Коробка передач

Коробка передач преобразует крутящий момент по величине и направлению и влияет на тяговые и скоростные показатели трактора (автомобиля) — его динамические качества.

Крутящий момент колес и скорость движения трактора преобразуют, изменяя передаточное число трансмиссии, для чего в зацепление вводят соответствующие шестерни. Эта основная функция ступенчатой коробки передач характеризуется числом переключаемых передач и их передаточными числами.

Ступенчатые (шестеренчатые) коробки передач классифицируют по следующим основным признакам.

Типу шестеренчатой передачи — с неподвижными осями валов и с вращающимися осями валов (планетарные).

Числу валов, определяющему кинематическую схему — двухвальные, трехвальные, четырехвальные.

Способу зацепления шестерен — с подвижными шестернями и шестернями постоянного зацепления.

Процессу переключения передач — с остановкой трактора для переключения и с переключением передач на ходу.

Типу механизма переключения передач — механические, гидравлические и автоматические.

Расположению валов относительно продольной оси трактора — с продольным и поперечным расположением (специальные коробки передач).

Монтажным качествам — съемные, выполненные в отдельном агрегате, и собранные в общем корпусе с другими механизмами.

Большое разнообразие условий работы и выполняемых трактором технологических процессов, стремление достигнуть максимальной производительности потребовали многоступенчатых коробок передач с широким диапазоном скоростей. Число передач (ступеней) тракторных коробок составляет от 5 до 22, а диапазон основных скоростей движения переднего хода — от 0,03 до 9,5 м/с (0,1—34 км/ч) и выше.

Чем больше число передач, тем шире возможности выбрать такую рабочую скорость, которая соответствует оптимальной загрузке двигателя, а значит, высокой производительности и экономному расходованию топлива. Однако кинематическая схема коробки передач не должна быть излишне сложной, иначе увеличатся потери мощности на трение, стоимость производства и ремонта.

Передачи тракторов можно условно разделить на три группы: основные, транспортные и замедленные.

Основные передачи соответствуют главным рабочим операциям и используются при агрегатировании трактора продолжительное время.

Так, для трактора общего назначения основными являются передачи, применяемые при вспашке почвы, посеве зерновых культур, уходе за посевами; универсально-пропашные тракторы на основных передачах выполняют весь комплекс работ по возделыванию пропашных и технических культур и т. д. Число основных передач в зависимости от типа трактора и его конструкции составляет обычно от 4 до 7 (и более).

У современных тракторов этим передачам соответствуют скорости движения 1,4—4,2 м/с (5—15 км/ч); по мере развития техники скорости повышаются.

Транспортные передачи служат для перевозки грузов тракторными поездами и холостых переездов агрегата. Число транспортных передач колесных тракторов составляет 3—5, а соответствующие им скорости лежат в пределах 4,2—9,5 м/с; для гусеничных тракторов эти показатели соответственно 1—2 и 4,2 м/с.

Некоторые технологические процессы (работы с рассадопосадочными, лесопосадочными, корнеклубнеуборочными, мелиоративными машинами, погрузчиками непрерывного действия и др.) выполняются тракторными агрегатами только на малых скоростях — от 0,4 до 0,03 м/с (и ниже), для чего служат замедленные передачи. [Тракторы и автомобили. Гуревич А.М., Сорокин Е.М. 1978 г.]

Похожие материалы

Неисправности КП трактора

Подтекание масла коробки передач (КП), чрезмерный нагрев КП, затруднено переключение передач, самопроизвольное выключение передачи или включение двух передач одновременно — причины неисправностей коробки передач трактора и способы их устранения приведены в таблице.


[Тракторы. Родичев В.А. 2001 г.]

Коробка передач трактора ДТ-175С

Коробка передач — механическая, четырехвальная, с постоянным зацеплением шестерен на первом и втором рабочих диапазонах, обеспечивает получение двух рабочих, двух технологических (пониженных) передач и одну передачу заднего хода. Она состоит из корпуса 1 (рис. 1) с гнездами для установленных в стаканах шариковых и роликовых подшипников; первичного вала 12; вторичного вала 42, который изготовлен заодно с малой конической шестерней, находящейся в зацеплении с большой конической шестерней главной передачи; дополнительного вала 52 и вала 57; заднего хода; шестерен; механизма переключения передач.

Рис. 1. Коробка передач:

1 — корпус; 2 — ведомая шестерня; 3 и 38 — шестерни; 4 — регулировочное кольцо; 5 — упорное кольцо; 6, 13, 34 и 41 — роликовые подшипники; 7, 31 и 32 — шариковые подшипники; 8, 54, 59, 64 и 67 — стаканы; 9, 39 и 40 — стаканы подшипников; 10 — зубчатая муфта; 11, 33 и 47 — втулки; 12 — первичный вал; 14 — шестерня постоянного зацепления; 15 — ведущая шестерня I передачи; 16 — верхняя ось; 17 — вилка переключения I и II передач; 18 — боковая планка; 19 — разделительная планка; 20 — планка переключения передач; 21 и 28 — крышки; 22 и 27 — рычаги; 23 — фланец; 24 — рычаг коробки передач; 25 — штифт; 26 — кулиса; 29 и 43 — фиксаторы; 30 — ведущая шестерня II передачи; 35 — регулировочное кольцо; 36 — стопорное кольцо; 37 — ведомая шестерня II передачи; 42 — вторичный вал; 44 — пробка; 45 — электрический включатель системы блокировки; 46 — ось; 48 — шарик; 49 — рамка; 50 — винт оси рамки; б — разрез по валу заднего хода; 51 — блок шестерен; 52 — дополнительный вал; 53 и 56 — шестерни; 55, 58, 65 и 68 — роликовые подшипники; 57 — вал заднего хода; 60 — ведомая шестерня; 61 — средняя ось; 62 — вилка заднего хода; 63 — шестерня заднего хода; 66 — вилка переключения технологических передач.

На первичном валу установлены: шестерня 14, находящаяся в постоянном зацеплении с ведомой шестерней 60 вала заднего хода; шестерня 15 I рабочей передачи и шестерня 30 II рабочей передачи, свободно вращающиеся на шариковых подшипниках и находящиеся в постоянном зацеплении соответственно с шестернями 3 и 30 на вторичном валу.

Вращение с первичного вала через шестерни 14 и 60 передается на вал заднего хода, откуда через шестерню 56, находящуюся в постоянном зацеплении с шестерней 53, — на дополнительный вал. Таким образом, первичный и дополнительный валы постоянно вращаются в одну сторону, вал заднего хода — в другую.

Включают I и II рабочие передачи зубчатой муфтой 10 при вводе ее в зацепление соответственно с шестернями 15 и 30.

Включают I и II технологические передачи перемещением подвижного блока 51 соответственно влево по валу через шестерню 2 вторичного вала или вправо по валу через шестерню 38.

Передачу заднего хода включают шестерней 63 при перемещении ее вилкой переключения до зацепления с шестерней 2.

На всех передачах работают при разблокированном гидротрансформаторе.

Все передачи включают рычагом 22. При этом нижний его конец, перемещая в поперечном направлении, вводят в паз соответствующей планки и в зависимости от того, какая передача должна быть включена, подают планку вперед или назад и включают необходимую передачу (согласно схеме на рисунке 2).

Рис. 2. Схема положения рычага переключения передач:
1 — рабочая I передача; 2 — рабочая II передача; 1Т — технологическая I передача; 2Т — технологическая II передача; ЗХ — задний ход.

В качестве устройства, предотвращающего одновременное перемещение двух планок 20 (см. рис. 1), применены разделительные планки 19.

При включении передач необходимо, чтобы нижний конец рычага 22 был установлен в паз переключения передачи так, чтобы при перемещении он не задевал разделительных планок. Рычаг устанавливают в пазы крайних планок переключения до упора его нижнего конца в боковые планки 18.

Запрещается включать передачи с характерным шумом, свидетельствующим о соударении торцов зубьев включаемых шестерен. При появлении этой неисправности следует отрегулировать тормозок карданного вала.
При переключении передач необходима выдержка в течение 3… 4 с.

На переднем конце дополнительного вала смонтирован привод для хвостовика гибкого вала тахомотосчетчика. В коробке передач предусмотрено две системы блокировки: со сцеплением и с системой пуска дополнительным двигателем.

Переключение передач блокируется кулисой 26, связанной системой рычагов с педалью управления сцеплением. При выключенном сцеплении кулиса располагается так, что фиксаторы могут беспрепятственно подниматься и освобождать планки переключения. При этом станет возможным переключение передач. При включенном сцеплении кулиса располагается так, что фиксаторы не могут подняться и освободить планки переключения. В этом положении переключать передачи невозможно.

Для предотвращения работы пускового двигателя при включенной передаче служит система блокировки рычага коробки передач с электрической системой этого двигателя, которая позволяет производить пуск только при нейтральном положении рычага 24 (рис. см. 1).

В расточке крышки коробки передач закреплена втулка 47 с электрическим включателем 45. На оси 46 и винте 50 установлена рамка 49. При перемещении рычага 24 из нейтрального положения рамка перемещает шарик 48 до касания с наконечником включателя 45. В результате первичная обмотка магнето пускового двигателя замыкается на «массу» и пуск его становится невозможным. [Трактор ДТ-175С. Шевчук В.П. и др. 1988 г.]

Похожие материалы