Устройство коробки передач трактора МТЗ-5 показано на рисунке 1.
1 — промежуточный вал; 2 — приводной вал; 3 — шариковый подшипник; 4 и 5 — втулки; 6 — педаль блокировки; 7 — тяга блокировки; 8 — первичный вал; 9 — роликовый подшипник; 10 — шестерня первичного вала; 11 — рычаг управления; 12 — кулиса; 13 — чехол; 14 — защелка; 15 — блокировочный валик; 16 — пружина.
В связи с установкой ВОМ с независимым приводом в коробку передач трактора МТЗ-2 внесены следующие изменения.
Промежуточный вал 1 выполнен полым; внутри него проходит специальный (приводной) вал 2, который соединяет вал отбора мощности с ведомой шестерней независимого привода ВОМ, расположенной в заднем отсеке корпуса муфты сцепления. Вал 2 опирается спереди на шариковый подшипник 3, а сзади — на втулку 4, запрессованную в расточку промежуточного вала. На заднем конце вал 2 имеет нарезанные зубья и расточку (в торце), в которую запрессована втулка 5. С помощью зубьев вращение передается через соединительную муфту валу отбора мощности, а втулка 5 служит его передней опорой.
Улучшена конструкция узла первичного вала коробки передач: передний шариковый подшипник заменен цилиндрическим роликовым, расстояние между подшипниками вала увеличено. Это дало возможность обеспечить одинаковую долговечность обоих подшипников. Литая наружная кулиса рычага переключения передач заменена штампованной 12, расположенной внутри полости коробки. Снаружи весь узел механизма шаровой опоры защищен резиновым чехлом 13.
Шлицы ступиц подвижных шестерен вторичного вала цементированы и закалены до высокой твердости. [Дизельные колесные тракторы. Гельман Б.М. и др. 1959 г.]