Колесные тракторы «Беларусь» МТЗ-100 и МТЗ-102

Колесные тракторы «Беларусь» МТЗ-100 и МТЗ-102 созданы на основе всесторонней и глубокой модернизации универсально-пропашных сельскохозяйственных тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82.

Остов тракторов состоит из полурамы, корпусов сцепления, коробки передач и заднего моста. В передней части остова установлен дизель Д-245 мощностью 77,2 кВт (105 л.c.). Он жестко соединен с корпусом сцепления с одной стороны и с другой через упругий элемент и переднюю опору с брусом, на котором расположены водяной радиатор системы охлаждения, масляные радиаторы смазочной системы дизеля и гидросистемы отбора мощности, а также механизм поворота передних колес. За дизелем расположены сборочные единицы трансмиссии: сцепление, коробка передач (КП) и задний мост.

В качестве дополнительного оборудования с левой стороны на корпусах сцепления и коробки передач размещены привод насосов гидросистемы отбора мощности, сумматор и гидроходоуменьшитель. Тракторы МТЗ-100 и МТЗ-102 выполнены по так называемой классической схеме, т.е. размеры задних колес больше передних. Колеса снабжены пневматическими шинами низкого давления. Их размеры выбраны, исходя из условий работы трактора, и подразделены на основные и резервные.

Передние направляющие колеса прикреплены к ступицам, установленным на поворотных цапфах передней оси, и через цилиндрические пружины кронштейнов выдвижных кулаков опираются на переднюю ось, что обеспечивает их независимую подвеску.

Колею трактора регулируют ступенчато (через 50 или 100 мм) — от 1250 до 1850 мм (по передним колесам) и бесступенчато — от 1400 до 2100 мм (по задним колесам).

Для увеличения проходимости на задние колеса может быть установлен полугусеничный ход. При работе с тяжелыми навесными машинами для обеспечения продольной устойчивости и улучшения управляемости трактора на передней части бруса располагают дополнительные (балластные) грузы.

Трактор МТЗ-102 отличается от МТЗ-100 наличием переднего ведущего моста с приводом и управлением, размерами рулевой сошки и труб рулевых тяг. Привод моста — от вторичного вала коробки передач через систему шестерен, гидроуправляемую фрикционную муфту, промежуточный и карданный валы. Передний ведущий мост соединен с брусом через ось качания, что позволяет ему перемещаться в поперечной плоскости. Колею передних ведущих колес (в пределах от 1350 до 1800 мм) изменяют бесступенчато с помощью винтовых пар.
На МТЗ-100 и МТЗ-102 установлено гидрообъемное рулевое управление (ГОРУ). Раздельно-агрегатная гидравлическая система этих тракторов обеспечивает работу с сельскохозяйственными машинами и орудиями, оборудованными опорными колесами и без них.

На корпусе сцепления расположен бак гидросистемы, а на нем размещены масляный насос, распределитель и механизмы управления ими.

Механизм задней навески представляет собой шарнирный четырехзвенник. Для работы с прицепными машинами на продольных тягах механизма задней навески устанавливают поперечину с прицепной вилкой. Одноосные прицепы присоединяют с помощью гидрофицированного крюка. При транспортных работах с прицепами используют автоматическое буксирное устройство с амортизатором.

Тракторы оборудованы универсальной пневматической системой для управления тормозами прицепов как с пневматическим, так и гидравлическим приводом.

Электрооборудование трактора рассчитано на постоянный ток с номинальным напряжением 12 В и представляет собой однопроводную систему (отрицательный полюс источников тока соединен с «массой»). В систему электрооборудования входят: генератор переменного тока со встроенным выпрямителем и интегральным регулятором напряжения, аккумуляторные батареи, стартер, средства облегчения пуска дизеля (электрофакельный подогреватель или пусковое приспособление для впрыска легковоспламеняющейся жидкости), дорожные и рабочие фары, указатели поворота, габаритные огни, стоп-сигнал, электрические стеклоочиститель и омыватель лобового стекла, электродвигатели блока отопления и охлаждения кабины, звуковой сигнал, плафон, семиштырьковая штепсельная розетка, розетка с переносной лампой, контрольно-измерительные приборы и коммутационная аппаратура.

Кабина трактора герметизирована и выполнена с жестким каркасом, закреплена на остове трактора через четыре резиновых амортизатора. Она оборудована одноместным сиденьем (основным) с торсионной подвеской и гидроамортизатором, а также дополнительным сиденьем с эластичным элементом (без подвески). Положение подушки основного сиденья регулируется по росту и массе водителя, а спинку можно установить под любым наклоном. Сиденье тракториста снабжено ремнем безопасности.

В передней части крыши кабины размещен блок фильтрации воздуха, а в задней — аварийный люк. Естественная вентиляция кабины происходит через открытые боковые или заднее окна. Двери кабины имеют замки и устройство для фиксации в открытом положении во время входа и выхода водителя. На поперечине (балке) передней стенки закреплена рулевая колонка, которую можно устанавливать в четырех фиксированных положениях (через 5°) с наклоном к горизонту в пределах от 25 до 40°, что необходимо для улучшения входа или выхода водителя. Кроме того, положение рулевого колеса можно бесступенчато регулировать в осевом направлении до 100 мм.

В кабине трактора установлен щиток приборов с указателями температуры охлаждающей жидкости, давления масла в смазочной системе дизеля, давления масла в гидросистеме управления коробки передач, давления воздуха в пневмосистеме; указателем тока, тахоспидометром; индикатором засоренности воздухоочистителя, контрольными лампами; блоками предохранителей, выключателями и переключателями. На верхней панели в крыше кабины расположен указатель уровня топлива, выключатели рабочих фар, электродвигателей системы вентиляции и отопления кабины и стеклоочистителя, а также радиоприемник с громкоговорителем. Также в кабине размещены аптечка, емкость для воды (термос), плафон, вешалка для одежды, электрический стеклоочиститель лобового стекла, противосолнечный козырек и зеркало заднего вида.

Два топливных бака установлены под полом кабины и закреплены на кронштейнах с помощью стяжных лент. Заливная горловина находится на левом баке, а в правом установлен датчик топливомера. Баки соединены в верхней части резиновым рукавом, в нижней — топливопроводом. [Тракторы МТЗ-100 и МТЗ-102. Ксеневич И. П.]