с генератором, что может быть причиной нестабильности регулируемого напряжения.

Контролируйте и при необходимости подтягивайте гайки крепления выводной клеммы и наконечников проводов, обеспечивая надежный электрический контакт.

Контролируйте натяжение ремня привода генератора, не допуская его прославления или чрезмерного натяжения.

При нажатии большим пальцем руки на середину ветви ремня с усилием 40 Н (4 кгс) прогиб рения должен быть 8—14 мм.

Не допускайте (даже кратковременно) подключения в электрическую схему трактора аккумуляторной батареи обратной полярности, т. е. «минус» — в схему, «плюс» — на массу. Это приводит к выводу из строя регулятора и диодов выпрямителя генератора.

Не допускайте работу генератора без аккумуляторной батареи. В противном случае может иметь место невозбуждение генератора на малой частоте вращении дизеля и при больших электрических нагрузках.

В случае невозбуждения генератора при работе трактора без аккумуляторной батареи необходимо отключить потребители электроэнергии, оставив включенным плафон, довести частоту вращения дизеля до номинальной и от постороннего источника электроэнергии напряжением не выше 13 В возбудить генератор, коснувшись «плюсом» источника выводной клеммы генератора. Предварительно соедините отрицательный вывод источника с корпусом генератора. Возбуждение генератора контролируйте по загоранию лампы плафона.

После остановки дизеля обязательно отключите аккумуляторную батарею, выключив выключатель «массы» (контрольная лампа должна погаснуть), чтобы предотвратить разрядку аккумуляторной батареи через обмотки возбуждения генератора.

Для проверки состояния шарикоподшипников генератора снимите ремень и проверьте легкость и плавность вращения вала генератора. Убедитесь на ощупь в отсутствии повышенных осевых и радиальных люфтов в шарикоподшипники. При обнаружении их снимите генератор и отправьте в мастерскую для проверки и ремонта.

Разборка, очистка и проверка состояния стартера СТ 362.
Стартер СТ 362
Рис. 1. Стартер СТ 362: 1 — пружина щетки; 2 — колпак; 3 — болт стяжной; 4 — щетка; 5 — гайка; 6 — перемычка; 7, 13 — пружины возвратные; 8 — контакт; 9 — диск контактный; 10 — катушка тягового реле; 11 – винт; 12 — якорь тягового реле; 14 — серьги; 15 — рычаг включения стартера; 16 — прокладка уплотнительная; 17 — крышка со стороны привода; 18 — кольцо; 19 — шайба; 20 — вал якоря; 21 — шестерня включения; 22 — привод стартера; 23 — обмотка возбуждения электромагнита; 24 — якорь стартера; 25 — корпус стартера; 26 — коллектор; 27 — крышка со стороны коллектора.

    Отверните гайку крепления проводов их контактном болте реле и снимите провода:

  • отверните два винта крепления реле к крышке и снимите реле;
  • извлеките якорь 12 (рис. 1) с пружиной 7; отверните стяжные болты стартера снимите защитный колпак и вытяните из гнезд крышки 27 со стороны коллектора четыре щеточных пружины 1;
  • извлеките из корпуса 25 якорь 24 в сборе с крышкой 17 со стороны привода;
  • расшплинтуйте ось рычага 15 и отделите якорь с приводом от крышки со стороны привода;
  • снимите с вала кольцо и упорную шайбу; снимите с якоря привод;
  • очистите все узлы и детали от пыли и грязи. При этом, во избежание нарушения изоляции токоведущих частей, не промывайте якорь и внутреннюю часть корпуса водой, бензином и прочими растворителями;
  • проверьте состояние коллектора 26 и щеток 4. Щетки должны свободно передвигаться в гнездах крышки 27. При износе щеток по высоте до 8—9 мм замените их новыми. Несвоевременная замена щеток может привести к выходу из строя коллектора, а следовательно, и стартера в целом.
  • Протрите коллектор чистой салфеткой, слегка смоченной в бензине. При подгape коллектора зачистите его шкуркой шлифовальной №00 или проточите до получения гладкой поверхности. При этом за весь срок службы стартера допускается одноразовая проточка на глубину не более 0,5 мм;
  • опустите в дизельное масло привод стартера и проверните несколько раз шестерню 21, после чего дайте стечь маслу;
  • смажьте дизельным маслом шейки и шлицы вала, упорные шайбы, пальцы я ось рычага;
  • соберите стартер в порядке, обратном разборке;
  • после сборки проверьте стартер на холостом ходу. Частота вращения якоря должна быть не менее 83,3 об/с (5000 об/мин), а потребляемый ток не более 55 А.

[Трактор Т-150К. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Под ред. Б. П. Кашубы и И. А. Коваля 1983г.]

Похожие материалы

Неисправности электрооборудования тракторов Т-40, Т-40А

    Неисправности электрооборудования тракторов Т-40, Т-40А

  • Генератор не дает тока или дает малый зарядный ток
  • Шум или стук генератора
  • Перезарядка аккумуляторных батарей, большой зарядный ток при длительной работе трактора днем; частое перегорание ламп при длительной работе ночью
  • При остановке двигателя и выключенных потребителях амперметр показывает большой зарядный ток (контакты реле обратного тока не размыкаются)
  • Аккумуляторная батарея разряжается
  • В аккумуляторной батарее очень быстро понижается уровень электролита, кристаллизация соли на поверхности корпуса
  • Из вентиляционных отверстий аккумуляторов во время заряда выливается электролит
  • При включении стартера якорь его не вращается
  • После включения стартера происходит самопроизвольное частое включение и выключение тягового реле
  • Стартер «гудит» после пуска двигателя
  • При включении стартера слышен шум шестерни привода
  • Стартер не проворачивает коленчатого вала двигателя
  • При включении освещения лампочки не горят
  • Отсутствует накал в отдельных лампочках
  • Одна или несколько лапочек перегорают
  • Сигнал издает дребезжащий звук
  • При нажатии на кнопку сигнал не звучит
  • Сигнал звучит прерывисто
  • При неработающем двигателе сигнал звучит слабо и хрипло или совсем не звучит, а во время работы двигателя звучит нормально
  • Сигнал не выключается

Возможные причины и признаки неисправности электрооборудования тракторов Т-40 и Т-40А, а также способы их устранения представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Возможные причины и признаки неисправности электрооборудования тракторов Т-40 и Т-40А
[Тракторы Т-40, Т-40А. 1971г.]

Похожие материалы