Система охлаждения дизеля СМД-66

На дизеле СМД-66 применена закрытая система охлаждения с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости. В качестве охлаждающей жидкости используют воду или антифриз. Циркуляция воды в системе охлаждения принудительная.

Рис. Схема системы охлаждения:

1 — шторка радиаторов; 2 — масляный радиатор; 3 — водяной радиатор; 4 — крышка заливной горловины; 5 — пароотводящая трубка; 6 — трубопровод подвода воды в радиатор; 7 — вентилятор; 8 — водяной насос; 9 — термостат; 10 — трубопровод отвода воды от двигателя; 11 — трос управления шторкой радиатора; 12 — водяной канал в головке цилиндров; 13 — трубопровод отвода воды от пускового двигателя; 14 — водяная рубашка пускового двигателя; 15 — водяная полость головки цилиндров; 16 — патрубок отвода воды; 17 — отверстия для прохода воды в головки цилиндров; 18 — трубопровод отвода воды от компрессора; 19 — водяная рубашка компрессора; 20 — трубопровод подвода воды к компрессору; 21 и 23 — отверстия для подвода воды в блок-картер; 22 — кран слива воды; 24 — водораспределительный канал в блок-картере; 25 — водяная рубашка блок-картера; 26 — отверстия для прохода воды из блок-картера в головку цилиндров; 27 — водораспределительный канал в передней крышке; 28 — трубопровод подвода воды к водяному насосу; 29 — кран слива воды из радиатора; 30 — рукоятка крана.

Насос 8 (рис.) забирает воду из нижнего бачка радиатора через трубопровод 28 и по водораспределительному каналу 27 в передней крышке подает через отверстия 21 и 23 в боковые литые каналы правого и левого блоков цилиндров блок-картера. К каждой гильзе цилиндров она поступает из каналов по литым отверстиям, которые смещены от осей цилиндров, благодаря чему создается вращательное движение потока вокруг гильз, устраняющее образование застойных зон и обеспечивающее равномерное охлаждение поверхности. Кольцевой пояс в блок-картере поджимает поток к гильзе цилиндров, улучшая охлаждение наиболее нагретой верхней ее части. По сверлениям 17 вода поступает в головку цилиндров и по горизонтальному сверлению направляется к наиболее нагретым частям, находящимся в зоне перемычек между клапанами. Через сверления 26 она идет на охлаждение форсунок. Циркулирующая вода в головке цилиндров отводит теплоту от впускных и выпускных патрубков, седел клапанов и направляющих втулок. Из водяной рубашки 15 вода проходит в канал 12 и через патрубки 16 отводится в коробку термостатов 9 и дальше в верхний бачок радиатора.

Проходя по трубкам радиатора 3, вода охлаждается потоком воздуха, создаваемого вентилятором 7. Включенные в систему охлаждения термостаты ускоряют прогрев дизеля при пуске и не допускают его переохлаждения в холодное время года. При температуре воды ниже 85 °С термостаты перекрывают доступ воды в радиатор и она поступает в водяной насос, минуя радиатор. При большей температуре термостаты перекрывают канал в водяной насос и открывают доступ воды в радиатор.

В крышке 4 заливной горловины водяного радиатора смонтирован паровоздушный клапан. Он состоит из двух клапанов: парового и воздушного. Паровой клапан позволяет поддерживать в системе охлаждения избыточное давление, повышающее температуру кипения воды. Система сообщается с атмосферой для стравливания избыточного пара при повышении давления выше 0,05 МПа (0,5 кгс/см²).

Воздушный клапан предохраняет радиатор от разрушения при охлаждении дизеля, когда в результате снижения температуры и конденсации пара давление в радиаторе может оказаться ниже атмосферного. При разрежении в радиаторе, равном 0,001…0,012 МПа (0,01…0,12 кгс/см²), воздушный клапан открывается и пропускает атмосферный воздух в радиатор.

Основное преимущество закрытой системы охлаждения — уменьшение потерь воды от испарения и выкипания. При этом уменьшаются отложения накипи.

В систему охлаждения дизеля включены также системы охлаждения пускового двигателя и компрессора. В пусковой двигатель вода подводится из водяной рубашки левого блока через отверстие в задней торцевой стенке, сообщенное трубкой с водоподводящим отверстием в цилиндре пускового двигателя. Отводится вода из головки пускового двигателя по трубопроводу 13 в главный трубопровод 10. В воздушный компрессор вода подводится по трубопроводу 20 из литого канала правого блока и отводится по трубопроводу 18 во всасывающую полость водяного насоса. Вместимость системы охлаждения 48 л. [Трактор ДТ-175С. Шевчук В.П. и др. 1988 г.]