Система охлаждения — закрытая. Циркуляция воды осуществляется насосом центробежного типа. Вентилятор — шестилопастный, радиатор — шестирядный, трубчато-пластинчатый, латунный. Емкость системы — 48 л. Привод водяного насоса и вентилятора — от шкива коленчатого вала посредством ременной передачи. Натяжение ремней — при помощи натяжного ролика.
Охлаждающая жидкость нагнетается насосом через каналы в передней крышке в продольные водораспределительные каналы правого и левого ряда цилиндров блок-картера. Из распределительных каналов она через окна поступает к гильзам цилиндров и охлаждает их. Из отверстий в верхней плите каждого ряда цилиндров охлаждающая жидкость направляется в головки цилиндров и отводится через водоотводящую трубу в радиатор.
В систему охлаждения дизеля входит охлаждение пускового двигателя и тормозного компрессора. К пусковому двигателю охлаждающая жидкость поступает по патрубку из полости шестого цилиндра и отводит, я из головки в водоотводящую трубу левого ряда цилиндров. К тормозному компрессору охлаждающая жидкость поступает из распределительного канала правого ряда цилиндров по резиновому шлангу и отводится трубкой в полость водяного насоса.
Во время работы пускового двигателя в водяной рубашке его происходит термосифонная циркуляция воды, однако она не настолько интенсивная, чтобы обеспечить длительную работу. Поэтому не рекомендуется работать на холостых оборотах более 3 минут во избежание перегрева пускового двигателя.
Для поддержания нормального температурного режима дизеля перед радиатором устанавливается шторка, которой регулируется поток воздуха через радиатор в зависимости от нагрузки и времени года. На двигателях, выпускаемых с 1975 г., устанавливается два термостата для более быстрого прогрева после пуска и регулирования температурного режима.
Пробка заливной горловины радиатора имеет паровоздушный клапан для регулирования давления в радиаторе.
Паровой клапан перепускает пар в атмосферу при давлении в системе, превышающем атмосферное более чем на 0,5 кгс/см², а воздушный клапан перепускает воздух в радиатор при разрежении более 0,01 кгс/см². Нормальная температура воды в системе — в пределах 80—97° С. Допускается кратковременное (не более 5 минут) повышение температуры воды до 105° С.
Конструкция уплотнения валика водяного насоса аналогична применяемой на дизеле СМД-14. Детали уплотнения взаимозаменяемы с этими деталями дизеля СМД-14 (рис.).
1 — шкив; 2 — ступица; 3 — стопорное кольцо; 4 — трубка подвода смазки; 5 — корпус насоса; 6 — втулка; 7 — шайба уплотнительная; 8 — манжета; 9 — трубка отвода воды из компрессора; 10 — трубка для удаления воздуха из насоса; 11 — крышка; 12 — прокладка; 13 — отверстие для съемника; 14 — крыльчатка; 15 — пружина; 16 — валик насоса; 17 — кольцо манжеты; 18 — обойма сальника; 19 — кольцо стопорное; 20 — контрольное отверстие; 21 — канал для слива смазки из насоса.
С целью повышения износостойкости уплотнения втулка 6, работающая в контакте с графитной шайбой 7, изготовляется из бронзы БР ОС-5-25. Для контроля за работой уплотнения в корпусе насоса выполнено отверстие 20. Появление течи воды из отверстия свидетельствует об износе уплотнительных деталей. Для съема крыльчатки об износе уплотнительных деталей. Для съема крыльчатки 14 с валика насоса в случае замены деталей уплотнения предусмотрено три монтажных отверстия 13 под установку съемника.
На двигателях, выпускаемых с января 1975 г., привод вентилятора осуществляется двумя ремнями размером II—16x11x1450 вместо одного ремня размером II—19х12,5х1450 мм. В связи с этим изменена конструкция шкивов на коленчатом валу, водяном насосе и натяжном ролике.
Натяжение ремней привода вентилятора изменяется путем перемещения натяжного ролика по пазу кронштейна с помощью болта, который ввертывается в резьбовое отверстие оси ролика. Подшипники натяжного ролика имеют постоянную консистентную смазку, поэтому периодической смазки не требуют.
Техническое обслуживание.
- Для обеспечения нормальной работы системы необходимо соблюдать следующие правила.
- Заполнять систему мягкой водой (см. «Заправка водой»), пользуясь чистой посудой. Уровень воды в радиаторе не должен превышать нижней кромки заливной горловины.
- Нельзя допускать попадания масла в систему охлаждения — наличие даже небольшого количества его приводит к появлению масляной пленки на стенках водяной рубашки двигателя, что значительно ухудшает теплоотдачу.
- Периодически необходимо очищать от накипи отверстие в верхней части предохранительной трубки радиатора и следить за исправностью клапана, не допускать его повреждений.
- Периодически, а при большой запыленности воздуха — ежедневно следует очищать радиатор от пыли, во время уборочных работ — от пожнивных остатков.
- При повышении температуры сверх нормальной нужно проверить, есть ли вола в радиаторе, не засорились ли трубки радиатора, не ослабло ли натяжение ремней привода вентилятора, полностью ли открыта шторка радиатора. В случае перегрева двигателя в результате утечки воды, открывая пробку заливной горловины радиатора, следует остерегаться ожогов лица и рук кипятком и паром. Во избежание деформации головок цилиндров доливать холодную воду в систему постепенно и обязательно при работающем двигателе на малых оборотах.
- При проведении сезонного технического обслуживания необходимо промыть систему охлаждения обратным потоком сильной струи чистой воды в течение 10—15 минут, предварительно отсоединив радиатор от двигателя и открыв сливные краники на блок-картере. Отдельно промыть радиатор.
- Натяжение ремней привода вентилятора следует проверять при техническом обслуживании № 2. Натяжение считается нормальным, если на ветви шкив вентилятора — натяжной ролик при нажиме на ремень усилием 4—5 кгс прогиб находится в пределах 8—14 мм. В зимнее время натяжение ремней следует несколько ослабить.
- В холодное время, когда температура воздуха устанавливается +5° С и ниже, в систему охлаждения следует залить незамерзающую жидкость — антифриз и для пуска использовать систему предпускового подогрева (см. «Заправка водой»).
Заправка водой. Для заправки системы охлаждения двигателя необходимо использовать чистую пресную воду, по возможности мягкую (дождевую, речную, водопроводную). Жесткую воду надо смягчить кипячением. Если вода мутная, ее необходимо отстоять не менее 10 часов, а затем профильтровать. Для уменьшения образования накипи воду в системе следует менять как можно реже, сохраняя слив для последующего заполнения системы.
В холодное время года применяется антифриз. Рекомендуемые марки антифриза — этиленгликолевые смеси «40» и «65» ГОСТ 159—52, температура замерзания которых соответственно равна -40 °С и -65 °С. Следует помнить, что антифриз ядовит.
- Порядок заправки системы охлаждения двигателя:
- Снять пробку заливной горловины радиатора, предварительно очистив ее.
- Вставить в заливную горловину воронку с густой сеткой.
- Залить в систему охлаждения воду из чистой посуды до появления ее в горловине радиатора. Заливаемого антифриза должно быть на 4 л меньше, чем воды (он имеет больший коэффициент объемного расширения). [Справочник по тракторам Т-150 и Т-150К. Бугара В.А. и др. 1975 г.]
- Статьи по теме:
- Система охлаждения двигателей
- Система охлаждения двигателя трактора
- Назначение и типы систем охлаждения двигателя
- Назначение системы охлаждения и схема ее работы
- ТО и неисправности системы охлаждения двигателя трактора
- Ремонт системы охлаждения трактора Т-150
- Уход за системой охлаждения трактора МТЗ-50
- Система охлаждения дизеля тракторов Т-40М, Т-40АМ, Т-40АНМ
- Система охлаждения дизеля СМД-66
- Система охлаждения дизелей МТЗ и ЮМЗ