Водяной насос и вентилятор. Вода в системе охлаждения циркулирует под действием водяного насоса, а охлаждается в радиаторе с помощью воздуха, просасываемого вентилятором. Выполнены они в одном узле, установленном на верхней площадке передней крышки.
1 — вентилятор; 2 — ступица шкива; 3 — стопорное кольцо; 4 — приводной ремень; 5 и 24 — шариковые подшипники; 6 — трубка подвода масла; 7 — трубка отвода воды от термостатов; 8 — крышка водяного насоса; 9 — крыльчатка; 10 — болт; 11 — втулка; 12 — гайка; 13 — прокладка; 14 — обойма уплотнения; 15 — манжета; 16 — пружина; 17 — кольцо скольжения; 18 — каркас пружины; 19 — контрольное отверстие; 20 и 25 — самоподжимные манжеты; 21 — валик; 22 — отверстие для слива масла; 23 — корпус; 26 — шкив привода; 27 — корончатая гайка; 28 — болт крепления вентилятора и шкива.
Чугунный корпус 23 (рис. 1) представляет собой фасонную отливку, в которой на двух шариковых подшипниках 5 и 24 вращается валик 21. Полость шариковых подшипников уплотнена самоподжимными резиновыми манжетами 20 и 25. От осевого смещения валик зафиксирован стопорным кольцом 3. Смазывание подшипников — циркуляционное. Масло из смазочной системы поступает по трубке 6 в полость подшипников и сливается по сверлению 22 через одну из лап крепления в картер дизеля. В расширенной части корпуса расположены приемная полость центробежного водяного насоса и «улитка». Крыльчатка 9 установлена в расточке «улитки» и закреплена на валике с помощью болта 10. На приемной камере имеется входной патрубок, отлитый заодно с корпусом, для подачи воды на крыльчатку. «Улитка» заканчивается патрубком. Со стороны крыльчатки корпус закрыт штампованной крышкой 8, закрепленной с помощью шести шпилек и гаек 12 и уплотненной паронитовой прокладкой 13. В нижней части корпуса выполнены две лапы для крепления на передней крышке. К верхнему обработанному фланцу прикреплена трубка 7 для отвода воды от термостатов в приемную камеру насоса.
Крыльчатка 9 представляет собой литой чугунный диск с шестью лопатками и ступицей с плавным переходом от ступицы к диску. Для уменьшения гидравлического сопротивления нижние концы лопаток изогнуты в сторону вращения. Три сверления в диске — разгрузочные и служат для выравнивания давления перед крыльчаткой и за ней, уменьшая осевое усилие на подшипники. Для разобщения водяной и масляной полостей в корпус запрессовано торцевое уплотнение, состоящее из обоймы 14, резиновой манжеты 15 и кольца 17. Внутри манжеты установлена пружина 16 для уплотнения по торцам с помощью раздвижного каркаса 18. Кольцо скольжения удерживается от вращения в обойме тремя полукруглыми выемками и может перемещаться в осевом направлении под действием пружины до упора в усики, отогнутые на обойме. В рабочем положении уплотнение поджимается крыльчаткой и кольцо скольжения плотно прижимается к полированной поверхности втулки 11, обеспечивая герметизацию между вращающейся крыльчаткой и неподвижным уплотнением. Кольцо скольжения для уменьшения изнашивания спрессовано из металлографитовой композиции. Для предупреждения коррозии втулка 11 изготовлена из нержавеющей стали 40X13, обойма и каркас пружины — из латуни, а пружина — из бронзовой проволоки. Для контроля за работой уплотнения в корпусе выполнено отверстие 19. Появление утечки из контрольного отверстия свидетельствует о нарушении уплотнения. Вода нагнетается центробежными силами, развиваемыми при вращении крыльчатки, и засасывается по подводящему патрубку из нижнего бачка радиатора в приемную полость благодаря разрежению, создаваемому на входе в крыльчатку. Попадая на лопатки, она с большой силой выбрасывается в «улитку», представляющую собой водосборный канал, расширяющийся по направлению вращения. Кинетическая энергия при движении воды по «улитке» и водоотводящему патрубку превращается в энергию давления. Вследствие этого насос подает воду в двигатель под давлением 0,05 МПа (0,005 кгс/см2). Подача водяного насоса — 425 л/мин при частоте вращения крыльчатки 2300 мин-1. На шпонке переднего конца валика установлена ступица 2 и затянута корончатой гайкой 27. Момент затяжки — 140… 190 Нм (14… 19 кгс·м). От отворачивания гайка законтрена шплинтом. К цилиндрическому бурту ступицы с помощью шести болтов 28 закреплены приводной шкив 26 и вентилятор 1. Шкив центрируют по цилиндрическому пояску ступицы, а вентилятор — по цилиндрическому пояску шкива.
На дизеле установлен шестилопастный осевой вентилятор. Крестовина вентилятора — сдвоенная и представляет собой шестилучевую звездочку, в углах которой между крестовинами приклепаны шесть лопастей из листовой стали толщиной 1,5 мм. Сдвоенная крестовина повышает надежность вентилятора, так как увеличивается ее жесткость и исключается возникновение резонансных колебаний лопастей. Профиль лопасти — вогнутый с переменным углом по длине. Угол установки лопастей (угол атаки) к плоскости вращения вентилятора на радиусе 150 мм составляет 30°. От корневого сечения к концевому угол уменьшается. Наружный диаметр вентилятора — 630 мм. Вентилятор балансируют статически о точностью до 50 г·см. Уравновешивают его, приваривая стальные пластины с выпуклой стороны лопасти. Вентилятор и водяной насос приводят во вращение от шкива коленчатого вала через два клиновых ремня 4, длина которых 1450 мм, сечение 16X11 мм. Передаточное число привода — 1,21. На чугунном шкиве 26 имеются три профильных ручья. Третий ручей (меньший) предназначен для привода генератора.
Ремни в приводе вентилятора и водяного насоса натягивают с помощью натяжного ролика, установленного в прорези стального кронштейна и закрепленного па резьбовом конце оси 3 (рис. 2) гайкой и контргайкой.
1 — натяжной ролик; 2 — шариковые подшипники; 3 — ось натяжного ролика; 4 — щиток; 5 — распорное кольцо; 6 — болт; 7 — стопорное кольцо; 8 — крышка.
Для натяжения ремней служит болт, установленный в отверстие кронштейна вдоль прорези и ввернутый в поперечное резьбовое отверстие оси. Кронштейн натяжного ролика прикреплен к передней опоре дизеля. Ролик 1 представляет собой двухручьевой шкив, который вращается на двух шариковых подшипниках 2, установленных на оси 3. Подшипники с одноразовой смазкой зафиксированы в ролике крышкой 8, укрепленной двумя болтами 6. Между подшипниками по наружным обоймам установлено распорное кольцо 5. С противоположной стороны на оси напрессован щиток 4. По внутреннему диаметру подшипников ролик может свободно перемещаться в осевом направлении до 4 мм. Осевое перемещение ограничивается с одной стороны буртом оси, а с другой — стопорным кольцом 7, что позволяет ролику самоустанавливаться от усилия натяжения ремней, обеспечивая совпадение ручьев ролика с ручьями шкивов коленчатого вала и водяного насоса. Прогиб ремней при нормальном их натяжении на середине верхней ветви — 8 … 14 мм (от усилия нажатия 40 Н). Разница в длине одного комплекта ремней не должна превышать 3 мм. [Трактор ДТ-175С. Шевчук В.П. и др. 1988 г.]