Радиатор предназначен для охлаждения воды, нагревающейся в водяной рубашке дизеля. Полученное от воды тепло непрерывно передается радиатором окружающему воздуху.
1 — вырез для шторки; 2 — шторка; 3 — сердцевина; 4 — охлаждающая пластина; 5 — масляный радиатор; 5 — трубка: 7 — перегородка; 5 — верхний бак; 9 — шпилька; 10 — гайка-барашек; 11 — прокладка; 12 — крышка; 13 — горловина; 14 — контрольная трубка; 15 — патрубок верхнего бака; 16 — кожух; 17 — стяжка; 18 — шланг; 19 — серьга; 20 — рым; 21 — патрубок головки цилиндров; 22 — патрубок блок-картера; 23 — хомутик; 24 — шланг; 25 — патрубок нижнего бака; 26 — краник; 27 — нижний бак; 28 — прокладка; 29 — прижимная планка; 30 и 32 — боковые стойки; 31 — ручка планки шторки; 33 и 35 — отверстия в нижнем баке
Радиатор (рис. 1) состоит из верхнего и нижнего 27 чугунных баков, двух боковых стоек 30 и 32 и сердцевины 3. Стойки соединяют баки и придают ему необходимую жесткость. Сердцевина состоит из овальных латунных трубок 6, расположенных вертикально. На трубки надеты и спаяны с ними горизонтально расположенные охлаждающие пластины 4, изготовленные из тонкой листовой латуни. Они предназначены для увеличения охлаждающей поверхности радиатора. К обоим концам трубок припаяны опорные пластины, при помощи которых сердцевина 3 крепится болтами через прижимные планки 29 к верхнему и нижнему бакам радиатора. Между опорными планками и баками поставлены для уплотнения картонные прокладки 28.
Верхний бак радиатора имеет вверху горловину 13 для заливки воды в систему охлаждения. Горловина закрыта чугунной крышкой 12, под которую для уплотнения подложена резиновая прокладка 11. Крышка крепится к горловине гайкой-барашком 10, навертываемым на шпильку 9. Внутри верхнего бака имеется прилив (перегородка) 7, не доходящий до дна, который способствует равномерному распределению воды, поступающей в радиатор по трубкам. В верхний бак вставлена контрольная трубка 14. Она служит для отвода пара из радиатора и слива излишков воды при заправке системы охлаждения. К фланцу верхнего бака крепится патрубок 15 для подвода воды в радиатор, а к фланцу нижнего бака — патрубок 25 для отвода воды из радиатора. В нижнем баке сделано отверстие 34. Через него вставляют рукоятку для проворачивания коленчатого вала дизеля. Верхнюю часть радиатора крепят к головке цилиндров при помощи стяжки 17, соединенной одним концом с серьгой на верхнем баке радиатора, а другим — с серьгой 19. Последняя подложена под рым 20, ввернутый в головку цилиндров. Спереди радиатор закрыт облицовкой, прикрепленной болтами к стойкам и бакам. Облицовка предохраняет сердцевину от повреждений, а промежутки между пластинами и трубками — от засорения. Чтобы после пуска дизеля температура охлаждающей воды быстрее достигла необходимой величины, а в холодное время года вода не переохлаждалась, перед радиатором
поднимают брезентовую шторку 2. Тогда количество воздуха, просасываемого через сердцевину вентилятором, уменьшается. Продолжительность закрытия и высота подъема шторки зависят от теплового состояния дизеля, определяемого по показаниям термометра. Положение шторки фиксируют перестановкой верхней планки ручками 31 в вырезы 1, имеющиеся на боковых сторонах облицовочной решетки радиатора. С внутренней стороны к стойкам радиатора прикреплен кожух 16 вентилятора, который улучшает просасывание воздуха через сердцевину 3 радиатора. Патрубок 15 верхнего бака присоединяется к патрубку 21 головки цилиндров, а патрубок 25 нижнего бака — к патрубку 22 блок-картера. Патрубки соединены шлангами 18 и 24, затягиваемыми хомутиками 23. Воду сливают из всей системы охлаждения через краник 26, установленный в патрубке 25 нижнего бака. [Трактор ДТ-54А. Гуревич А.М., Горожанкин В.И. 1968 г.]