Уход за системой охлаждения трактора МТЗ-50

Рис. 1. Система охлаждения двигателя:

1 — жалюзи; 2 — водяной радиатор; 3 — масляный радиатор; 4 — пробка водяного радиатора; 5 — термостат; 6 — указатель температуры воды; 7 — кран слива воды из блока цилиндров; 9 — водяная рубашка головки цилиндров; 9 — водяная рубашка блока цилиндров; 10 — водяной насос; 11 — вентилятор; 12 — сливной краник; 13 — электродатчик. Условные обозначения: а — направление потока воды при установившемся тепловом режиме; б — направление потока воды при прокручивании двигателя стартером и в период работы двигателя при температуре ниже 70° С.

    Для нормальной работы системы охлаждения двигателя необходимо выполнять следующее:

  1. Заполнить систему охлаждения чистой, мягкой водой, лучше всего дождевой (снеговой). Жесткую воду смягчить кипячением или добавкой б—7 г каустической соды или 10—20 г стиральной соды на 10 л воды.
  2. Залить воду через воронку с сеткой, пользуясь чистой посудой. Для лучшей фильтрации рекомендуется на сетку воронки положить полотняную ткань.
  3. Заполнить радиатор до уровня горловины верхнего бака и при работе не допускать понижения уровня воды ниже чем на 8 см от верхней плоскости заливной горловины.
  4. Следить за температурой воды (75—95° С). Не разрешается работать при кипении воды в радиаторе.
  5. При повышении температуры воды выше нормальной проверять уровень воды в радиаторе, герметичность радиатора и натяжение ремня вентилятора.
  6. Доливать воду в систему охлаждения перегретого двигателя постепенно и обязательно при работающем двигателе. От резкого охлаждения при поступлении холодной воды в систему перегретого двигателя могут появляться трещины в головке и рубашке блока цилиндров. По этой же причине нельзя заливать слишком, горячую воду зимой в холодный двигатель.
  7. При появлении течи воды из дренажного отверстия водяного насоса следует заменить уплотнительную шайбу сальника крыльчатки.
  8. Следить за правильным натяжением ремня вентилятора.
  9. Содержать в чистоте радиатор. При сильной запыленности воздуха периодически очищать радиатор от пыли и обмывать водой.
  10. Содержать в чистоте резиновые шланги, не допуская попадания на них масла и топлива.
  11. Сливать всю воду из системы охлаждения двигателя после его остановки при температуре воздуха ниже + 5° С.
  12. Очищать систему охлаждения от накипи через каждые 3000 часов работы двигателя. Для удаления накипи следует применять раствор из 50—60 г каустической соды на 1 л воды.
    Очистку системы охлаждения производить в следующем порядке:

  • пустить двигатель и прогреть до рабочей температуры воду, остановить двигатель и слить воду;
  • закрыть сливные краники, залить в систему охлаждения 2 л керосина и заполнить систему приготовленным содовым раствором;
  • пустить двигатель и дать проработать 10—12 часов, после чего остановить его, слить из системы охлаждения раствор и тщательно промыть систему чистой водой.

Рис. 2. Водяной насос и вентилятор:

1 — вентилятор; 2 — ступица шкива; 3 — шпонка сегментная; 4 — валик водяного насоса; 5 — шкив водяного насоса; 6 — кольцо стопорное; 7 — масленка; 8 — пружина упорная сальника; 9 — крыльчатка насоса; 10 — манжета сальника крыльчатки; 11 — обойма сальника; 12 — шайба уплотняющая сальника; 13 — сальник каркасный самоподжимной; 14 — корпус насоса; 15 — ремень вентилятора; 16 — сальник каркасный самоподжимной.

Регулировка натяжения ремня вентилятора. При своевременной правильной регулировке натяжения ремня вентилятора обеспечивается нормальная работа системы охлаждения и увеличивается срок службы ремня.

Натяжение ремня следует проверять ежесменно на протяжении первых 2—3 смен (20—30 часов) работы ремня. После первых 2—3 смен работы ремня натяжение проверять через каждые 60 часов работы (при ТУ № 1).

Натяжение на ветви шкив генератора — шкив коленчатого вала должно быть таким, чтобы при нажатии большим пальцем руки с усилием 3—5 кгс прогиб ремня был в пределах 10—15 мм.

Натяжение ремня можно проверить подвешиванием груза весом 8 кг к лопасти вентилятора на расстоянии 5 мм от края. Вентилятор при этом должен медленно проворачиваться. [Тракторы Беларусь. МТЗ-50, МТЗ-50Л, МТЗ-52, МТЗ-52Л. 1974 г.]

Система охлаждения дизеля тракторов Т-40М, Т-40АМ, Т-40АНМ

Система охлаждения дизеля (рис. 1) состоит из вентилятора, направляющего кожуха, дефлекторов, ременного привода вентилятора и служит для отвода тепла от цилиндров и головок. Поверхности цилиндров и головок оребрены, что значительно увеличивает поверхности охлаждения и улучшает отвод тепла.

Рис. 1. Система охлаждения:

1 — кожух вентилятора; 2 — задний дефлектор; 3 — шпилька крепления среднего дефлектора; 4 — средний дефлектор; 5 — передний дефлектор

Вентилятор системы охлаждения (рис. 2) создает воздушный поток, служащий для интенсивного теплообмена цилиндров и головок. Он установлен с правой стороны дизеля, прикреплен хомутом к верхней части крышки распределительных шестерен.

При работе дизеля ротор вентилятора нагнетает воздух под кожух вентилятора, в пространство между ребрами цилиндров и головок. Для направления потока воздуха служит кожух вентилятора, задний, средний и передний дефлекторы (направляющие щитки). Вентилятор приводится во вращение клиноременной передачей от двухручьевого шкива, закрепленного на коленчатом валу.

Условия работы системы охлаждения. Показателем нормальной работы системы охлаждения является температура масла в магистрали дизеля, которая должна быть в пределах 40—120 °С.

    При повышении температуры масла в магистрали выше 120 °С останавливают дизель и устраняют неисправности, причинами которых могут быть:

  1. слабое натяжение, износ или обрыв ремней привода вентилятора (при обрыве ремней привода вентилятора на щитке приборов загорается красная лампа) — натягивают или заменяют ремни;
  2. засорение межреберного пространства цилиндров и головок цилиндров — очищают, сняв кожух вентилятора, средние и задние дефлекторы (при установке средних дефлекторов на дизель их располагают широкой частью вниз);
  3. засорение защитной сетки вентилятора — снимают сетку и очищают ее от пыли, грязи и т.п.;
  4. ослабление гайки шкива вентилятора — затягивают гайку.

Регулирование теплового режима дизеля. Тепловой режим регулируют с помощью диска, устанавливаемого на защитной сетке вентилятора (на входе охлаждающего воздуха в вентилятор) (см. рис. 2), а также включением и отключением масляного радиатора переключателем, расположенным на корпусе центрифуги. В холодное время года (при температуре +5 °С и ниже) масляный радиатор отключают от масляной системы, а диск устанавливают на защитную сетку вентилятора (у дизеля с посезонным регулированием теплового состояния при температуре окружающего воздуха до —25 °С температура масла в магистрали не ниже 40 °С обеспечивается установкой на вентиляторе диска и загрузкой дизеля не менее 40 % его номинальной мощности).

Рис. 2. Вентилятор системы охлаждения:

1 — рабочее колесо (ротор); 2 — упорная втулка; 3 — стяжной болт; 4 — вал вентилятора; 5 — шкив; 6 — гайка; 7 — направляющий аппарат

При температуре окружающего воздуха выше +5°С радиатор включают в систему, а диск снимают с вентилятора и сдают его на хранение.

В процессе эксплуатации необходимо следить за тем, чтобы кожух вентилятора не имел вмятин, а детали дефлекторов не были погнуты. Эти недостатки должны быть устранены. Нельзя допускать загрязнения канавок (ручьев) шкивов маслом, топливом и грязыо.

При выходе из строя одного из ремней привода вентилятора ремни снимают и устанавливают два новых ремня одинаковой длины. Ремни, бывшие в употреблении, подбирают в отдельные комплекты и только после этого устанавливают на дизель. Они должны иметь одинаковую длину. Комплектование новых ремней с ремнями, бывшими в эксплуатации, не допускается.

С завода тракторы отгружают с включенным в систему смазки радиатором. Дросселирующий диск на вентиляторе не устанавливают, его укладывают в ящик с инструментом.

Подшипники, установленные в вентиляторе, в процессе эксплуатации не требуют смазки до их выбраковки. [Тракторы Т-40М, Т-40АМ, Т-40АНМ. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. 1989 г.]

Система охлаждения дизеля СМД-66

На дизеле СМД-66 применена закрытая система охлаждения с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости. В качестве охлаждающей жидкости используют воду или антифриз. Циркуляция воды в системе охлаждения принудительная.

Рис. Схема системы охлаждения:

1 — шторка радиаторов; 2 — масляный радиатор; 3 — водяной радиатор; 4 — крышка заливной горловины; 5 — пароотводящая трубка; 6 — трубопровод подвода воды в радиатор; 7 — вентилятор; 8 — водяной насос; 9 — термостат; 10 — трубопровод отвода воды от двигателя; 11 — трос управления шторкой радиатора; 12 — водяной канал в головке цилиндров; 13 — трубопровод отвода воды от пускового двигателя; 14 — водяная рубашка пускового двигателя; 15 — водяная полость головки цилиндров; 16 — патрубок отвода воды; 17 — отверстия для прохода воды в головки цилиндров; 18 — трубопровод отвода воды от компрессора; 19 — водяная рубашка компрессора; 20 — трубопровод подвода воды к компрессору; 21 и 23 — отверстия для подвода воды в блок-картер; 22 — кран слива воды; 24 — водораспределительный канал в блок-картере; 25 — водяная рубашка блок-картера; 26 — отверстия для прохода воды из блок-картера в головку цилиндров; 27 — водораспределительный канал в передней крышке; 28 — трубопровод подвода воды к водяному насосу; 29 — кран слива воды из радиатора; 30 — рукоятка крана.

Насос 8 (рис.) забирает воду из нижнего бачка радиатора через трубопровод 28 и по водораспределительному каналу 27 в передней крышке подает через отверстия 21 и 23 в боковые литые каналы правого и левого блоков цилиндров блок-картера. К каждой гильзе цилиндров она поступает из каналов по литым отверстиям, которые смещены от осей цилиндров, благодаря чему создается вращательное движение потока вокруг гильз, устраняющее образование застойных зон и обеспечивающее равномерное охлаждение поверхности. Кольцевой пояс в блок-картере поджимает поток к гильзе цилиндров, улучшая охлаждение наиболее нагретой верхней ее части. По сверлениям 17 вода поступает в головку цилиндров и по горизонтальному сверлению направляется к наиболее нагретым частям, находящимся в зоне перемычек между клапанами. Через сверления 26 она идет на охлаждение форсунок. Циркулирующая вода в головке цилиндров отводит теплоту от впускных и выпускных патрубков, седел клапанов и направляющих втулок. Из водяной рубашки 15 вода проходит в канал 12 и через патрубки 16 отводится в коробку термостатов 9 и дальше в верхний бачок радиатора.

Проходя по трубкам радиатора 3, вода охлаждается потоком воздуха, создаваемого вентилятором 7. Включенные в систему охлаждения термостаты ускоряют прогрев дизеля при пуске и не допускают его переохлаждения в холодное время года. При температуре воды ниже 85 °С термостаты перекрывают доступ воды в радиатор и она поступает в водяной насос, минуя радиатор. При большей температуре термостаты перекрывают канал в водяной насос и открывают доступ воды в радиатор.

В крышке 4 заливной горловины водяного радиатора смонтирован паровоздушный клапан. Он состоит из двух клапанов: парового и воздушного. Паровой клапан позволяет поддерживать в системе охлаждения избыточное давление, повышающее температуру кипения воды. Система сообщается с атмосферой для стравливания избыточного пара при повышении давления выше 0,05 МПа (0,5 кгс/см²).

Воздушный клапан предохраняет радиатор от разрушения при охлаждении дизеля, когда в результате снижения температуры и конденсации пара давление в радиаторе может оказаться ниже атмосферного. При разрежении в радиаторе, равном 0,001…0,012 МПа (0,01…0,12 кгс/см²), воздушный клапан открывается и пропускает атмосферный воздух в радиатор.

Основное преимущество закрытой системы охлаждения — уменьшение потерь воды от испарения и выкипания. При этом уменьшаются отложения накипи.

В систему охлаждения дизеля включены также системы охлаждения пускового двигателя и компрессора. В пусковой двигатель вода подводится из водяной рубашки левого блока через отверстие в задней торцевой стенке, сообщенное трубкой с водоподводящим отверстием в цилиндре пускового двигателя. Отводится вода из головки пускового двигателя по трубопроводу 13 в главный трубопровод 10. В воздушный компрессор вода подводится по трубопроводу 20 из литого канала правого блока и отводится по трубопроводу 18 во всасывающую полость водяного насоса. Вместимость системы охлаждения 48 л. [Трактор ДТ-175С. Шевчук В.П. и др. 1988 г.]