Система питания трактора Т-40

Система питания служит для подачи в цилиндры дизеля очищенного топлива и воздуха и образования из них смеси в пропорциях, обеспечивающих наилучший процесс горения. В систему питания входят: воздухоочиститель, впускной трубопровод, топливный бак, фильтры грубой и тонкой очистки топлива, топливный насос, топливопроводы высокого и низкого давления, система автоматического удаления воздуха.
Схема системы питания дизеля. Система питания (рис.)

Рис. Схема системы питания дизеля топливом:

2 — топливный бак; 2 — фильтр грубой очистки топлива (ФГО); 3 — трубка слива топлива в бак; 4 — фильтр тонкой очистки топлива (ФТО); 5 — трубка отвода воздуха; 6 — форсунка; 7 — топливный насос
работает следующим образом: очищенный воздухоочистителем воздух по впускному трубопроводу поступает в цилиндры дизеля. Топливо из топливного бака 1 по топливопроводам через фильтр 2 грубой очистки топлива засасывается подкачивающим насосом и нагнетается в фильтр 4 тонкой очистки топлива.

Очищенное топливо поступает в топливный насос 7 и далее по трубкам высокого давления через форсунки 6 в цилиндры дизеля. Избыточное топливо от форсунок по трубке 3 сливается в топливный бак.

Для удаления воздуха из системы питания на фильтре тонкой очистки топлива установлен штуцер, который через трубку 5 соединен с топливным баком. Через этот штуцер на работающем дизеле воздух удаляется автоматически, на неработающем — с помощью насоса ручной прокачки. [Практическое руководство. Тракторы Т-40М, Т-40АМ, Т-40АНМ. Техническое описание и инструкция по эксплуатации]

Статьи по теме: назначение системы питания дизеля; система питания топливом двигателя; схемы систем питания двигателей внутреннего сгорания; система питания двигателя Д-20; система питания двигателя Д-240; система питания двигателя Д-65; система питания двигателя трактора Т-150 (Т-150К); ТО системы питания трактора

Схемы систем питания двигателей внутреннего сгорания

Под системой питания понимают группу приборов и устройств, которые обеспечивают двигатель чистыми топливом и воздухом и участвуют в приготовлении топливовоздушной смеси. У двигателей, устанавливаемых на различные тракторы, количество этих приборов и их устройство может быть различным.

Устройство и действие системы питания дизелей. Наиболее полная схема системы питания дизеля представлена на рисунке 1.


Рис. 1. Схема системы питания дизелей:

1 — топливный насос высокого давления; 2 — фильтр тонкой очистки; 3 — воздухоочиститель; 4 — индикатор засоренности; 5 — бачок; 6 — подогреватель; 7 — заслонка; 8 — турбокомпрессор; 9 — глушитель-искрогаситель; 10 — указатель уровня топлива; 11 — топливный бак; 12 — фильтр отстойник; 13 — топливный насос низкого давления — подкачивающая помпа; 14 — регулятор; 15 — форсунка; 16, 17 — сливные трубки.

Топливо заливается в бак 11. Уровень топлива, находящегося в баке, можно контролировать по указателю 10. Топливо из бака по трубке направляется в фильтр-отстойник 12, где очищается от грубых механических примесей и воды, и поступает к подкачивающему насосу 13. Подкачивающий насос захватывает топливо и под небольшим давлением проталкивает через фильтр тонкой очистки 2, а затем подает уже полностью очищенное — в топливный насос 1 высокого давления. Из насоса 1 топливо в нужный момент и в необходимом количестве под высоким давлением направляется к форсунке 15, которая впрыскивает его в мелкораспыленном виде в камеру сгорания дизеля. Топливо, просочившееся через зазоры между деталями форсунок, от одной из них направляется по трубке 16 в турбокомпрессор для смазки клапанов механизма газораспределения, а от остальных — по трубке 17 сливается в топливный бак 11. Воздух, подаваемый в цилиндры двигателя, очищается от механических примесей в воздухоочистителе 3, а затем прямо или через турбокомпрессор 8 (в зависимости от конструкции дизеля) направляется в цилиндры, где и происходит смесеобразование. Состояние воздухоочистителя у некоторых тракторов можно контролировать при помощи встроенного индикатора засоренности 4. Необходимая частота вращения коленчатого вала при изменяющейся нагрузке на двигатель автоматически поддерживается регулятором 14. Для быстрой остановки двигателя при аварийной ситуации служит заслонка 7, а для облегчения пуска дизеля в холодную погоду на некоторых из них ставят электрофакельный подогреватель 6, получающий топливо из бачка 5. Отработавшие газы из цилиндров выходят в атмосферу через глушитель 9.

Устройство и действие системы питания карбюраторного двигателя существенно отличаются от системы питания дизелей большей простотой.

Рис. 2. Система питания карбюраторного двигателя:

1 — глушитель; 2 — топливный бак; 3 — фильтр-отстойник; 4 — трубка; 5 — воздухоочиститель; 6 — карбюратор; 7 — регулятор.

Топливо из бака 2 (рис. 2) самотеком поступает в фильтр-отстойник 3, где очищается от механических примесей и воды. В тех случаях, когда топливный бак расположен ниже карбюратора, в системе применяется насос низкого давления, подающий топливо под давлением. Очищенное топливо по трубке 4 поступает в карбюратор 6, где распиливается и перемешивается с воздухом, очищенным от пыли в воздухоочистителе 5 в нужной пропорции. Заданная частота вращения коленчатого вала во время работы двигателя автоматически поддерживается регулятором 7. Отработавшие газы выходят из цилиндра в атмосферу через глушитель 1. [Семенов В. M., Власенко В. Н. Трактор. 1989 г.]

Система питания топливом двигателя

К системе питания топливом относятся агрегаты и узлы, обеспечивающие подачу топлива в цилиндры, его распыл, а также очистку от посторонних частиц. В систему входят: топливный насос с регулятором, подкачивающий насос, фильтры грубой и тонкой очистки топлива, форсунки. Схема системы питания представлена на рисунке.

Рис. Схема системы питания топливом:

1 — фильтр грубой очистки топлива; 2 — топливопровод от бака; 3 — топливопровод к подкачивающему насосу; 4 — перепускной клапан; 5 — подкачивающий насос; 6 — топливопровод к фильтру тонкой счистки топлива; 7 — фильтр тонкой очистки топлива; 8 — клапан автоматического удаления воздуха; 9 — топливопровод слива в топливный бак; 10 — топливопровод к топливному насосу; 11 — топливопровод высокого давления; 12 — форсунка; 13 — топливный насос; 14 — сливной топливопровод, подсоединяемый к компрессору; 15 — сливные топливопроводы; 16 — топливопровод перепуска топлива; I…VI — номера цилиндров; 1…6 — последовательность подачи топлива по штуцерам топливного насоса.

Из топливного бака топливо засасывается подкачивающим насосом 5 через фильтр 1 грубой очистки и подается по топливопроводу 6 к фильтру 7 тонкой очистки. Из фильтра очищенное топливо по топливопроводу 10 поступает в насос 13, откуда по топливопроводам 11 под высоким давлением оно подается в порядке работы цилиндров к форсункам 12. Избыточное топливо из насоса поступает по топливопроводу 16 на всасывание в подкачивающий насос. Необходимое давление во впускной полости топливного насоса поддерживает перепускной клапан 4, установленный на входе в подкачивающий насос. Клапан отрегулирован на давление открытия 0,11…0,13 МПа (1,1…1,3кгс/см²). Количество перепускаемого топлива ограничивается жиклером, диаметр которого 0,6+0,1 мл.

На корпусе фильтра тонкой очистки установлен клапан 8 двухстороннего действия для автоматического удаления воздуха.

Когда дизель не работает, шарик клапана прижат пружиной к нижнему седлу. При прокачке топлива клапан, установленный в верхней точке топливной системы, открывается под давлением скопившегося воздуха или топливной эмульсии (смеси топлива с воздухом), пропуская воздух в топливный бак. При достижении рабочего давления в системе шарик клапана прижимается к верхнему седлу. Тем самым исключается утечка топлива из системы.

Топливо, просочившееся из форсунок, по зазору сопряжения игла распылителя — корпус отводится по сливным топливопроводам 15 в топливный бак. Из форсунки четвертого цилиндра сливное топливо по топливопроводу 14 поступает на вход турбокомпрессора. Поступая в компрессор вместе с воздухом, топливо смывает пылевые отложения на его колесе и смазывает впускные клапаны и их седла. [Трактор ДТ-175С. В. П. Шевчук, Я. Ф. Ракин, В. В. Косенко и др. 1988 г.]

Статьи по теме: назначение системы питания дизеля; схемы систем питания двигателей внутреннего сгорания; система питания двигателя Д-20; система питания двигателя Д-240; система питания двигателя Д-65; система питания двигателя трактора Т-150 (Т-150К); система питания трактора Т-40; ТО системы питания трактора