Система охлаждения дизелей МТЗ и ЮМЗ

В рассматриваемых двигателях реализована система жидкостного охлаждения, закрытая (сообщается с окружающей средой лишь кратковременно, через клапан). Система охлаждения дизелей с пусковыми бензиновыми двигателями, общая (объединенная).




Рис. 1. Система охлаждения дизеля Д-240Л (а), схемы действия систем охлаждения Д-245 (б) и Д-65Н (в):

а) 1 — амортизатор: 2 — патрубок; 3 — нижний бак; 4 — спускной кран; 5 — шторка; 6 — ремень; 7 — радиатор системы смазки; 8 — насос системы охлаждения; 9 — шланг термостата; 10 — вентилятор; 11 — кожух; 12 — сердцевина радиатора; 13 — стойка радиатора; 14 – верхний бак; 15 — датчик термостата; 16 — пробка радиатора; 17 — указатель термометра; 18 — пароотводяшая трубка; 19 — шланг подводящий; 20 — термостат; 21 — труба; 22 и 24 патрубки; 23 — рубашка охлаждения пускового двигателя; А — канал для подвода жидкости в рубашку охлаждения блока цилиндров; Б — каналы для подвода охлаждающей жидкости к головке блока цилиндров;
б) 1 — спускной краник; 2 — шторка; 3 — радиатор; 4 — пробка радиатора; 5 — вентилятор; 6 — ремень вентилятора; 7 — термостат; 8 — насос; 9 – рубашка охлаждения головки; 10 — рубашка охлаждения блока; 11 — термостат; 12 — спускной краник в блоке;
в) 1 — нижний бак радиатора; 2 — радиатор; 3 — насос; 4 — верхний бак радиатора; 5 — заливная горловина радиатора; 6 — крыльчатка вентилятора; 7 — термостат (основной клапан открыт); 8 — указатель температуры; 9 — рубашка головки блока цилиндров; 10 — трубка; 11 — патрубок головки пускового двигателя; 12 и 13 — рубашка охлаждения пускового двигателя; 14 — патрубок цилиндра пускового двигателя; 15 — краник сливной; 16 – рубашка охлаждения блока цилиндров; 17 — сливной краник радиатора

Действует она следующим образом. Насос 8 (рис. 1) забирает охлажденную жидкость из нижнего 3 бака радиатора и нагнетает ее в рубашку охлаждения дизеля (при наличии — и пускового двигателя), вытесняя из нее в верхний бак радиатора нагретую. Перетекая по трубкам сердцевина 12 радиатора с верхнего 14 бака в нижний 3 жидкость охлаждается воздухом, который засасывается вентилятором 10. Температуру жидкости в системе контролирует с помощью термометра 17. Оптимальная рабочая температура 80…97°С. Для ручного регулирования теплового состояния дизеля предусмотрена шторка 5. В холодном двигателе термостат 20 перепускает охлажденную жидкость к насосу, исключает этим ненужное ее охлаждение в радиаторе.

Заливная горловина радиатора герметически закрыта крышкой 16 с паровым и воздушным клапанами. [Тракторы «Беларус» семейств МТЗ и ЮМЗ. Устройство, работа, техническое обслуживание. Под ред. Я. Е. Белоконя. 2003 г.]