Термостат трактора

Термостат предназначен для автоматического поддержания температуры охлаждающей жидкости на нужном уровне при различных условиях работы двигателя, а также для ускорения его прогрева после пуска.

Устройство. Термостат состоит из следящего и исполнительного устройств, установленных в корпусе 4 (рис. а и б).

Рис. Термостат:

а — жидкостный; б — с твердым наполнителем; в — двигатель холодный; г — двигатель горячий; 1 — гофрированный цилиндр; 2 — перепускной клапан; 3 — сливной клапан; 4 — корпусы; 5 — жидкость; 6 — поршень; 7 — резиновая втулка; 8 — баллон; 9 — активная масса

Следящее устройство делают двух типов в виде гофрированного латунного цилиндра 1, частично заполненного легко испаряющейся жидкостью 5 (обычно 15 %-ный водный раствор этилового спирта), или баллона 8, внутри которого установлены поршень 6 и резиновая втулка 7.

Пространство между резиновой втулкой и баллоном заполнено активной массой — смесью церезина (нефтяной воск) с алюминиевым порошком. Такая смесь при повышении температуры более 69 °С плавится и сильно увеличивается в объеме.

Исполнительное устройство состоит из сливного 3 и перепускного 2 клапанов.

Действие. Термостат устанавливают в патрубке, отводящем жидкость из двигателя в радиатор. Когда температура жидкости ниже 70 °С, клапан 3 закрывает верхнее отверстие и не пропускает охлаждающую жидкость в радиатор. Перепускной клапан 2 в это время открывает проход для жидкости в перепускную трубку 10 (см. рис. в), по которой она, минуя радиатор, вновь поступает в водяной насос.

При повышении температуры более 70 °С жидкость в гофрированном цилиндре закипает и ее пары давят на стенки, растягивая цилиндр. Расширяется также и активная масса 9 в баллоне 8, выталкивая поршень 6. При этом клапан 3 постепенно открывает путь охлаждающей жидкости в радиатор, а клапан 2 уменьшает проход к водяному насосу. При достижении температуры 85 °С клапаны занимают свои крайние положения (см. рис. г), и весь поток жидкости, участвующей в охлаждении двигателя, проходит через радиатор.

Исправно действующий термостат, ускоряя прогрев двигателя при пуске, значительно снижает износ его деталей. Установлено, что если термостат удалить из системы охлаждения, то износы, например цилиндров двигателя, увеличатся в 2…3 раза. [Семенов В. М., Власенко В. Н. Трактор. 1989 г.]