Traktory ustrojstvo i tekhnicheskoe obsluzhivanie. OZON.ru | 978-5-4468-3656-7Traktory ustrojstvo i tekhnicheskoe obsluzhivanie. Uchebnoe posobie. Gennadij Gladov, Aleksandr Petrenko. Kupit shkolnyj uchebnik v knizhnom internet-magazine OZON.ru | 978-5-4468-3656-7

Рулевое управление трактора ДТ-20

Передние, направляющие, колеса трактора поворачиваются при помощи рулевого управления.
При вращении горизонтально расположенного колеса верхней головки 8 (рис. 1) рулевого управления перемещение рычага 5 сошки нижнего картера 7 рулевого управления через продольную тягу 1 передается на двухплечий рычаг левой поворотной оси переднего моста.


Рис. 1. Рулевое управление:

1 — продольная рулевая тяга; 2 — тяга к валику выключения муфты; 3 — тяга блокировки; 4 — рычаг управления муфтой; 5 — рычаг сотки; 6 — болт блокировки дополнительной передачи; 7 — нижний картер рулевого управления; 8 — верхняя головка рулевого управления.

В результате этого передние колеса поворачиваются. Направление вращения рулевого колеса совпадает с направлением поворота трактора, как при прямом ходе, так и при обратном движении.

Рулевое управление трактора ДТ-20 состоит из нижнего картера с червячной парой, применяемой на автомобиле ГАЗ-51, и верхней головки, представляющей собой пару цилиндрических шестерен и рулевое колесо.

Рис. 2. Рулевое управление:

1 — картер червячной пары (нижний картер); 2 — двойной ролик; 3 — пробка; 4 — ось двойного ролика; 5 — регулировочные прокладки; 6 — колонка рулевого управления; 7 — клиновидная втулка; 8 — болт стяжной; 9 — труба с фланцем; 10 — втулка; 11 — ведущая шестерня; 12 — штифт; 13 — крышка; 14 — кольцевая шпонка и стяжной болт; 15 — переходник; 16 — рулевое колесо; 17 — защитный колпачок; 18 — ведомая шестерня; 19 — втулка; 20 — картер головки; 21 — замковая шайба; 22 — глухая гайка; 23 — регулировочный винт; 24 — роликовый подшипник; 25 — крышка; 26 — втулки; 27 — резиновый и войлочный сальники; 28 — рычаг сошки; 29 — стяжной болт; 30 — нижний роликовый конический подшипник; 31 — червяк; 32 — верхний роликовый конический подшипник; 33 — вал сошки; войлочный сальник с обоймой; 34 — вал червяка со шлицованной втулкой.

В вертикальных расточках чугунного картера (рис. 2) установлены наружные кольца конических роликовых подшипников 30 и 32, в которых вращается глобоидальный червяк 31.

Наружное кольцо подшипника 32 прижато буртиком рулевой колонки 6. Между фланцами колонки и картером установлены прокладки 5, которыми регулируют осевой зазор в конических подшипниках.

В верхней части колонки есть разрез и ушки под стяжной болт 8 и клиновую втулку 7.

Червяк 31 находится в зацеплении с двойным роликом 2, который является специальным подшипником, насаженным на ось 4. Ось запрессована в отверстия ушек головки вала 33 сошки рулевого управления. Вал поворачивается в двух бронзовых втулках 26 и роликовом цилиндрическом подшипнике 24.

На шлицах вала сошки, выходящих из горловины, закреплен рычаг 28 сошки. В нижнем конце рычага сошки есть бонка с коническим отверстием, в которое входит хвостовик пальца шарового соединения продольной рулевой тяги.


Внутреннее кольцо подшипника 24 напрессовано на цилиндрический хвостовик вала сошки. За кольцом подшипника на конце вала сделана кольцевая канавка, в которую входит специальным пазом регулировочный винт 23, ввинченный в крышку 25 картера 1. Винтом регулируют боковой зазор между двойным роликом и боковыми поверхностями витков червяка. От проворачивания во время работы регулировочный винт удерживает замковая шайба 21.

В картере 20 верхней головки есть прилив и отверстия для установки кнопки звукового сигнала. Сверху картер закрыт крышкой 13.

В крышку запрессованы две чугунные втулки 19, в которых вращаются валики шестерен 11 и 18.

Выходящие из крышки валики оканчиваются одинаковыми коническими хвостовиками со шпоночным пазом.

При работе трактора на прямом ходу рулевое колесо 16 с хвостовиком 15 устанавливают на хвостовик ведущей шестерни 11, а при работе на реверсивном ходу — на хвостовик ведомой шестерни 18. Свободный хвостовик закрывают колпачком 17.

Усилие от рулевого колеса передается на ведомую шестерню 18 и через шлицевое соединение на червяк рулевого управления и дальше на двойной ролик к валу рулевой сошки, который, вращаясь, перемещает нижний конец рычага сошки и, следовательно, продольную рулевую тягу. Оси поворотных кулаков и связанные с ними передние колеса поворачиваются в ту или другую сторону, в зависимости от направления вращения рулевого колеса.

Высоту рулевого колеса над рулевой колонкой можно регулировать от 0 до 60 мм. Для этого необходимо ослабить стяжной болт 8, освободить втулку 7 и, выдвигая из колонки или вдвигая в нее трубу головки рулевого управления, установить рулевое колесо в удобное для тракториста положение и зафиксировать это положение болтом 8.

Шестерни рулевой колонки и чугунные втулки смазывают солидолом через масленку в картере рулевой головки. Для лучшей смазки трущихся поверхностей валов и втулок последние имеют канавки для подвода смазки.

Увеличение холостого хода рулевого колеса нарушает управляемость трактора. Малый свободный ход затрудняет управление им. Свободный ход рулевого колеса не должен превышать 20—25°. Если он больше 25°, нужно уменьшить боковой зазор в зацеплении двойного ролика с червяком, ввинчивая регулировочный винт в боковую крышку вала сошки.

Осевой зазор (0,1—0,3 мм) в конических подшипниках регулируют уменьшением числа регулировочных прокладок между фланцем рулевой колонки и нижним картером.

Регулировка зазора в конических подшипниках не только уменьшает свободный ход рулевого колеса, но и предупреждает преждевременный износ подшипников и их разрушение. [Трактор ДТ-20. Калиновский Н.Ф., Левитанус А.Д., Ходулин Ю.А. 1965 г.]

Похожие материалы