Термостат двигателя Д-36

Все детали термостата (рис.) изготовлены из латуни.

Рис. Термостат двигателя Д-36:

1 — обечайка; 2 — верхняя крышка; 3 — коробка термостата; 4 — нижняя крышка; 5 — боковой клапан; 6 — окно для прохода воды при открытии бокового клапана; 7 — стержень; 8 — основной клапан; 9 — направляющая планка; 10 — шарик.

Пружинная тонкостенная коробка 3, представляющая собой цилиндрическую гармошку, через нижнюю крышку 4 и отштампованные заодно с нею планки соединена с обечайкой 1. К верхней крышке 2 пружинной коробки припаян пустотелый стержень 7, на резьбовой конец которого навернут основной клапан 8. К верхней же крышке припаян боковой клапан 5.

В сжатую пружинную коробку через сверление в стержне 7 заливают 10 см³ 15%-ного раствора этилового спирта. После этого отверстие в стержне заглушают шариком 10 и запаивают, благодаря чему коробка находится в сжатом состоянии.

Термостат установлен в корпусе так, что отбуртовка нижнего края обечайки зажата в кольцевой выточке между верхней и нижней половинками корпуса. Верхняя горловина обечайки термостата уплотнена в корпусе резиновым кольцом.

При повышении температуры воды спиртовой раствор в пружинной коробке испаряется, повышая давление в ней, коробка растягивается и основной клапан открывается, сообщая нижнюю полость корпуса термостата с верхним патрубком. Одновременно боковые окна закрываются клапаном, что прекращает перепуск воды из нижней полости корпуса термостата в его нижний патрубок. [Дизельные колесные тракторы. Гельман Б.М. и др. 1959 г.]