Электрооборудование тракторов Т-150, Т-150К

Установленное на тракторах Т-150 и Т-150К электрооборудование постоянного тока предназначено для вращения стартера пускового двигателя, освещения, зарядки аккумуляторной батареи, вентиляции, сигнализации и контроля.

Номинальное напряжение в электрической сети 12В. Все источники и потребители электроэнергии соединены по однопроводной схеме. Отрицательные полюсы их соединены с корпусом («массой») трактора. Схемы электрооборудования тракторов Т-150 и Т-150К показаны на рис. 1 и 2.

Принципиальная схема электрооборудования трактора Т-150
Рис. 1. Принципиальная схема электрооборудования трактора Т-150: 1 — генератор; 2 — сигнал звуковой; 3 — фара передняя; 4 — включатель блокировки запуска двигателя; 5 — датчик указателя температуры воды; 6 — датчик сигнализатора аварийной температуры в системе охлаждения двигателя; 7 — датчик сигнализатора аварийного давления масла в системе смазки двигателя; 8 — датчик реле блокировки воздухоохладителя; 9 — штепсельный разъем; 10 — стеклоочиститель; 11 — блок предохранителей; 12 — переключатель вентиляторов; 13 — кнопка звукового сигнала; 14 — блок предохранителей; 15 — электродвигатель вентилятора обдува тракториста; 16 — электродвигатель вентилятора кабины; 17 — включатель лампы плафона; 18 — плафон; 19 — включатель задних фар; 20 — включатель стартера; 21 — включатель кнопочный магнето; 22 — фара задняя; 23 — штепсельная розетка прицепа; 24 — включатель контроля аварийного состояния ламп; 25 — указатель температуры воды; 26 — лампы освещения приборов; 27 — указатель давления масла в системе смазки двигателя; 28 — центральный переключатель света; 29 — лампа переносная; 30 — контрольная лампа аварийной температуры воды в системе охлаждения двигателя; 31 — амперметр; 32 — контрольная лампа включения «массы»; 33 — включатель «массы»; 34 — аккумуляторная батарея; 35 — контрольная лампа аварийного давления масла в системе смазки двигателя; 36 — тахомотосчетчик; 37 — указатели давления масла в гидросистеме КПП; 38 — штепсельный разъем; 39 — штепсельная розетка включения переносной лампы; 40 — реле-регулятор; 41 — стартер; 42 — свеча искровая пускового двигателя; 43 — магнето. А — клемма для подключения реле воздухоохладителя; Б — клемма для подключения контактора воздухоохладителя; Д — клемма для подключения электрооборудования предпускового подогревателя; Г — клемма для подключения включателя воздухоохладителя.

Принципиальная схема электрооборудования трактора Т-150К
Рис. 2. Принципиальная схема электрооборудования трактора Т-150К: 1 — генератор; 2 — сигнал звуковой; 3 — фара передняя; 4 — включатель блокировки запуска двигателя; 5 — датчик указателя температуры воды; 6 — датчик сигнализатора аварийной температуры в системе охлаждения двигателя; 7 — датчик сигнализатора аварийного давления масла в системе смазки двигателя; 8 — датчик-реле блокировки воздухоохладителя; 9 — штепсельный разъем; 10, 11 — блоки предохранителей; 12 — кнопка звукового сигнала; 13 — контрольная лампа указателя поворотов; 14 — переключатель указателя поворотов; 15 — прерыватель указателя поворотов; 16 — электродвигатель вентилятора обдува тракториста; 17 — электродвигатель вентиляции кабины; 18 — переключатель вентиляторов; 19 — включатель лампы плафона; 20 — плафон; 21 — включатель задних фар; 22 — включатель стартера; 23 — включатель кнопочный магнето; 24 — задний фонарь (стоп-сигнал, указатель поворота, габаритные огни); 25 — включатель стоп-сигнала; 26 — штепсельная розетка прицепа; 27 — центральный переключатель света; 28 — фонарь освещения номерного знака; 29 — контрольная лампа аварийной температуры воды в системе охлаждения двигателя; 30 — включатель контроля аварийного состояния ламп; 31 — указатель температуры воды; 32 — лампы освещения приборов; 33 — указатель давления масла в системе смазки двигателя; 34 — фара задняя; 35 — ножной переключатель света; 36 — лампа переносная; 37 — амперметр; 38 — контрольная лампа аварийного давления масла в системе смазки двигателя; 39 — контрольная лампа включения «массы»; 40 — включатель «массы»; 41 — тахоспидометр; 42 — аккумуляторная батарея; 43 — указатель давления масла в гидросистеме КПП; 44 — манометр воздуха двухстрелочный; 45 — штепсельный разъем; 46 — штепсельная розетка включения переносной лампы; 47 — реле-регулятор; 48 — передний фонарь; 49 — стартер; 50 — свеча искровая пускового двигателя; 51 — магнето. А — клемма для подключения реле воздухоохладителя; Б — клемма для подключении контактора воздухоохладителя; Д — клемма для подключения электрооборудования предпускового подогревателя; Г — клемма для подсоединения включателя вентилятора воздухоохладителя.

Источники электроэнергии — аккумуляторная батарея и генератор переменного тока со встроенным выпрямителем, работающий совместно с реле-регулятором.

Потребители: стартер, освещение и сигнализация, электродвигатели вентиляторов кабины, звуковой сигнал и контрольно-измерительные приборы. Кроме этого, к потребителям относятся также подключаемое электрооборудование предпускового подогревателя и воздухоохладителя.

При монтаже на трактор воздухоохладителя вентилятор-пылеотделитель кабины не устанавливается. Электрическая система воздухоохладителя подсоединяется к электрической системе трактора, оборудованной генератором Г309, так: к клемме А (рис. 1 и 2) подключается реле, а к клемме Б — контактор воздухоохладителя. Электрическая система подогревателя подключается к клемме Д.

К электрической системе трактора, оборудованной генератором Г304-Б1, к клемме В генератора трактора подсоединяется перемычкой клемма В генератора воздухоохладителя; к клемме Б блока предохранителей на 60А — клемма переходной колодки, соединяющая клеммы В генератора и реле-регулятора воздухоохладителя, и к клемме Г блока предохранителей — клемма включателя вентилятора воздухоохладителя. При этом провод, соединяющий блоки предохранителей, не устанавливается.

Электрооборудование трактора Т-150К отличается от электрооборудования трактора Т-150 номенклатурой потребителей. На тракторе Т-150К отсутствует электрический стеклоочиститель передних стекол кабины и установлены дополнительные потребители электроэнергии: контрольная лампа, переключатель и прерыватель указателя поворотов, ножной переключатель света, контрольная лампа дальнего света, передние и задние фонари (стоп-сигнал, указатель поворота и габаритные огни). выключатель стоп-сигнала и дополнительные лампы подсветки приборной панели.

Все приборы и изделия электрооборудования соединены между собой проводами согласно монтажной схеме. Электропроводка и потребители электроэнергии защищены блоком плавких предохранителей, расположенным в кабине на приборной панели. Блок имеет три плавкие вставки.

На тракторе Т-150 плавкие вставки защищают: №1 на 20А — цепи звукового сигнала, фар прицепных машин и стеклоочистителя; №2 на 10А — цепи обдувного вентилятора и вентилятора кабины, плафона кабины и задних фар; №3 на 20А — цепи передних фар, контрольно-измерительных приборов, ламп контрольных фонарей и ламп подсветки шкал.

На тракторе Т-150К плавкие вставки защищают: №1 на 20А — цепи вентилятора кабины, обдувного вентилятора, электролампы фонарей «Стоп» и фары прицепных машин; №2 на 10А — цепи питания задних фар, плафона кабины и сигнализации поворота; №3 на 20А — цепи питания передних фар, контрольно-измерительных приборов, ламп контрольных фонарей и ламп подсветки шкал приборов и контрольных фонарей.

Для защиты электрической цепи при работе от аккумуляторной батареи, а также для защиты электрооборудования воздухоохладителя служит блок предохранителей ПР-109, имеющий две плавкие вставки на 60А.

Чтобы исключить возможность запуска двигателя при включенных рядах, ходоуменьшителе или передаче заднего хода, в цепи электрооборудования установлен включатель блокировки.

С целью исключения возможности пуска воздухоохладителя при неработающем двигателе установлен датчик блокировки.

Аккумуляторная батарея подключается к «массе» нажатием на центральную рукоятку включателя «массы». При этом на передней панели кабины загорается контрольная лампа с зеленой линзой.

Стартер включается поворотом ключа включателя, установленного на приборной панели. Продолжительность работы стартера не должна превышать 5 секунд. Повторный запуск можно производить через 15—20 секунд.

После запуска основного двигателя пусковой двигатель необходимо остановить, нажав на кнопку выключателя магнето.

Рукояткой центрального переключателя света включают передние фары и фонари, задние габаритные фонари и лампы подсветки приборов. Яркость подсветки регулируется поворотом головки центрального переключателя света. Рукоятка центрального переключателя света устанавливается в трех фиксированных положениях.

Трактор Т-150:
0 (ручка утоплена до отказа) — передние фары и лампы подсветки выключены;
I (ручка выдвинута наполовину) — включены ближний свет фар и лампы подсветки;
II (ручка выдвинута полностью) — включены дальний свет фар и лампы подсветки.

Трактор Т-150К:
0 (ручка утоплена до отказа) — передние фары, передние и задние габаритные фонари и лампы подсветки выключены;
I (ручка выдвинута наполовину) — включены задние габаритные фонари и лампы подсветки, а также в зависимости от положения ножного переключателя света включаются передние габаритные фонари или ближний свет фар;
II (ручка выдвинута полностью) — включены задние габаритные фонари и лампы подсветки, а также в зависимости от положения ножного переключателя света — дальний свет фар.

Задние фары включают включателем задних фар, а плафон — включателем лампы плафона. Розетка переносной лампы подключена в сеть до включателя «массы», что позволяет включать переносную лампу при выключенном включателе «массы».

Электродвигатели вентилятора обдува и вентилятора кабины включают переключателем вентилятора. Рычажок переключателя может быть установлен в три положения: нижнее — включается вентилятор обдува, верхнее — включается вентилятор кабины, среднее (нейтральное) — оба вентилятора отключены. Звуковой сигнал включается кнопкой, расположенной в центре рулевого колеса.

Перед поворотом трактора Т-150К для включения указателей поворота рычажок их переключателя необходимо установить в правое или левое положение. Прерывистое напряжение будет подаваться в двух случаях: при правом повороте — на передний правый и задний правый фонари-указатели поворотов; при левом повороте — на передний левый и задний левый фонари-указатели поворотов.

Работа указателей поворотов контролируется контрольной лампой, установленной на приборной панели. При нажатии на педаль тормоза на тракторе Т-150К включается включатель стоп-сигнала, установленный на тормозном кране. В этом случае загораются левый и правый задние фонари и горят до тех пор, пока нажата педаль тормоза.

Контроль исправности ламп сигнализации аварийного состояния систем смазки и охлаждения двигателя производится нажатием на кнопку включателя, расположенного на приборной панели. Если при нажатии на кнопку лампы горят при неработающем двигателе — они исправны.

Воздухоохладитель включается поворотом рукоятки включателя, закрепленного на левой панели кабины.

Включатель стеклоочистителя трактора Т-150 расположен на корпусе стеклоочистителя.

Для подключения прицепных орудий тракторы оборудованы семиклеммной штепсельной розеткой, установленной на тракторе Т-150 сзади кабины возле топливного бака и на тракторе Т-150К — на заднем правом лонжероне рамы.

Схемы подключения приборов освещения и сигнализации прицепных орудий показаны на рис. 3.
Схема подключения приборов освещения и сигнализации прицепных орудий тракторов Т-150, Т-150К
Рис. 3. Схема подключения приборов освещения и сигнализации прицепных орудий: а — трактора Т-150; б — трактора T-I50K; 1 — розетка штепсельного разъема; 2 — вилка штепсельного разъема; 3 — панель соединительная: 4 — кнопка сигнала; 5 — фонарь указателей поворота; 6 — габаритные фонари; 7 — фонари сигнала «Cтоп»; 8 — фары; 9 — выключатель; 10 — устройство аварийной сигнализации.

Электрическая система трактора Т-150 позволяет подключать: три фары с лампами 12В, 32 свечи; цепь звуковой сигнализации, состоящую из кнопки для подачи сигнала вручную и устройства аварийной сигнализации.

Электрическая система трактора Т-150К позволяет подключать: три фары с лампами 12В, 32 свечи; цепь звуковой сигнализации, состоящую из кнопки для подачи сигнала вручную и устройств аварийной сигнализации; два фонаря указателя поворотов с лампами 12В, 21 свеча; два габаритных фонаря с лампами 12В, 3 свечи; два фонаря сигнала «Стоп» с лампами 12В, 21 свеча.

Фары прицепных орудий и устройства аварийной сигнализации подсоединяются только через включатели. Вилка штепсельного разъема должна иметь гибкий пучок проводов.

Подключение потребителей, не предусмотренных схемами, разрешается только после согласования с заводом-изготовителем трактора. [Справочник по тракторам Т-150 и Т-150К. Бугара В.А. и др.1975г.]

Похожие материалы

Электрооборудование трактора ДТ-175С

Установленное на тракторе электрооборудование постоянного тока обеспечивает пуск пускового двигателя стартером, освещение трактора и агрегата в ночное время, вентиляцию и обогрев кабины, звуковую сигнализацию и т.д.

Номинальное напряжение в цепи электрооборудования 12В. Электрическая цепь выполнена по однопроводной схеме, т.е. ко всем потребителям подходит провод от клеммы «+» источника тока, а клемма «—» потребителей и источников тока (генератора, аккумуляторной батареи) соединена с корпусом («массой») трактора. Схема электрооборудования показана на рисунке.
Схема электрооборудования трактора ДТ-175С
Рис. 1. Схема электрооборудования трактора ДТ-175С.

В систему электрооборудования трактора входят: 1 — фара передняя ФГ12-Б1 с двухнитевой лампой; 2 — датчик ТМ-100В указателя температуры охлаждающей жидкости дизеля; 3 — магнето М124-Б1 пускового двигателя; 4 — искровая свеча зажигания; 5 — сигнализатор ТМ-111 перегрева охлаждающей жидкости дизеля; 6 — указатель УК-133В температуры воды в системе охлаждения дизеля; 7 — лампочки А12-1 освещения контрольных приборов; 8 — указатель МД-219 давления в смазочной системе дизеля; 9 — сигнализатор ММ-126 аварийного давления в смазочной системе дизеля; 10 — электрический стеклоочиститель СЛ-230 лобового стекла кабины; 11 — фонарь ПД-20Е, включающийся при падении давления в смазочной системе дизеля ниже 0,17 МПа (работает в комплекте с сигнализатором давления ММ-126); 12 — фонарь ПД-20Е, включающийся при падении давления в смазочной системе трансмиссии ниже 0,055 МПа (работает в комплекте с сигнализатором давления ММ-111А); 13 — фонарь ПД-20Е, включающийся при перегреве рабочей жидкости в гидротрансформаторе выше 104°С (работает в комплекте с сигнализатором температуры ТМ-111); 14 — фонарь ПД-20Е, включающийся при перегреве жидкости в системе охлаждения дизеля выше 104°С (работает в комплекте с сигнализатором температуры ТМ-111); 15 — фонарь ПД-20Е, включающийся при нажатии на кнопку сигнала; 16 — переключатель дальнего (ближнего) света передних фар; 17 — включатель освещения приборов; 18 — переключатель вентиляционной установки кабины или отопителя кабины; 19 — включатель ВК-322 звукового сигнала; 20 — включатель ВК-317А-2 стартера пускового двигателя; 21 — включатель ВК-322 остановки пускового двигателя после пуска дизеля; 22 — амперметр АП-111, контролирующий зарядку или разрядку аккумуляторной батареи; 23 — указатель режима работы трансмиссии трактора, контролирующий скорость движения трактора и частоту вращения хвостовика ВОМ; 24 — тахомотосчетчик, контролирующий частоту вращения коленчатого вала дизеля и суммарное время его работы в моточасах; 25 — переключатель, включающий или задние, или габаритные фонари; 26 — включатель плафона кабины; 27 — звуковой сигнал безрупорный СЗ-11; 28 — семиштырьковый штепсельный разъем ПС-300 для подключения через штепсельную вилку потребителей тока прицепного агрегата и двухсторонней звуковой сигнализации; 29 — аккумуляторная батарея 6СТ-50ЭМ (емкостью 50 Ач); 30 — выключатель ВК-318Б для отключения клеммы «—» аккумуляторной батареи от «массы» трактора; 31 — штепсельная розетка 47К для подключения переносной лампы типа ПЛТМ; 32 — переносная лампа типа ПЛТМ; 33 — плафон ПК-202 кабины; 34 — включатель ВК-403 блокировки коробки передач, который предотвращает пуск пускового двигателя (и соответственно дизеля) при любой включенной передаче; 35 — задняя фара 30.3711; 36 — габаритные фонари; 37 — световозвращатель ФП-310Е; 38 — электродвигатель МЭ-22 вентиляционной установки кабины; 39 — сигнализатор ММ-111А аварийного давления в смазочной системе трансмиссии; 40 — штекер; 41 — сигнализатор ТМ-111 аварийной температуры рабочей жидкости гидротрансформатора; 42 — датчик БМ-131Д указателя уровня топлива; 43 — электродвигатель МЭ-236 отопителя кабины; 44 — блок предохранителей ПР-13А (два) для защиты электрических цепей от короткого замыкания; 45 — указатель уровня топлива УБ-126 в топливном баке трактора; 46 — стартер СТ-362 для пускового двигателя; 47 — штекер; 48 — генератор 15.3701 (мощностью 1000 Вт) переменного тока со встроенными реле-регулятором и выпрямителем. [Трактор ДТ-175С. Шевчук В.П. и др. 1988г.]

Похожие материалы

Электрооборудование тракторов МТЗ-80, МТЗ-82

Электрическое оборудование тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82 состоит из источников и потребителей электрической энергии, которые предназначены для пуска дизеля, освещения, звуковой и световой сигнализации при выполнении транспортных и других работ, питания контрольно-измерительных приборов, вентиляции и отопления кабины, очистки стекол кабины и других целей, где требуется использование электроэнергии.

На тракторе применено электрооборудование постоянного тока с номинальным напряжением 12В. Электрическая система выполнена по однопроводной схеме соединения потребителей с источниками электрической энергии, при которой металлические детали трактора используются как один из проводов тока. Эти детали называют массой трактора, с которой соединяют минусовые клеммы источников электрической энергии.

Источники электрической энергии — генератор и аккумуляторная батарея, включенные параллельно друг другу. Напряжение в заданных пределах регулируется реле-регулятором.

Аккумуляторная батарея служит источником электроэнергии всех систем и приборов электрооборудования при неработающем дизеле, и прежде всего системы пуска дизеля, создающей наибольшую нагрузку на аккумуляторную батарею.

В этот период работы аккумуляторная батарея разряжается. При работающем дизеле, когда напряжение генераторов будет больше э.д.с. аккумуляторной батареи, питание всех потребителей осуществляет генератор, в том числе зарядку аккумуляторной батареи.

На рисунках 1 и 2 показаны принципиальные схемы электрического оборудования тракторов МТЗ-80, МТЗ-82 и МТЗ-80Л, МТЗ-82Л.
Схема электрооборудования тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82
Рис. 1. Схема электрооборудования тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82: 1 и 56 — передние фары; 2 и 57 — передний указатель поворота; 3, 27, 28, 38 и 58 — соединительные панели, 4 — реле-регулятор; 5 — генератор; 6 и 32 — штепсельный разъем; 7 — выключатель электродвигателя вентилятора блока отопления — охлаждения кабины; 8 — электродвигатель вентилятора блока отопления — охлаждения; 9, 15 и 17 — блок предохранителей; 10 — соединительная муфта; 11 — выключатель плафона; 12 — плафон; 13 — стеклоочиститель ветрового стекла; 14 — выключатель стеклоочистителя; 16 и 21 — лампа освещения приборов; 18 — контрольный элемент электрофакельного подогревателя; 19 — контрольная лампа выключателя «массы»; 20 — добавочное сопротивление; 22 — включатель электрофакельного подогревателя и стартера; 23 — контрольная лампа дальнего света; 24 — стеклоомыватель; 25 и 42 — задние фары; 26 и 41 — задние фонари; 29 — включатель стоп-сигнала; 30 — выключатель задних фар; 31 — центральный переключатель света; 33 — штепсельная розетка прицепа; 34 — фонарь освещения номерного знака; 35 — кнопочный выключатель стеклоомывателя; 36 — прерыватель указателей поворота; 37 — контрольная лампа указателей поворота; 39 — переносная лампа; 40 — розетка переносной лампы; 43 — выключатель «массы»; 44 — аккумуляторная батарея; 45 — переключатель указателя поворота; 46 — кнопочный выключатель звукового сигнала; 47 — переключатель света передних фар; 48 — амперметр; 49 — указатель температуры воды; 50 — включатель блокировки запуска дизеля; 51 — стартер; 52 — реле стартера; 53 — реле блокировки; 54 — электрофакельный подогреватель; 55 — датчик указателя температуры воды; 59 — звуковой сигнал; 60 — указатель уровня топлива; 61 — датчик указателя уровня топлива.

Схема электрооборудования тракторов МТЗ-80Л и MT3-82Л
Рис. 2. Схема электрооборудования тракторов МТЗ-80Л и MT3-82Л: 1 и 55 — передние фары; 2 и 56 — передний указатель поворота; 3 — реле-регулятор; 4, 28, 29, 36 и 54 — соединительные панели; 5 — генератор; 6 и 31 — штепсельный разъем; 7 — выключатель электродвигателя вентилятора блока отопления — охлаждения кабины; 8 — электродвигатель вентилятора блока отопления — охлаждения; 9 — соединительная муфта; 10 — выключатель плафона; 11 — плафон; 12, 15, 17 — блок предохранителей; 13 — выключатель стеклоочистителя; 14 — стеклоочиститель ветрового стекла; 16 и 21 — лампа освещения приборов; 18 — контрольная лампа выключателя «массы»; 19 — указатель температуры воды; 20 — включатель стартера; 22 — контрольная лампа дальнего света; 23 — стеклоомыватель; 24 — центральный переключатель света; 25 — включатель стоп-сигнала; 26 и 39 — задние фары; 27 и 38 — задний фонарь; 30 — выключатель задних фар; 32 — штепсельная розетка прицепа; 33 — фонарь освещения номерного знака; 34 — выключатель стеклоомыватели; 35 — контрольная лампа указателя поворота; 37 — переносная лампа; 40 — выключатель «массы»; 41 — розетка переносной лампы; 42 — аккумуляторная батарея; 43 — включатель блокировки запуска пускового двигателя; 44 — переключатель указателей поворота; 45 — кнопочный выключатель звукового сигнала; 46 — прерыватель указателей поворота; 47 — кнопочный выключатель магнето; 48 — переключатель света передних фар; 49 — амперметр; 50 — стартер; 51 — магнето;52 — свеча зажигания; 53 — датчик указателя температуры воды; 57 — звуковой сигнал; 58 — указатель уровня топлива; 59 — датчик указателя уровня топлива.
[Тракторы МТЗ-80 и МТЗ-82. 1984г.]

Похожие материалы