На дизеле СМД-66 установлены два термостата ТС-107 в одной коробке, отлитой из алюминиевого сплава. Они необходимы для поддержания стабильного теплового режима при различных нагрузках и различных температурах окружающего воздуха, а также сокращения времени прогрева дизеля.
Термостаты установлены в верхнем бачке радиатора. Совместная установка их в одной коробке предотвращает перегрев одного из блоков цилиндров и задир поршней при случайном зависании основного клапана любого из термостатов.
Термостат представляет собой неразъемный узел.
1 — нижняя стойка; 2 — пружина клапана; 3 — основной клапан; 4 — держатель; 5 — гайка; 6 — колпачок; 7 — поршень; 8 — корпус термостата; 9 — резиновая вставка; 10 — наполнитель; 11 — баллон; 12 — пружина перепускного клапана; 13 — нижняя гайка; 14 — перепускной клапан.
К корпусу 8 (рис.) прикреплена нижняя стойка 1, в центральном отверстии которой может свободно перемещаться баллон 11. Основной клапан 3 закреплен на баллоне и закрывает отверстие в корпусе с помощью пружины 2.
С нижней стороны баллона установлен перепускной клапан 14, который упирается в гайку 13 и поджимается к ней пружиной 12, а внутри — поршень 7 в резиновой вставке. Пространство между вставкой 9 и баллоном заполнено специальным наполнителем 10 — смесью церезина с алюминиевым порошком, имеющей высокий коэффициент объемного расширения.
При пуске дизеля, когда вода еще не прогрелась, основной клапан закрыт. Вода, поступающая из головок цилиндров, через отверстие под перепускным клапаном в коробке термостатов направляется в водяной насос, минуя радиатор.
При температуре воды 77 … 83 °С наполнитель 10, нагреваясь, расширяется и давит на вставку 9, которая, в свою очередь, воздействует на поршень 7, закрепленный в держателе 4. При усилии давления на поршень, превышающем усилие пружины 2, баллон перемещается вниз. Между корпусом и основным клапаном появляется кольцевой зазор, через который вода частично направляется в радиатор. Когда температура достигает 90 … 95 °С, баллон, продолжая движение вниз, перепускным клапаном 14 перекрывает отверстие в коробке термостатов и вода полностью направляется в радиатор. [Трактор ДТ-175С. Шевчук В.П. и др. 1988 г.]