Воздухоочиститель имеет четыре ступени очистки и обеспечивает очистку воздуха от пыли на 99,5—99,7%.
1 — инерционная головка (сухоочиститель); 2 — стяжной хомут; 3 — патрубок; 4 и 5 — фильтрующие элементы; 6 — корпус; 7 — уплотнительное кольцо; 8 — фильтрующий элемент; 9 — кассета; 10 — насадок; 11 — поддон; 12 — масляная ванна; 13 — замок; 14 — уплотнительное кольцо; 15 — головка; 16 — центральная труба; 17 — крыльчатка; 18 — колпак; 19 — гайка-барашек.
Воздухоочиститель (рис.) устроен следующим образом. Остовом его служит корпус 6, к которому приварена головка 15, с вваренными в нее центральной трубой 16 и патрубком 3. Корпус отштампован из листовой стали толщиной 1 мм таким образом, что в верхней его части образовано дно со 156 отверстиями диаметром 10 мм.
Дно служит опорой для двух верхних фильтрующих элементов (четвертая ступень очистки). Головка 15 также отштампована из миллиметровой листовой стали. В нижней части к корпусу с помощью трех замков присоединяется поддон 11 масляной ванны. Внутри поддона точечной сваркой приварена масляная ванна 12.
Поддон масляной ванны и ванна также отштампованы из миллиметровой листовой стали. Поддон на расстоянии 89 мм от верхнего края имеет круговую выдавку (зиг), которая служит указателем, до какого уровня следует заполнять масло. Всего в поддон заправляется 0,9 кг масла.
Масляная ванна (вторая ступень очистки) имеет по верхнему краю шесть равномерно расположенных по окружности отверстий диаметром 5 мм, а в нижней части одно отверстие также диаметром 5 мм. Благодаря этим отверстиям масло в поддоне и в масляной ванне устанавливается на одном уровне при нормальном положении и при наклонных положениях двигателя.
В нижней части корпуса в специальной кассете 9 расположен фильтрующий элемент (третья ступень очистки). Кассета состоит из корпуса, нижняя часть которого имеет 12 выштампованных отверстий трапециевидной формы. Ребра между отверстиями служат опорой фильтрующего элемента.
Верхнюю часть кассеты образует обойма в сборе, состоящая из сваренных вместе обоймы, двух втулок и опоры элементов. Поверхности кассеты фосфатированы. Корпус кассеты и обойма после укладки в корпус фильтрующего элемента соединяются вместе завальцовкой закраин корпуса на закраины обоймы.
В процессе эксплуатации кассета не разбирается. Фильтрующий элемент промывают вместе с кассетой. Фильтрующие элементы, размещенные в корпусе и в кассете, пластмассовые. Элементы 4 и 5 изготовлены из специальной мелкопористой пластмассы (пенополиуретан), причем поры элемента 4 мельче, чем у элемента 5.
Фильтрующий элемент 8, устанавливаемый в кассету, изготовлен из термофиксированной капроновой щетины.
На верхней части центральной трубы 16, выступающей из головки 15, размещена инерционная головка 1, так называемый сухоочиститель (первая ступень очистки воздуха). Сухоочиститель закрепляется на центральной трубе стяжным хомутом 2. В верхней части сухоочистителя в колпаке 18 имеются заборные отверстия, через которые воздух поступает в воздухоочиститель.
В верхней части корпуса сухоочистителя приварена крыльчатка 17, а в нижней части по периметру выполнены четыре щелевидных отверстия для выброса пыли. Воздух очищается следующим образом. Во время хода впуска во впускном трубопроводе двигателя и в воздухоочистителе создастся значительное разрежение, под действием которого воздух с большой скоростью засасывается через заборные отверстия. Проходя через направляющие лопатки в крыльчатке сухоочистителя, воздух приобретает винтовое движение.
Более тяжелые частицы пыли под действием центробежных сил прижимаются к стенкам сухоочистителя и затем вылетают наружу через щелевые отверстия в нижней части корпуса. Сухоочиститель удаляет от 45 до 70% пыли.
Воздух, очищенный от крупных частиц пыли, поступает в центральную трубу и с большой скоростью ударяется о поверхность масла. При этом частицы пыли теряют свою энергию и оседают на дне поддона. Затем воздушный поток круто меняет направление и движется вверх, проходя через фильтрующий элемент 8. Этот элемент смачивается маслом, которое уносится воздухом из масляной ванны. Вместе с задержанными в элементе частицами пыли масло вновь стекает в поддон. Таким образом, происходит самоочищение фильтрующего элемента. Уплотнительное кольцо 14, обеспечивающее надежное уплотнение стыка кассеты 9 с центральной трубой 16, не позволяет воздуху миновать фильтрующий элемент 8 и поступать прямо к элементам 5 и 4, а уплотнительное кольцо 7 не дает ему возможности миновать сухоочиститель и элемент 8.
В фильтрующем элементе 8 задерживается вся основная масса пыли, содержащаяся в воздухе после сухоочистителя. Воздух, проходя далее через элементы 5 и 4, оставляет в них все мельчайшие частицы пыли, которые не были удалены из него сухоочистителем и элементом 8. Очищенный воздух через патрубок 3 поступает во впускной трубопровод двигателя и далее в цилиндры. [Трактор Т-25. Устройство и эксплуатация. Герасимов А.Д. и др. 1972 г.]