Распределительный механизм двигателя Д-36

Распределительный механизм двигателя Д-36 показан на рисунке 1.

Рис. 1. Распределительный механизм двигателя Д-36:
а — разрез механизма газораспределения; б — распределительный вал со втулками; в — распределительные шестерни; г — смещение точки касания толкателя с кулачком; 1 — клапан; 2 — направляющая втулка; 3 — пружина; 4 — тарелка пружины; 5 — сухарики; 6 — валик коромысел; 7 — коромысло; 8 — стакан пружины клапана; 9 — штанга; 10 — толкатель; 11 — распорная втулка; 12 — шайба; 13 — бронзовая шайба; 14 — упорный фланец; 15 — шестерня распределительного вала; 16 — распределительный вал; 17 — втулка средняя; 18 — втулка задняя; 19 — сверления средней шейки вала; 20 — втулка передняя; 21 — шестерня коленчатого вала; 22 — промежуточная шестерня; 23 — шестерня привода топливного насоса; 24 — малая промежуточная шестерня; 25 — шестерни привода масляного насоса; 26 — кронштейн; 27 — кулачок вала.

Клапаны 1 имеют тарелки разного диаметра, у впускного клапана тарелка на 4 мм больше. Диаметр направляющего стержня клапана в нижней части меньше, чем в верхней части. Это позволяет уменьшить тепловой зазор между стержнем клапана и направляющей втулкой в верхней части.

Распределительный вал 16 (рис. 1, б) отличается от валов других двигателей кулачками конической формы; образующая кулачка составляет с осью вала незаметный для глаза угол 7’30».

На переднем конце вала закреплена шпонкой и гайкой шестерня 15. Ее ступица через распорную втулку 11 прижата к шейке вала. На распорную втулку свободно надет упорный фланец 14, который привернут болтами к передней стенке блока и удерживает вал от осевых перемещений.

Между ступицей шестерни и упорным фланцем установлена бронзовая шайба 13. Толщина фланца вместе с шайбой на 0,08—0,25 мм меньше толщины распорной втулки, что обеспечивает валу осевой разбег в этих пределах.

Для подвода смазки к упорному фланцу передняя шейка вала имеет радиальное и осевое сверления. На средней шейке вала сделаны под углом друг к другу два радиальных сверления 19. Через эти сверления и каналы в блоке к передаточным деталям механизма поступает пульсирующий поток масла.

Распределительные шестерни. Схема расположения шестерен и их установочных меток видна на рисунке 1, е. Шестерня коленчатого вала 21 через промежуточную шестерню 22 приводит во вращение шестерни распределительного вала 15 и топливного насоса 23, а через промежуточную шестерню 24 — шестерню привода масляного насоса 25.

Передаточный механизм. Толкатель изготовлен в виде стаканчика со сферическим донышком. Благодаря конической форме поверхности кулачка распределительного вала касание между кулачком и толкателем происходит не на оси симметрии, а сбоку от нее, при этом толкатель движется не только возвратно-поступательно, но и вокруг своей оси. Благодаря этому износ донышка и боковой поверхности получается более равномерным. Направляющей толкателя является обработанное отверстие в горизонтальной перегородке блока.

Коромысла 7 нажимают на стержни клапанов через стаканы 8, воспринимающие боковые усилия и разгружающие от этих усилий стержень клапана.

Два пустотелых валика коромысел, закрепленные в стойках, соединены между собой муфтой, через которую масло подается внутрь валиков. Стойки отлиты заодно с направляющими стаканов и имеют площадки для крепления кронштейнов декомпрессионного механизма. [Дизельные колесные тракторы. Гельман Б.М. и др. 1959г.]

Статьи по теме: газораспределительный механизм; распределительный механизм; особенности механизма распределения двигателя Д-14; ТО КШМ и ГРМ двигателя трактора