Уход за генератором. Ежедневно перед началом работы проверяют, исправен ли генератор. Для этого устанавливают средние обороты коленчатого вала двигателя и включают передние фары. В этом случае при исправном генераторе стрелка амперметра не должна показывать разряда аккумуляторной батареи. Генератор систематически очищают от грязи и масла, проверяют состояние крепления наконечников проводов, затяжку крепежных болтов и натяжение приводного ремня.
Слабо натянутый ремень пробуксовывает на шкиве генератора, вследствие чего якорь генератора вращается неравномерно. При чрезмерном натяжении перегружаются и быстро изнашиваются подшипники генератора.
Приводной ремень должен быть натянут так, чтобы его прогиб под усилием 6—7 кг, приложенным на середине ветви между шкивами генератора и коленчатого вала, был равен 15—20 мм.
Периодически проверяют состояние коллектора, щеток и щеткодержателей. При исправных щеткодержателях и щетках поверхность коллектора должна быть гладкой и иметь блестящую пленку светло- или темно-коричневого цвета.
Коллектор необходимо предохранять от замасливания. Следы масла на коллекторе удаляют салфеткой, смоченной в бензине. Для этого ослабляют болты крепления генератора. Снимают ремень со шкива и провертывают якорь от руки. Запрещается протирать коллектор во время работы двигателя.
Неправильное прилегание щеток к коллектору вызывает подгорание его поверхности и нарушает правильность работы генератора. Подгоревшая поверхность обычно темного цвета, без блестящей поверхности пленки и шероховатая.
Причинами подгорания могут быть: слабое нажатие на щетки, зависание их, повреждение обмотки якоря (обычно в местах припайки к коллектору), выступание коллекторных или изоляционных пластин.
При подгорании коллектора зачищают поверхность мелкой стеклянной шкуркой или протачивают его. После проточки углубляют изоляцию между пластинами коллектора на 0,5—0,8 мм и полируют его поверхность.
Щетки должны плотно прилегать к коллектору. Плохо притертые и новые щетки притирают к поверхности коллектора стеклянной шкуркой № 00, подкладываемой под щетку. Шкурку протягивают против направления вращения коллектора, при протягивании в противоположном направлении щетки приподнимают.
После притирки стеклянную и угольную пыль удаляют сжатым воздухом или волосяной щеткой. Если щетки изношены так, что их высота не превышает 14 мм или на контактной поверхности имеются вмятины, их заменяют новыми.
Перед сборкой отремонтированного генератора его детали очищают бензином, подшипники промывают в нем и заполняют их полости (2/3 объема) консистентной смазкой.
Собранный генератор проверяют в режиме двигателя. Для этого клеммы Я и Ш генератора соединяют между собой. Подводят к генератору через амперметр ток напряжением 12 В, для чего плюсовую клемму аккумуляторной батареи соединяют с клеммами Я и Ш, а минусовую — с винтом М генератора. В этом случае якорь генератора должен вращаться, а потребляемый генератором ток не должен превышать 6 А.
Уход за реле-регулятором. При эксплуатации трактора необходимо ежедневно проверять работу реле-регулятора по показаниям амперметра. Для этого после пуска двигателя стартером, когда аккумуляторная батарея немного разрядится, устанавливают средние обороты коленчатого вала основного двигателя. В случае исправной работы генератора и реле-регулятора амперметр покажет значительный, но не превышающий номинального, зарядный ток, величина которого будет постепенно уменьшаться.
Если амперметр показывает малый зарядный ток, стартер работает нормально, в аккумуляторной батарее плотность электролита соответствует норме и нормально работает освещение, то, следовательно, реле исправно и регулируемое напряжение находится в допустимых пределах.
Если же стартер не обеспечивает запуска пускового двигателя или амперметр при средних оборотах коленчатого вала основного двигателя не показывает зарядного тока, то следует сначала проверить состояние генератора, стартера, аккумуляторной батареи, надежность клеммовых соединений, целостность проводки и лишь после этого состояние реле-регулятора.
Реле-регулятор должен проверять и регулировать (в электромастерской или на тракторе) только квалифицированный электрик.
Реле-регулятор во время проверки и регулировки устанавливают в такое положение, в каком он крепится на тракторе, так как на параметры приборов оказывает влияние вес его подвижных деталей.
При сезонном обслуживании трактора, т.е. при переходе с летней эксплуатации на зимнюю и, наоборот, с зимней на летнюю, полностью проверяют и регулируют реле и ставят контактный винт посезонной регулировки в положение, соответствующее времени года.
Уход за стартером. Продолжительность непрерывного включения стартера при запуске двигателя не должна превышать 15 сек, иначе стартер будет перегреваться, а аккумуляторная батарея чрезмерно разряжаться.
Если двигатель не запускается стартером после первой попытки, следующую попытку делают через 1,0—1,5 мин, а после трех-четырех неудавшихся попыток необходимо проверить систему питания и зажигания двигателя и устранить неисправность.
После запуска надо немедленно отпустить рычаг включения стартера во избежание выхода из строя муфты обгона и разноса стартера.
Запрещается включать стартер при работающем двигателе.
Не следует запускать двигатель стартером при слабо заряженной аккумуляторной батарее, так как при включении стартера напряжение в цепи резко падает и становится недостаточным для обеспечения необходимых оборотов двигателя. Кроме того, нагрузка стартером еще более разрядит аккумуляторную батарею.
Уход за стартером проводят ежесменно и периодически в соответствии с правилами по техническому обслуживанию трактора.
В начале рабочей смены проверяют затяжку болтов крепления стартера на двигателе, а также стяжных болтов стартера. При ослаблении крепежных болтов шестерня привода смещается относительно маховика двигателя и не может войти в зацепление с венцом маховика.
Кроме того, проверяют надежность соединения электропроводов с клеммами стартера и аккумуляторной батареи.
Периодически проверяют состояние коллектора и щеток.
В случае разборки стартера детали очищают от грязи и масла и внимательно осматривают. Шлицевую часть вала, по которой перемещается привод, и шейки вала промывают в бензине или керосине, вытирают насухо и перед сборкой смазывают дизельным маслом.
Проверяют состояние контактов включателя и, если необходимо, зачищают их стеклянной шкуркой. При большом износе повертывают контактные болты на 180°.
Перед установкой стартера на двигатель выдвигают, повернув до упора рычаг включения, приводную шестерню в крайнее переднее положение и проверяют, а при необходимости регулируют зазор между ее передним торцом и упорной шайбой на валу якоря. Зазор должен быть в пределах 1—4 мм. Его регулируют поворотом колпачка центрального винта кнопки включателя. При завинчивании винта зазор уменьшается, при вывинчивании увеличивается. Собранный и отрегулированный стартер проверяют в мастерской на режиме холостого хода, причем потребляемый им ток должен быть не более 45 а, а скорость вращения якоря не менее 5000 об/мин.
Уход за аккумуляторной батареей. Электролит приготовляют из аккумуляторной серной кислоты (ГОСТ 667—53) и дистиллированной воды в керамической или эбонитовой посуде. Не рекомендуется применять стеклянную посуду, которая при повышении температуры электролита во время его приготовления часто лопается, а это может привести к несчастному случаю. Вначале в сосуд наливают необходимое количество воды, а затем, непрерывно помешивая раствор эбонитовой палочкой, добавляют тонкой струей серную кислоту.
Количество серной кислоты плотностью 1,83 для приготовления электролита можно определить по таблице 1.
Таблица 1.
Электролит заливают в батарею только после остывания его до температуры не выше 25° С, предварительно проверив плотность раствора ареометром.
Плотность электролита выбирают из таблицы 2 в зависимости от времени года и района эксплуатации аккумуляторных батарей.
Таблица 2.
Перед заливкой из-под пробок элементов удаляют герметизирующие диски 6. Электролит заливают до уровня на 10—15 мм выше предохранительного щитка, установленного над сепараторами. Уровень проверяют стеклянной трубкой с внутренним диаметром 3—5 мм, па которой имеются две риски на расстоянии 10 и 15 мм от конца.
При проверке трубку опускают в заливную горловину аккумулятора до упора в предохранительный щиток 9, зажимают пальцем верхний конец трубки и вынимают ее. По высоте столбика электролита в трубке определяют его уровень в аккумуляторе. Нормально уровень должен располагаться между рисками трубки. Во время эксплуатации трактора уровень и плотность электролита проверяют не реже одного раза в две недели, а при круглосуточной работе — не реже одного раза в неделю.
В случае значительного понижения уровня электролита проверяют, нет ли трещин в баке. Если уровень понизился вследствие испарения электролита, доливают в аккумуляторную батарею дистиллированную воду. В крайнем случае вместо нее можно применять чистую дождевую или снеговую воду, но только при условии, если ее не собирали с железных крыш и не хранили в железных сосудах.
Зимой воду надо доливать непосредственно перед началом работы трактора.
Электролит доливают только тогда, когда точно известно, что его уровень понизился из-за выплескивания.
По плотности электролита можно установить и степень разряженности батареи. Величина плотности электролита зависит от температуры. Поэтому при определении плотности замеряют температуру электролита и к показанию ареометра прибавляют температурную поправку (табл. 3).
Таблица 3.
Точно определить степень разряженности аккумуляторной батареи по плотности электролита можно лишь в том случае, если известна его начальная плотность у полностью заряженной батареи и если во время эксплуатации в нее не доливали электролит.
Узнав плотность электролита полностью заряженной батареи и плотность электролита в аккумуляторах батареи, по таблице 4 можно определить степень ее разряженности.
Таблица 4.
Батарею, разряженную более чем на 25% зимой и на 50% летом, снимают с трактора и отправляют на зарядку. В исключительном случае допускается, запустив основной двигатель и установив средние обороты, подзаряжать батарею от генератора в течение 2—3 ч без включения других потребителей.
При переходе с зимней эксплуатации на летнюю и, наоборот, с летней на зимнюю батарею снимают с трактора и изменяют плотность электролита. Для этого батарею ставят на нормальный заряд, в конце которого доводят плотность электролита до требуемого значения.
Во время осмотра и обслуживания аккумуляторной батареи не следует допускать расплескивания электролита, который вызывает тяжелые ожоги. [Шаров М.А. и др. Трактор ДТ-75. 1970г.]
Похожие материалы
- ТО электрического оборудования трактора
- Текущий ремонт электрооборудования трактора ДТ-175С
- Обслуживание электрооборудования трактора Т-150К
- Обслуживание электрооборудования трактора ДТ-75Н
- Уход за электрооборудованием трактора Т-25
- Уход за электрооборудованием трактора ДТ-54А
- Уход за электрооборудованием тракторов МТЗ-80, МТЗ-80Л, МТЗ-82, МТЗ-82Л
- Неисправности электрооборудования тракторов Т-40М, Т-40АМ, Т-40АНМ
- Неисправности электрооборудования тракторов Т-40, Т-40А
- Неисправности электрооборудования тракторов МТЗ и ЮМЗ