Классификация промышленных тракторов

Промышленным трактором называют самоходную машину для приведения в действие нескольких (минимум двух) видов оборудования (например, ВОМ и гидравлическая система навески).

Промышленные тракторы приспособлены для эффективной работы в условиях циклически изменяющихся нагрузок в сложных природно-климатических условиях.

    К промышленным тракторам относят:

  • 1) промышленные тракторы общего назначения;
  • 2) специальные;
  • 3) промышленные модификации сельскохозяйственных тракторов;
  • 4) лесопромышленные

К первой и второй группе относят тракторы, предназначенные для выполнения работ в промышленности и строительстве, возможного выполнения землеройных работ в сельском хозяйстве при отрывке силосных траншей, планировке рисовых чеков и т.п., например тракторы Т-170М1.01, ДЭТ-250М, Т-35.01, ТК-25.02.

К третьей группе относят тракторы, способные выполнять работы как в промышленности, так и в сельском хозяйстве, например тракторы ЛТЗ-155, Т-250, ВТ-200, Т-170, К-744.

К четвертой группе принадлежат тракторы, предназначенные для выполнения работ в лесной промышленности, например, ТДТ-55А, МЛ-107, ТБ-1, ТТ-4, ТП-90.

Промышленные тракторы общею назначения являются наиболее развитым классом тракторов. Их применяют в промышленном и гражданском строительстве при планировке площадок, разработке котлованов и траншей, в авто- и железнодорожном строительстве при устройстве выемок и насыпей земляного полотна и т.д.

В зависимости от вида выполняемых работ промышленные тракторы общего назначения входят в состав машин следующих групп: машины для подготовительных работ; землеройно-транспортные машины; экскаваторы; машины для уплотнения грунта; машины для гидромеханизации земляных работ; машины для буровых работ.

Основные группы указанных машин реализуют различные способы разработки и перемещения грунта. Например, землеройно-транспортные машины и экскаваторы используют механические способы резания и копания грунта. Возникающие при этом силы сопротивления зависят от трех основных факторов: физико-механические свойства грунта; площадь срезаемой рабочим органом стружки грунта; конструкция рабочего органа.

Сопротивление копанию включает в себя три составляющие: сопротивление резанию грунта; сопротивление перемещению грунта впереди рабочего органа; сопротивление наполнению рабочего органа.

Машины для подготовительных работ выполняют следующие операции: расчистка отведенной территории под строительную площадку от леса и кустарника; устройство водоотводов и осушение грунтов; устройство временных технологических дорог; предварительная подготовка грунтов для разработки землеройными машинами.

Для удаления деревьев и кустарника применяют различные машины в зависимости от качества древесины и освоенности территории. При значительных объемах работ по расчистке полосы отвода под железную или автомобильную дорогу, магистральный трубопровод строевой лес убирают валочно-трелевочными машинами, рабочее оборудование которых смонтировано на базе трелевочного трактора с уширенными гусеницами для лучшего перемещения по мокрым и просадочным грунтовым основаниям. Рабочий орган выполнен в виде шарнирной стрелы, на конце которой смонтирован металлический захват ствола дерева и пильный диск.

Операцию по срезке кустарника производят с помощью навесного оборудования кустореза в виде клинообразного отвала с режущими ножами или в виде вращающихся ножей с механическим или гидрообъемным приводом от соответствующих систем трактора.

Операцию по раскорчевыванию пней выполняют корчевателями-собирателями с установленным на тракторе оборудованием специального отвала с закрепленными внизу зубьями, напоминающими грабли.

Операцию по рыхлению грунта производят, как правило, бульдозерами с размещенными в задней части одно- или многостоечными рыхлителями в виде мощных зубьев, имеющих специальные наконечники. После операции рыхления бульдозер с помощью отвала, установленного в передней части трактора, окончательно разрабатывает грунт, срезая и перемещая его на небольшое расстояние (не более 120 м).

При необходимости перемещения грунта на большее расстояние (150…1500 м) грунты разрабатывают и перемещают при помощи скреперов, как самоходных, так и прицепных к базовому тягачу-трактору.

Для операции уплотнения грунтов в комплекте с гусеничными или колесными тракторами применяют прицепные пневмоколесные катки или катки с гладкими, кулачковыми или решетчатыми вальцами. Иногда на гусеничных тракторах применяют навесное оборудование трамбующих плит. [Основы эксплуатации и ремонта автомобилей и тракторов. С.П. Баженов, Б.Н. Казьмин, С.В. Носов. 2005г.]