Частота вращения (мин-1) ведущих колес (звездочек) трактора (nk) зависит от поступательной скорости (v), с которой должен работать трактор, и радиуса (R) ведущих колес:
Так, например, у универсально-пропашных тракторов, работающих при поступательных скоростях от 0,52 до 9,27 м/с и имеющих статический радиус ведущих колес R = 0,73 м, частота вращения ведущих колес будет
Одновременно с этим коленчатый вал дизеля делает значительно большее число оборотов (nd). Причем в нашем примере частоту вращения коленчатого вала дизеля nd=2200 мин-1.
Чтобы передать вращение от дизеля ведущим колесам трактора с нужным передаточным числом (передаточное число — число, показывающее, какова частота вращения коленчатого вала дизеля за один оборот ведущих колес трактора) и , служат устройства, представляющие собой различные комбинации шестеренчатых передач, а в некоторых случаях, кроме того, и гидродинамические преобразователи крутящего момента.
В том случае, если трансмиссия состоит только из одних механизмов с шестернями, она называется механической трансмиссией. Если же в состав трансмиссии входят механизмы с шестернями и гидродинамические преобразователи (гидротрансформатор), она называется гидромеханической трансмиссией.
Механическая трансмиссия устанавливается на большинстве тракторов, что объясняется ее относительно простым устройством и надежностью в работе. Механическую трансмиссию составляют следующие механизмы.
а, б, в, г, д — типы; 1 — конечная передача; 2 — дифференциал; 3 — сцепление; 4 — коробка передач; 5 — главная передача; 6 — промежуточное соединение; 7 — механизмы поворота; 8, 9 — специальные механизмы; 10 — карданные валы.
Сцепление 3 (рис. а, б, в, г, д) — механизм, передающий крутящий момент от двигателя и позволяющий кратковременно отъединять двигатель от остальных механизмов трансмиссии и вновь его плавно соединять.
Промежуточное соединение 6 предназначено для передачи вращения от вала сцепления к другим механизмам трансмиссии, даже в том случае, если оси валов этих механизмов имеют некоторую несоосность с валом сцепления, появившуюся в результате недостаточно точной сборки трактора, деформации или износа деталей несущей системы трактора.
Коробка передач 4 — агрегат, преобразующий крутящий момент по величине и направлению, т. е. Коробка передач позволяет изменять передаточное число трансмиссии, в результате чего меняется скорость движения трактора и его тяговое усилие. Коробка передач позволяет также изменять направление движения трактора, а в некоторых конструкциях, кроме того, и осуществлять его плавный поворот. Наконец, при помощи коробки можно отъединить вал, передающий вращение от двигателя на ведущие колеса, на любое по продолжительности время.
Главная передача 5 — механизм, который уменьшает частоту вращения валов, передающих вращение, и увеличивает крутящий момент. С помощью главной передачи вращение передается также с продольно расположенных валов на поперечные, т. е. происходит разделение потока мощности, идущего от двигателя, на каждое из ведущих колес.
Дифференциал 2 — механизм, распределяющий подводимый к нему крутящий момент между выходными валами и позволяющий им, а следовательно, и колесам вращаться с разной частотой, что необходимо при поворотах трактора. Дифференциал устанавливают только на колесных тракторах.
Конечные передачи 1 понижают частоту вращения и увеличивают передаваемый крутящий момент.
Механизм поворота 7 служит для поворота гусеничного трактора, а также для передачи крутящего момента от главной к конечной передаче.
Специальные механизмы 8 не всегда устанавливают на трактор. В их число входят увеличители крутящего момента, ходоуменьшители, раздаточные коробки и др.
Карданная передача 10 — устройство, состоящее из одного или двух карданных валов и шарниров, предназначенных для передачи крутящего момента между агрегатами трансмиссии, оси валов которых несоосны или приобретают несоосность во время работы. [Трактор. Семенов В.М., Власенко В.Н. 1989 г.]