Уход за электрооборудованием трактора Т-25

    Основные правила эксплуатации и ухода за генератором переменного тока и реле-регулятором.

  1. Запрещается запуск двигателя при отключенном плюсовом проводе между генератором и реле-регулятором, так как это приведет к возникновению на выпрямителе повышенного напряжения, опасного для выпрямителя.
  2. Запрещается проверка исправности коммутации генератора и схемы реле-регулятора путем прозвонки мегомметром либо посредством лампы, питаемой от сети 220 В.
  3. При мойке трактора следует избегать прямого попадания струи воды на генератор и реле-регулятор.
  4. Запрещается даже кратковременное соединение плюса генератора и реле-регулятора с «массой» (например с целью проверки на искру).
  5. Контакты регулятора напряжения и реле защиты практически не имеют износа при длительной эксплуатации и не нуждаются в зачистке. При производстве плановых ремонтов трактора промывка контактов допускается в случае их загрязнения только в мастерской.
  6. Промывку контактов производить капроновой лентой, смоченной спиртом или чистым бензином.
  7. При проверке и регулировке реле-регулятора на тракторе нельзя допускать загрязнения или запыления реле-регулятора, расположенных под крышкой.
    Перед снятием крышки с реле-регулятора необходимо удалить пыль с его наружной поверхности и резиновой прокладки.
  8. Если стрелка амперметра стоит на нуле или показывает незначительный ток- зарядки (запуск двигателя нормальный), это может означать, что батарея полностью заряжена и ток перезаряда отсутствует, поэтому не следует делать вывод о неисправности реле-регулятора без проверки вольтметром величины регулируемого напряжении.

Генератор. Генератор не имеет трущихся контактов, в нем установлены закрытые шарикоподшипники 180504 не требующие добавления смазки.

Техническое обслуживание генератора сведено до минимума.

    Для обеспечения нормальной работы генератора в эксплуатации необходимо следующее.

  1. Ежедневно: проверить исправность генераторной установки по контрольной лампочке красного цвета, установленной на щитке приборов трактора. При включении включателя «массы» перед пуском двигателя контрольная лампочка загорается. После пуска двигателя контрольная лампочка гаснет, что указывает на исправность генераторной установки.
    Контрольная лампочка не контролирует зарядку аккумуляторной батареи. Зарядка аккумуляторной батареи контролируется амперметром.
  2. Через каждые 60 часов работы (при ТО №1): выполнить работы, предусмотренные ежесменным ТО.
  3. Через каждые 120 часов работы (при очередном ТО №1 проверить натяжение приводного ремня генератора и при необходимости натянуть ремень. Слабое натяжение ремня приводит к пробуксовке его относительно шкива генератора. Это вызывает снижение напряжения и мощности, перегрев генератора, недозаряд аккумуляторной батареи, интенсивный износ ручья шкива и самого ремня. При сильном натяжении ремни происходит преждевременный износ шарикоподшипников и самого ремня.
  4. Через каждые 240 часов работы (при ТО №2): выполнить работы, предусмотренные ТО №1. Проверить состояние и надежность крепления проводов и штепсельного разъема, соединяющих генератор, реле-регулятор и реле-блокировки.
    При необходимости изолировать провода в местах повреждения изоляции, подтянуть крепления проводов, смазать резьбу соединительной гайки смазкой ЦИАТИМ-221 или жировым солидолом.
    Проверить крепление генератора на тракторе и при необходимости подтянуть его. Очистить генератор от пыли и грязи щеткой или влажной тряпкой. Мыть генератор дизельным топливом, бензином, а также струей воды под давлением из шланга запрещается, так как это приводит к выходу его из строя.
    Снять ремень, проверить легкость и плавность вращения ротора генератора. Убедиться на ощупь в отсутствии повышенных радиальных люфтов в шарикоподшипниках.

При наличии повышенного радиального люфта генератор снять с трактора для проверки и ремонта в мастерской.
Чертеж разобранного генератора представлен на рисунке 1.
Генератор в разобранном виде
Рис. 1. Генератор в разобранном виде: 1 — гайка; 2 — замковая шайба; 3 — шкив; 4 — передний держатель подшипника; 5 — винт; 6 — передняя крышка; 7 — статор; 8 — ротор; 9 — крышка задняя; 10 — шарикоподшипник; 11 — винт; 12 — гайка; 13 — шайба; 14 — винт; 15 — катушка возбуждения; 16 — сегментная шпонка; 17 — диод; 18 — болт стяжной; 19 — крышка выводов; 20 — винт; 21 — трубка.

Реле-регулятор. Проверка работы реле-регулятора на тракторе. Проверку реле-регулятора необходимо производить при каждом ТУ №3 или при необходимости.
Для проверки необходимо иметь вольтметр постоянного тока магнитоэлектрической системы со шкалой до 20 или 30 В, класса точности не ниже 1,5. Проверка осуществляется при включенной аккумуляторной батарее, которая должна иметь напряжение 12—13 В.
Вольтметр включается между клеммой «В» реле-регулятора и «массой».
Запускается двигатель и обороты его доводятся до номинальных (1600 об/мин).
Двигатель прогревают в течение 15—20 мин, затем, включив передние фары с дальним светом, задние фары и габариты, замеряют регулируемое напряжение.
Регулируемое напряжение должно находиться в пределах: 13,2-14,0 В при установке ППР в положение «Лето» и 14,0-15,0 В при установке ППР в положение «Зима».

    Порядок регулировки реле-регулятора на тракторе.

  1. При отключенном включателе «массы» осторожно спять крышку реле-регулятора, чтобы не повредить электромагнитные узлы реле-регулятора внутренней поверхностью крышки. Резиновую уплотнительную прокладку не снимать с основании.
  2. Включить включатель «массы» и вольтметр между клеммой «В» реле-регулятора и «массы», запустить двигатель и довести его обороты до номинальных. После 15-20 мин работы двигателя в этом режиме включаются все потребители кроме предпускового подогревателя и производится подрегулировка с контролем по вольтметру.
  3. Подрегулировка заключается в увеличении натяжения регулировочной пружины регулятора напряжения РН при необходимости повысить напряжение и в ослаблении натяжения пружины — при необходимости снизить регулировочное напряжение.
    Для регулировки следует пользоваться специальной регулировочной вилкой.
    При регулировке хвостовик угольника регулятора должен входить в прорезь вилки.
    Плавным поворотом рукоятки производится натяжение или ослабление пружины до положения, при котором вольтметр будет показывать требуемое напряжение.
  4. После подрегулировки остановить двигатель, выключить включатель «массы» и осторожно установить крышку.
    Тщательно завернуть все пять винтов крепления крышки. Затем проверить еще раз регулируемое напряжение по вольтметру при закрытой крышке реле-регулятора. При снятии и установке крышки не допускайте попадания внутрь реле-регулятора грязи, пыли, частиц масла и т.п.
    Подрегулировку реле-регулятора следует производить при следующих обстоятельствах.

  1. При проверке обнаружено, что регулируемое напряжение не укладывается в приведенные выше пределы, оговоренные для соответствующего положения ППР а при этом наблюдается следующее:
    а) продолжительное время значительный перезаряд аккумуляторной батареи при положении ППР «Лето» (независимо от времени эксплуатации трактора; в этом случае целесообразно подрегулировать регулятор напряжения РН при положении ППР «Лето» на 13,2-13,5 в;
    б) продолжительное время значительный недозаряд аккумуляторной батареи при положении ППР «Зима» (независимо от времени эксплуатации).
    В этом случае целесообразно отрегулировать регулятор напряжения РН при положении ППР «Зима» на 14,5-14,8 В.
  2. Когда регулируемое напряжение укладывается в требуемые пределы, но ввиду специфических условий эксплуатации наблюдается:
    а) при эксплуатации в условиях жаркого лета значительное выкипание электролита (уровень снижается более, чем на 10 мм за 200 ч работы); в этом случае целесообразно снизить регулируемое напряжение до 12,6-12,8 В при положении ППР «Лето»;
    б) при эксплуатации в условиях холодной зимы запуск двигателя затруднен из-за разрядки аккумулятора ниже 75% его емкости.
    В этом случае при положении ППР «Зима» целесообразно увеличить регулируемое напряжение в пределах 15,0-15,5 В.

Правила пользования ППР. При температуре окружающего воздуха +5° и выше ПНР установить в положение «Лето» и эксплуатация проводится в течение весенне-летнего и осенне-зимнего сезона при таком положении переключателя.

При установившейся отрицательной температуре окружающего воздуха ниже +5° ППР переключают в положение «Зима» и эксплуатация проводится в течение всего сезона при таком положения переключателя.

Кроме того, переключателем ППР целесообразно пользоваться при следующих обстоятельствах:
а) если при летней эксплуатации в положении ППР «Лето» наблюдается систематический недозаряд аккумуляторной батареи (низкая плотность электролита, затруднен запуск двигателя); чтобы повысить уровень регулируемого напряжения, не вскрывая реле-регулятор, надо ППР установить в положение «Зима»;
б) если при зимней эксплуатации в положении ППР «Зима» наблюдается систематический перезаряд аккумуляторной батареи.

Чтобы снизить регулируемое напряжение, не вскрывая реле-регулятор, надо ППР установить в положение «Лето».

Аккумуляторная батарея. Надежный и быстрый запуск трактора возможен только при работоспособном состоянии аккумуляторных батарей. Правильная эксплуатация и уход за ней увеличивает срок службы и надежность работы электрооборудования трактора.

При ежедневном техническом уходе необходимо убедиться в отсутствии течи электролита; после запуска двигателя по истечении 30—40 мин по амперметру проверить зарядный ток аккумуляторной батареи.

    Через каждые 60 ч работы трактора при ТУ №1 каждые 10—15 дней зимой и 5—6 дней летом необходимо произвести следующие работы.

  1. Очистить батарею от пыли и грязи, протереть чистой ветошью, смоченной в растворе нашатырного спирта пли кальцинированной соды (10%-ный раствор), окислившиеся выводные клеммы батареи и наконечники проводов очистить и смазать их неконтактные части техническим вазелином или жировым солидолом.
  2. Проверить и прочистить вентиляционные отверстия в пробках аккумуляторов.
  3. Закрепить наконечники проводов на выводных клеммах батареи, не допуская натяжения проводов для предупреждения порчи выводных клемм и образования трещин в мастике.
  4. Проверить целостность бака (отсутствие трещин и просачивания электролита); если на поверхности мастики батареи появились трещины, их необходимо ликвидировать путем оплавлении.
  5. Проверить надежность крепления аккумуляторных батарей к опоре.
  6. Проверить степень заряженности аккумуляторных батарей и уровень электролита в каждом элементе. Батарею, разряженную более 25% зимой и 50% летом, снять с трактора и поставить на зарядку.

Стартер. При запуске двигателя с помощью стартера необходимо соблюдать правила, изложенные в разделе «Пуск двигателя».
При эксплуатации двигателя соблюдать требования по уходу за стартером, изложенные в правилах технических уходов.

    Через каждые 2880 ч работы двигателя (при очередном техническом уходе № 3) надо снять стартер с двигателя, очистить его от пыли и грязи и выполнить следующее.

  1. Снять кожух, закрывающий щеточные люки, и проверить состояние коллектора, щеток и щеткодержателей. Отложившуюся на крышке, щеткодержателях и коллекторе пыль и грязь удалить протиранием ветошью и продувкой сжатым воздухом.
  2. Если на коллекторе виден подгар пли замасливание, то протереть ламели коллектора чистой ветошью, смоченной в бензине. Если подгар не смывается, то удалить его шлифованием мелкой стеклянной шкуркой зернистостью 100, а затем продуть сжатым воздухом или протереть сухой чистой ветошью (наличие цветов побезжалости на коллекторе вполне допустимо; в этом случае зачистка не требуется).
  3. Проверить возможность перемещения щеток в щеткодержателях. Щетки должны двигаться свободно, без заеданий.
  4. Снять крышку с реле стартера с вводными болтами и проверить состояние контактов. Если в реле пыль и грязь, удалить их, продув сжатым воздухом. При обнаружении на контактах сильного подгара зачистить его напильником с мелкой насечкой, а затем продуть сжатым воздухом.
    В случае сильного подгорания контактных болтов стартера и невозможности исправления их путем запиловки надфилем болты следует повернуть на 180°, а контактный диск перевернуть другой стороной.
  5. Проверить давление щеток на коллектор. Давление проверяется специальным динамометром (замеряется усилие в момент отрыва конца пружины от тела щеток, которое должно быть в пределах 1,5—2 кг).
    Пониженное давление приводит к резкому увеличению искрения под щетками при работе стартера, подгару пластин коллектора и потери мощности стартера. Повышение давления приводит к быстрому износу щеток. При износе щеток (высота щетки менее 5 мм) заменить их, применяя щетки только марки МГСО.
  6. Разобрать при необходимости стартер.
  7. Очистить все внутренние и наружные поверхности корпуса, крышек, реле включателя, якоря и защитного кожуха от пыли, грязи и масла сжатым воздухом и обтиркой. Промывать детали в керосине и воде не допускается.
  8. Если коллектор имеет выработку или большой подгар, неудаляющийся при шлифовании шкуркой, его необходимо проточить дочиста, не допуская, однако, большого съема металла, и затем зачистить стеклянной шкуркой зернистостью 100.
  9. Проверить состояние зубьев шестерни привода и венца маховика двигателя. Если на зубьях шестерни привода и венца маховика имеется выработка или торцевые забоины, то их надо запилить.
  10. Смазать все трущиеся части стартера (подшипники, шейки вала якоря, винтовая нарезка вала, втулки привода и др.) дизельным маслом.
  11. Собрать стартер.
  12. Отрегулировать и проверить, при необходимости, на специальном стенде стартер в указанном ниже порядке.

Фары. Уход за фарами заключается в смене перегоревших ламп и поврежденных деталей. При смене лампы следить, чтобы пыль не попадала внутрь корпуса фары.

Поврежденные стекла надо заменить немедленно после обнаружения трещин или разрушения. При замене ламп и стекол, а также при ремонте фары нельзя прикасаться к зеркалу отражателя. Для очистки от пыли отражатель нужно промыть в воде с помощью ваты, после чего надо просушить зеркалом вниз при комнатной температуре.

Возможные причины и признаки неисправности электрооборудования трактора Т-25 и способы их устранения.
Возможные причины и признаки неисправности электрооборудования трактора Т-25 и способы их устранения
[Герасимов А.Д. и др. Трактор Т-25. 1972г.]

Похожие материалы

Уход за электрооборудованием трактора ДТ-75

Уход за генератором. Ежедневно перед началом работы проверяют, исправен ли генератор. Для этого устанавливают средние обороты коленчатого вала двигателя и включают передние фары. В этом случае при исправном генераторе стрелка амперметра не должна показывать разряда аккумуляторной батареи. Генератор систематически очищают от грязи и масла, проверяют состояние крепления наконечников проводов, затяжку крепежных болтов и натяжение приводного ремня.

Слабо натянутый ремень пробуксовывает на шкиве генератора, вследствие чего якорь генератора вращается неравномерно. При чрезмерном натяжении перегружаются и быстро изнашиваются подшипники генератора.

Приводной ремень должен быть натянут так, чтобы его прогиб под усилием 6—7 кг, приложенным на середине ветви между шкивами генератора и коленчатого вала, был равен 15—20 мм.

Периодически проверяют состояние коллектора, щеток и щеткодержателей. При исправных щеткодержателях и щетках поверхность коллектора должна быть гладкой и иметь блестящую пленку светло- или темно-коричневого цвета.

Коллектор необходимо предохранять от замасливания. Следы масла на коллекторе удаляют салфеткой, смоченной в бензине. Для этого ослабляют болты крепления генератора. Снимают ремень со шкива и провертывают якорь от руки. Запрещается протирать коллектор во время работы двигателя.

Неправильное прилегание щеток к коллектору вызывает подгорание его поверхности и нарушает правильность работы генератора. Подгоревшая поверхность обычно темного цвета, без блестящей поверхности пленки и шероховатая.

Причинами подгорания могут быть: слабое нажатие на щетки, зависание их, повреждение обмотки якоря (обычно в местах припайки к коллектору), выступание коллекторных или изоляционных пластин.

При подгорании коллектора зачищают поверхность мелкой стеклянной шкуркой или протачивают его. После проточки углубляют изоляцию между пластинами коллектора на 0,5—0,8 мм и полируют его поверхность.

Щетки должны плотно прилегать к коллектору. Плохо притертые и новые щетки притирают к поверхности коллектора стеклянной шкуркой № 00, подкладываемой под щетку. Шкурку протягивают против направления вращения коллектора, при протягивании в противоположном направлении щетки приподнимают.

После притирки стеклянную и угольную пыль удаляют сжатым воздухом или волосяной щеткой. Если щетки изношены так, что их высота не превышает 14 мм или на контактной поверхности имеются вмятины, их заменяют новыми.

Перед сборкой отремонтированного генератора его детали очищают бензином, подшипники промывают в нем и заполняют их полости (2/3 объема) консистентной смазкой.

Собранный генератор проверяют в режиме двигателя. Для этого клеммы Я и Ш генератора соединяют между собой. Подводят к генератору через амперметр ток напряжением 12 В, для чего плюсовую клемму аккумуляторной батареи соединяют с клеммами Я и Ш, а минусовую — с винтом М генератора. В этом случае якорь генератора должен вращаться, а потребляемый генератором ток не должен превышать 6 А.

Уход за реле-регулятором. При эксплуатации трактора необходимо ежедневно проверять работу реле-регулятора по показаниям амперметра. Для этого после пуска двигателя стартером, когда аккумуляторная батарея немного разрядится, устанавливают средние обороты коленчатого вала основного двигателя. В случае исправной работы генератора и реле-регулятора амперметр покажет значительный, но не превышающий номинального, зарядный ток, величина которого будет постепенно уменьшаться.

Если амперметр показывает малый зарядный ток, стартер работает нормально, в аккумуляторной батарее плотность электролита соответствует норме и нормально работает освещение, то, следовательно, реле исправно и регулируемое напряжение находится в допустимых пределах.

Если же стартер не обеспечивает запуска пускового двигателя или амперметр при средних оборотах коленчатого вала основного двигателя не показывает зарядного тока, то следует сначала проверить состояние генератора, стартера, аккумуляторной батареи, надежность клеммовых соединений, целостность проводки и лишь после этого состояние реле-регулятора.

Реле-регулятор должен проверять и регулировать (в электромастерской или на тракторе) только квалифицированный электрик.

Реле-регулятор во время проверки и регулировки устанавливают в такое положение, в каком он крепится на тракторе, так как на параметры приборов оказывает влияние вес его подвижных деталей.

При сезонном обслуживании трактора, т.е. при переходе с летней эксплуатации на зимнюю и, наоборот, с зимней на летнюю, полностью проверяют и регулируют реле и ставят контактный винт посезонной регулировки в положение, соответствующее времени года.

Уход за стартером. Продолжительность непрерывного включения стартера при запуске двигателя не должна превышать 15 сек, иначе стартер будет перегреваться, а аккумуляторная батарея чрезмерно разряжаться.

Если двигатель не запускается стартером после первой попытки, следующую попытку делают через 1,0—1,5 мин, а после трех-четырех неудавшихся попыток необходимо проверить систему питания и зажигания двигателя и устранить неисправность.

После запуска надо немедленно отпустить рычаг включения стартера во избежание выхода из строя муфты обгона и разноса стартера.

Запрещается включать стартер при работающем двигателе.

Не следует запускать двигатель стартером при слабо заряженной аккумуляторной батарее, так как при включении стартера напряжение в цепи резко падает и становится недостаточным для обеспечения необходимых оборотов двигателя. Кроме того, нагрузка стартером еще более разрядит аккумуляторную батарею.

Уход за стартером проводят ежесменно и периодически в соответствии с правилами по техническому обслуживанию трактора.

В начале рабочей смены проверяют затяжку болтов крепления стартера на двигателе, а также стяжных болтов стартера. При ослаблении крепежных болтов шестерня привода смещается относительно маховика двигателя и не может войти в зацепление с венцом маховика.

Кроме того, проверяют надежность соединения электропроводов с клеммами стартера и аккумуляторной батареи.
Периодически проверяют состояние коллектора и щеток.

В случае разборки стартера детали очищают от грязи и масла и внимательно осматривают. Шлицевую часть вала, по которой перемещается привод, и шейки вала промывают в бензине или керосине, вытирают насухо и перед сборкой смазывают дизельным маслом.

Проверяют состояние контактов включателя и, если необходимо, зачищают их стеклянной шкуркой. При большом износе повертывают контактные болты на 180°.

Перед установкой стартера на двигатель выдвигают, повернув до упора рычаг включения, приводную шестерню в крайнее переднее положение и проверяют, а при необходимости регулируют зазор между ее передним торцом и упорной шайбой на валу якоря. Зазор должен быть в пределах 1—4 мм. Его регулируют поворотом колпачка центрального винта кнопки включателя. При завинчивании винта зазор уменьшается, при вывинчивании увеличивается. Собранный и отрегулированный стартер проверяют в мастерской на режиме холостого хода, причем потребляемый им ток должен быть не более 45 а, а скорость вращения якоря не менее 5000 об/мин.

Уход за аккумуляторной батареей. Электролит приготовляют из аккумуляторной серной кислоты (ГОСТ 667—53) и дистиллированной воды в керамической или эбонитовой посуде. Не рекомендуется применять стеклянную посуду, которая при повышении температуры электролита во время его приготовления часто лопается, а это может привести к несчастному случаю. Вначале в сосуд наливают необходимое количество воды, а затем, непрерывно помешивая раствор эбонитовой палочкой, добавляют тонкой струей серную кислоту.
Количество серной кислоты плотностью 1,83 для приготовления электролита можно определить по таблице 1.
Таблица 1.
Уход за аккумуляторной батареей. Количество серной кислоты для приготовления электролита
Электролит заливают в батарею только после остывания его до температуры не выше 25° С, предварительно проверив плотность раствора ареометром.

Плотность электролита выбирают из таблицы 2 в зависимости от времени года и района эксплуатации аккумуляторных батарей.
Таблица 2.
Плотность электролита
Перед заливкой из-под пробок элементов удаляют герметизирующие диски 6. Электролит заливают до уровня на 10—15 мм выше предохранительного щитка, установленного над сепараторами. Уровень проверяют стеклянной трубкой с внутренним диаметром 3—5 мм, па которой имеются две риски на расстоянии 10 и 15 мм от конца.

При проверке трубку опускают в заливную горловину аккумулятора до упора в предохранительный щиток 9, зажимают пальцем верхний конец трубки и вынимают ее. По высоте столбика электролита в трубке определяют его уровень в аккумуляторе. Нормально уровень должен располагаться между рисками трубки. Во время эксплуатации трактора уровень и плотность электролита проверяют не реже одного раза в две недели, а при круглосуточной работе — не реже одного раза в неделю.

В случае значительного понижения уровня электролита проверяют, нет ли трещин в баке. Если уровень понизился вследствие испарения электролита, доливают в аккумуляторную батарею дистиллированную воду. В крайнем случае вместо нее можно применять чистую дождевую или снеговую воду, но только при условии, если ее не собирали с железных крыш и не хранили в железных сосудах.

Зимой воду надо доливать непосредственно перед началом работы трактора.

Электролит доливают только тогда, когда точно известно, что его уровень понизился из-за выплескивания.
По плотности электролита можно установить и степень разряженности батареи. Величина плотности электролита зависит от температуры. Поэтому при определении плотности замеряют температуру электролита и к показанию ареометра прибавляют температурную поправку (табл. 3).
Таблица 3.
Температурная поправка
Точно определить степень разряженности аккумуляторной батареи по плотности электролита можно лишь в том случае, если известна его начальная плотность у полностью заряженной батареи и если во время эксплуатации в нее не доливали электролит.

Узнав плотность электролита полностью заряженной батареи и плотность электролита в аккумуляторах батареи, по таблице 4 можно определить степень ее разряженности.
Таблица 4.
Плотность электролита
Батарею, разряженную более чем на 25% зимой и на 50% летом, снимают с трактора и отправляют на зарядку. В исключительном случае допускается, запустив основной двигатель и установив средние обороты, подзаряжать батарею от генератора в течение 2—3 ч без включения других потребителей.

При переходе с зимней эксплуатации на летнюю и, наоборот, с летней на зимнюю батарею снимают с трактора и изменяют плотность электролита. Для этого батарею ставят на нормальный заряд, в конце которого доводят плотность электролита до требуемого значения.

Во время осмотра и обслуживания аккумуляторной батареи не следует допускать расплескивания электролита, который вызывает тяжелые ожоги. [Шаров М.А. и др. Трактор ДТ-75. 1970г.]

Похожие материалы

Уход за электрооборудованием трактора ДТ-54А

Уход за электрооборудованием, его неисправности и способы их устранения. Уход за электрооборудованием заключается в наружной очистке и проверке креплений всех приборов и проводов; чистке стекол и отражателей фар; установке светового луча фар; смазке подшипников генератора.

Уход за фарами. Стекло фар при загрязнении необходимо снаружи протирать чистой тряпкой, а при разборке фары (при замене лампы и других деталей) протирать с внутренней стороны. Поврежденное стекло следует заменить немедленно после обнаружения трещин. При несвоевременной смене поврежденного стекла на отражатель фары может попасть большое количество грязи и пыли и повредить его. По этой же причине нельзя заменять лампы, если окружающий воздух сильно запылен. При смене стекла нельзя прикасаться к зеркалу отражателя, чтобы не загрязнить и не повредить его.
Очищать от пыли зеркальную поверхность отражателя надо только при смене стекла и если в очистке отражателя действительно имеется надобность. Отражатели фар при загрязнении и потускнении следует очищать очень осторожно. Их надо промыть в чистой и теплой воде при помощи чистой ваты, делая круговые движения без сильного нажатия и сменяя загрязненную воду и вату. Промытый отражатель надо просушить при комнатной температуре, установив его зеркалом вниз. Если при сушке на зеркальной поверхности появятся пятна, удалять их не рекомендуется. Чтобы не повредить зеркальной поверхности отражателя, нельзя его протирать. При необходимости следует восстанавливать правильность направления светового пучка фар, поворачивая их в кронштейнах.

Уход за проводами. Все контакты и клеммы проводов должны быть чистыми и плотно затянутыми. Изоляцию проводов необходимо оберегать от попадания на них масла и топлива. Предохранять провода от обрывов и от соприкосновения с нагретыми частями трактора.

Уход за генератором переменного тока. При работе трактора днем генератор необходимо останавливать. Для этого снимают со шкива приводной ремень и закрепляют его на скобах. Периодически смазывают подшипники смазкой ЦИАТИМ-221 через имеющиеся масленки в крышках корпуса генератора.
В процессе эксплуатации в электрооборудовании могут возникнуть следующие неисправности.

Мигание света в фаре.
1. Нарушен контакт в цепи. Подтянуть крепления фары, проверить состояние проводов и крепление их наконечников.
2. Нарушена изоляция, происходит короткое замыкание при тряске. Проверить провод от фары к генератору или к выключателю. Проверить, нет ли замыкания в выключателе и переключателях.
3. Повреждена обмотка генератора. Разобрать генератор и проверить исправность обмотки.

Нет света в одной из фар.
1. Перегорела лампа. Заменить лампу.
2. Обрыв провода. Устранить обрыв или заменить провод. Если нет света в задней фаре, проверить исправность переключателя на стенке кабины. Для проверки вынимают штепсель провода из фары и, коснувшись концом провода массы, проверить искру. Если искра есть, проводка исправна, и наоборот.

Нет света в передних фарах и тускло светят задние фары.
1. Нет контакта в выключателе на щитке. Снять выключатель, зачистить контакты.
2. Повреждена обмотка генератора. Проверить и исправить обмотку.

Фары светят тускло.
1. Ослаблен ремень привода генератора. Остановить двигатель и натянуть ремень.
2. Поставлены лампы, мощность каждой из которых больше 21 свечи. Заменить лампы в фарах.

Отсутствие света в фарах.
1. Плохой контакт клеммы М генератора с массой трактора. Зачистить клемму и затянуть гайку.
2. Нет контакта в выключателе. Проверить выключатель массы.
3. Оборваны провода или разрушилась изоляция, и провода замкнули на массу. Соединить провода, устранить замыкание.

Часто перегорает щитковая лампа.
1. Щитковая лампа включена при неисправной лампе в передней фаре. Включать щитковую лампу только при исправной лампе фары.
[Гуревич А.М., Горожанкин В.И. Трактор ДТ-54А. 1968г.]

Похожие материалы