Воздухоочиститель прикреплен к штампованному кронштейну, установленному на корпусе, соединяющем двигатель с главной передачей трактора. Всасывающий канал головки цилиндра через патрубок корпуса подогревательного устройства присоединен резиновыми шлангами к патрубку головки воздухоочистителя.
Воздухоочиститель имеет три ступени очистки: сухой центробежный пылеотделитель, мокрую очистку в масляной ванне и тонкую — в сетчатых элементах корпуса. Устройство воздухоочистителя показано на рисунке.
1 — колпак; 2 — корпус сухого пылеотделителя; 3 — стяжной хомут; 4 — головка; 5 — корпус воздухоочистителя; 6 — стяжная шпилька; 7 — масляная ванна; 8 — сетка; 9 — крыльчатка; 10 — патрубок; 11 — выштампованные щели; 12 — юбка; 13 — днище; 14 — центральная труба; 15 — гофрированная сетка; 16 — кассета; 17 — резиновое кольцо; 18 — опорная кассета; 19 — зиговка; 20 — гайка-барашек; 21 — поддон.
Сухой пылеотделитель закреплен в верхней части центральной трубы 14 воздухоочистителя стяжным хомутом 3. Корпус пылеотделителя 2 имеет в верхней части три прямоугольных окна, через которые засасывается наружный воздух. Сетка 8 служит для задержания частиц соломы, половы и других остатков растений. В средней части корпуса приварена крыльчатка 9, предназначенная для закручивания потока воздуха, проходящего через нее. В нижней части к корпусу приварено днище 13 и патрубок 10. На корпусе вблизи днища выштампованы щели 11 для удаления задержанной пыли.
Штампованная юбка 12 направляет выброшенную пыль вниз, не давая ей вновь попасть во всасывающие окна пылеотделителя. Сверху корпус закрыт колпаком 1. Штампованная головка 4 приварена к корпусу 5. Через корпус и головку проходит центральная труба 14. Внутренняя полость корпуса заполнена тринадцатью гофрированными сетчатыми элементами, из которых семь нижних, заключенных в штампованные кассеты 16, съемные, а шесть верхних 15 вкладываются без кассет и удерживаются от выпадения при разборке воздухоочистителя отгибающимися пластинами, приваренными к корпусу.
Нижняя кассета 18 отличается от остальных и двумя шпильками, приваренными к центральной трубе, и барашками 20 плотно прижимает верхние кассеты друг к другу, не давая им перемещаться в корпусе при движении трактора. Снизу корпус закрыт штампованным поддоном, к днищу которого приварена масляная ванна 7. В поддон до уровня зиговки 19 заливают отработанное и тщательно отфильтрованное дизельное масло. Поддон притянут к корпусу двумя стяжными шпильками 6. Уплотнение между поддоном и корпусом достигается резиновым кольцом 17 и масляным «затвором», образующимся вследствие того, что нижняя часть корпуса опущена ниже уровня масла в поддоне. В результате такого уплотнения подсос неочищенного наружного воздуха в корпус воздухоочистителя отсутствует.
Воздухоочиститель работает так. Воздух засасывается в корпус пылеотделителя 2 через окна и сетку 8. Закручиваясь крыльчаткой 9 пыль, находящаяся в воздухе, под действием центробежных сил прижимается к внутренним стенкам корпуса и, опускаясь вниз, выбрасывается наружу через щели 11. Воздух, очищенный от наиболее крупных частиц пыли, попадает в масляную ванну 7 через центральную трубу 14. При этом частицы пыли, ударяясь с большой скоростью о поверхность масла, теряют энергию и оседают на дно масляной ванны. Из масляной ванны воздух поворачивает вверх и проходит через сетчатые элементы корпуса воздухоочистителя. Частицы масла, увлекаемые потоком воздуха из масляной ванны, оседают на сетчатых элементах и способствуют задержанию самых мелких частиц, оставшихся в воздухе. С сеток масло с задержанными частицами пыли снова стекает в масляную ванну. Так происходит непрерывная промывка сетчатых элементов воздухоочистителя. Очищенный от пыли воздух поступает в головку 4 воздухоочистителя и через патрубок и соединительную трубу направляется к всасывающему каналу головки цилиндра.
С 1964 года устанавливают воздухоочистители с фильтрующими элементами из склеенной капроновой путанки. В корпус вставлены: гофрированная металлическая сетка — экран, предохраняющий путанку от горячих газов подогревательного устройства; верхний и нижний брикеты. Нити верхнего брикета тоньше. Расположение брикетов менять нельзя. Новый и старый воздухоочистители взаимозаменяемы. [Трактор ДТ-20. Калиновский Н.Ф., Левитанус А.Д., Ходулин Ю.А. 1965 г.]