Рулевое управление — один из самых ответственных механизмов трактора.
От его конструкции и состояния зависит степень утомляемости тракториста, качество работы агрегата, безопасность работы, степень износа ходовой системы и особенности шин. Рулевое управление должно обеспечить поворот направляющих колес без больших усилий и вращение их при повороте без проскальзывания. Первое условие достигается благодаря большому передаточному числу при передаче движения от рулевого колеса к цапфам направляющих колес, второе — путем поворота всех колес вокруг одной точки — центра поворота. При этом угол поворота внутреннего колеса всегда больше угла поворота наружного.
Рулевое управление состоит из рулевого механизма и рулевого привода. Рулевой механизм передает движение от рулевого колеса на сошку рулевого привода. У тракторов «Беларусь», ДТ-24 и ДТ-14 рулевой механизм червячный, а у самоходного шасси ДСШ-14 — шестеренчатый.
Червячная передача, состоящая из цилиндрического червяка и червячной шестерни, или сектора, позволяет получить большое передаточное число. Однако нагрузка от червяка передается шестерне только через один зуб, а при этом трение и износ пары значительны. Чтобы увеличить площадь касания, червяк делают вогнутым по радиусу, равному радиусу шестерни. Такой червяк называется глобоидальным. При глобоидальном червяке одновременно в зацеплении с его витками находится не один, а два-три зуба шестерни. Чтобы уменьшить трение в зацеплении, вместо шестерни или сектора ставят ролик.
Когда трактор движется по прямой, ролик находится в средней части червяка. Движение трактора будет устойчивым и прямолинейным лишь в том случае, когда между роликом и червяком нет зазора. Такое зацепление нужно для получения достаточной чувствительности колес повороту. Но во время работы трактор большей частью движется по прямой, поэтому средняя часть червяка изнашивается особенно сильно. Установка беззазорного зацепления ролика с таким червяком приведет к заклиниванию ролика в крайних точках червяка. Чтобы избежать этого, глобоидальному червяку придана такая форма, при которой в средней части между ним и роликом зазора нет, а в остальных частях зазор имеется. Во время поворота усилия, действующие на колесо, передаются рулевому механизму, зазор выбирается и ролик прижимается к червяку.
Рулевой привод служит для передачи движения от рулевого механизма к цапфам направляющих колес. Он состоит из рулевой сошки, продольной тяги и рулевой трапеции. Рулевая трапеция обеспечивает поворот цапф направляющих колес на различные углы и представляет собой шарнирный четырехзвенник. Основаниями его служат средняя часть передней оси и поперечная тяга, а боковыми сторонами — поворотные рычаги. [Дизельные колесные тракторы. Гельман Б.М. и др. 1959 г.]