Traktory ustrojstvo i tekhnicheskoe obsluzhivanie. OZON.ru | 978-5-4468-3656-7Traktory ustrojstvo i tekhnicheskoe obsluzhivanie. Uchebnoe posobie. Gennadij Gladov, Aleksandr Petrenko. Kupit shkolnyj uchebnik v knizhnom internet-magazine OZON.ru | 978-5-4468-3656-7

Уход за системой охлаждения трактора МТЗ-50

Рис. 1. Система охлаждения двигателя:

1 — жалюзи; 2 — водяной радиатор; 3 — масляный радиатор; 4 — пробка водяного радиатора; 5 — термостат; 6 — указатель температуры воды; 7 — кран слива воды из блока цилиндров; 9 — водяная рубашка головки цилиндров; 9 — водяная рубашка блока цилиндров; 10 — водяной насос; 11 — вентилятор; 12 — сливной краник; 13 — электродатчик. Условные обозначения: а — направление потока воды при установившемся тепловом режиме; б — направление потока воды при прокручивании двигателя стартером и в период работы двигателя при температуре ниже 70° С.

    Для нормальной работы системы охлаждения двигателя необходимо выполнять следующее:

  1. Заполнить систему охлаждения чистой, мягкой водой, лучше всего дождевой (снеговой). Жесткую воду смягчить кипячением или добавкой б—7 г каустической соды или 10—20 г стиральной соды на 10 л воды.
  2. Залить воду через воронку с сеткой, пользуясь чистой посудой. Для лучшей фильтрации рекомендуется на сетку воронки положить полотняную ткань.
  3. Заполнить радиатор до уровня горловины верхнего бака и при работе не допускать понижения уровня воды ниже чем на 8 см от верхней плоскости заливной горловины.
  4. Следить за температурой воды (75—95° С). Не разрешается работать при кипении воды в радиаторе.
  5. При повышении температуры воды выше нормальной проверять уровень воды в радиаторе, герметичность радиатора и натяжение ремня вентилятора.
  6. Доливать воду в систему охлаждения перегретого двигателя постепенно и обязательно при работающем двигателе. От резкого охлаждения при поступлении холодной воды в систему перегретого двигателя могут появляться трещины в головке и рубашке блока цилиндров. По этой же причине нельзя заливать слишком, горячую воду зимой в холодный двигатель.
  7. При появлении течи воды из дренажного отверстия водяного насоса следует заменить уплотнительную шайбу сальника крыльчатки.
  8. Следить за правильным натяжением ремня вентилятора.
  9. Содержать в чистоте радиатор. При сильной запыленности воздуха периодически очищать радиатор от пыли и обмывать водой.
  10. Содержать в чистоте резиновые шланги, не допуская попадания на них масла и топлива.
  11. Сливать всю воду из системы охлаждения двигателя после его остановки при температуре воздуха ниже + 5° С.
  12. Очищать систему охлаждения от накипи через каждые 3000 часов работы двигателя. Для удаления накипи следует применять раствор из 50—60 г каустической соды на 1 л воды.
    Очистку системы охлаждения производить в следующем порядке:

  • пустить двигатель и прогреть до рабочей температуры воду, остановить двигатель и слить воду;
  • закрыть сливные краники, залить в систему охлаждения 2 л керосина и заполнить систему приготовленным содовым раствором;
  • пустить двигатель и дать проработать 10—12 часов, после чего остановить его, слить из системы охлаждения раствор и тщательно промыть систему чистой водой.

Рис. 2. Водяной насос и вентилятор:

1 — вентилятор; 2 — ступица шкива; 3 — шпонка сегментная; 4 — валик водяного насоса; 5 — шкив водяного насоса; 6 — кольцо стопорное; 7 — масленка; 8 — пружина упорная сальника; 9 — крыльчатка насоса; 10 — манжета сальника крыльчатки; 11 — обойма сальника; 12 — шайба уплотняющая сальника; 13 — сальник каркасный самоподжимной; 14 — корпус насоса; 15 — ремень вентилятора; 16 — сальник каркасный самоподжимной.

Регулировка натяжения ремня вентилятора. При своевременной правильной регулировке натяжения ремня вентилятора обеспечивается нормальная работа системы охлаждения и увеличивается срок службы ремня.

Натяжение ремня следует проверять ежесменно на протяжении первых 2—3 смен (20—30 часов) работы ремня. После первых 2—3 смен работы ремня натяжение проверять через каждые 60 часов работы (при ТУ № 1).

Натяжение на ветви шкив генератора — шкив коленчатого вала должно быть таким, чтобы при нажатии большим пальцем руки с усилием 3—5 кгс прогиб ремня был в пределах 10—15 мм.

Натяжение ремня можно проверить подвешиванием груза весом 8 кг к лопасти вентилятора на расстоянии 5 мм от края. Вентилятор при этом должен медленно проворачиваться. [Тракторы Беларусь. МТЗ-50, МТЗ-50Л, МТЗ-52, МТЗ-52Л. 1974 г.]