4for1


Езда на тракторе ДТ-20

Перед троганием с места капот двигателя опускают и закрепляют защелками. Шторку радиатора закрывают на все время прогрева и открывают после начала работы с нагрузкой, когда температура воды достигнет 80—85°.

    Чтобы пустить трактор в ход, необходимо проделать следующее:

  • проверить, отпущены ли тормоза;
  • переставить до отказа рычаг муфты сцепления по направлению к радиатору;
  • проверить положение рычага реверса;
  • включить передачу. Если она не включается, слегка включить на короткое время муфту сцепления, чтобы провернуть шестерни, а затем полностью выключить муфту и повторить включение;
  • передвинуть рычаг подачи топлива к двигателю, увеличив число оборотов двигателя;
  • плавно включить муфту сцепления и после начала движения трактора замкнуть ее, потянув рычаг до отказа.

Для получения крутого поворота одновременно вращают рулевое колесо и нажимают на педаль тормоза, расположенную с той стороны, в которую нужно повернуть трактор. Перед выполнением крутого поворота уменьшают скорость движения трактора, перемещая назад рычаг управления подачей топлива или выключая сцепление с одновременным торможением нажимом на педаль блокировки тормозов.

Переключать передачи и реверс можно только при полностью выключенной муфте сцепления. Трогание с места должно быть медленным и плавным. Как правило, трактор работает под нагрузкой на второй и третьей передачах. Скорость движения регулируют числом оборотов двигателя. Первая передача остается в запасе для преодоления временных перегрузок, четвертую используют для транспортных работ и холостых переездов. Число оборотов двигателя регулируют рычагом подачи топлива.

На транспортных работах число оборотов двигателя регулируют педалью ножного управления подачей топлива.
Нельзя включать замедленную передачу для получения увеличенного тягового усилия. Она рассчитана для работы с уменьшенным числом оборотов двигателя (900—1000 в 1 мин) и с тяговым усилием не более 700 кг. Замедленную передачу включают только для уменьшения скорости движения трактора при работе в агрегате с рассадопосадочными и лесопосадочными машинами. Реверс переключают только после полной остановки трактора.

К сельскохозяйственной машине или прицепу подъезжают на первой передаче при средних оборотах двигателя. В непосредственной близости от машины не следует замыкать муфту сцепления, а включают ее с пробуксовкой, придерживая рычаг рукой. Нужно избегать езды на четвертой и третьей передачах по неровной дороге, так как чрезмерная тряска вредно отражается на работоспособности механизмов трактора.

Канавы, бревна и другие препятствия следует переезжать под углом, не допуская большого крена трактора.

Спускаться с горы нужно на первой или второй передаче.

Прицеп к трактору должен иметь тормоз; при отсутствии его надо закрепить неподвижно два колеса.

    Во время работы тракторист обязан выполнять следующие правила.

  • При появлении ненормальных шумов и стуков в двигателе немедленно остановить трактор и двигатель и выявить неисправность.
  • Если двигатель чрезмерно увеличивает обороты (идет вразнос), выключить подачу топлива, передвинув рычаг подачи в крайнее заднее положение; не снимая нагрузки и не выключая сцепления, затормозить трактор, нажав на педаль блокировки тормозов.
  • Следить за показаниями приборов. При давлении масла ниже 1 кг/см² нужно остановить двигатель, выявить причину уменьшения давления и устранить ее. Температура воды поддерживается в нужных пределах степенью открытия шторки радиатора. Если температура воды превысит 100° при полностью открытой шторке радиатора — уменьшить нагрузку, перейдя на низшую передачу, или остановить трактор до тех пор, пока температура не снизится.
  • Не перегружать трактор и не допускать буксования ведущих колес.
  • Не работать при пробуксовке муфты сцепления, неисправных тормозах и ночью — без освещения.

Остановка трактора ДТ-20 и его двигателя

Для остановки трактора выключают муфту сцепления, переставляя рычаг в крайнее переднее положение, ставят рычаг переключения передач в нейтральное положение, переводят двигатель на малые обороты, включают муфту сцепления, опускают шторку радиатора, затягивают тормоза и фиксируют их защелками.

При экстренной остановке трактора выключают муфту сцепления, затормаживают трактор, нажав педаль блокировки тормозов, ставят рычаг переключения передач в нейтральное положение и далее выполняют последующие операции, как при обычной остановке трактора.

Для остановки двигателя переводят рычаг управления подачи топлива в крайнее заднее положение.

Во избежание засасывания воздуха в топливную систему, нельзя останавливать двигатель закрытием вентиля топливного бака. Перед остановкой двигатель должен остыть, поработав вхолостую на средних оборотах в течение 2—5 мин, в зависимости от степени нагрева.


Правила безопасности при работе на тракторе
1. К управлению трактором допускаются только лица, получившие право на управление.
2. При трогании с места тракторист должен убедиться, что путь свободен, между трактором и прицепом нет людей и предупредить о начале движения звуковым сигналом.
3. Не сходить с трактора и не садиться на него во время движения.
4. Не производить на ходу трактора очистку его от грязи, смазку, регулировку и исправления механизмов.
5. Не находиться под трактором и навешенной машиной при работающем двигателе.
6. Перед тем как сойти с трактора, поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение.
7. Перед опусканием навешенной машины, а также при повороте агрегата убедиться, что нет опасности кого-либо задеть.
8. При соединении навесной машины с трактором не заходить в пространство между нижними тягами.
9. Если ширина колеи мала, то при езде на четвертой передаче трактор перед поворотом необходимо притормозить, во избежание опрокидывания.
10. Не работать ночью при неисправном освещении.
11. При спуске с горы ехать медленно, на первой или второй передачах, притормаживать прицеп, а не трактор.
12. При работе на стационаре оградить щитами шкивы и приводной ремень.
13. Открывая крышку радиатора у перегретого двигателя, надевать брезентовые рукавицы и отворачивать лицо, во избежание ожога ори выбросе горячей воды.
14. При заправке баков и проверке уровня топлива не пользоваться открытым огнем и не курить.
15. В топливопроводах и маслопроводах не должно быть подтекания. Пролитое топливо и масло следует тщательно вытирать.
16. Следить за тем, чтобы около выпускной трубы при работе трактора не было легковоспламеняющихся материалов. Выпускную трубу нужно периодически очищать от скопления нагара.
17. В случае воспламенения бензина или дизельного топлива пламя засыпают песком, землей (но не водой) или прикрывают его мокрым войлоком или брезентом. [Трактор ДТ-20. Калиновский Н.Ф., Левитанус А.Д., Ходулин Ю.А.]