Рулевое управление колесного трактора поворотом колес

Рулевое управление состоит из рулевого механизма и привода к управляемым колесам.

Рис. 1. Рулевое управление четырехколесного трактора:

1 — рулевое колесо; 2, 4 — рычаги; 3, 5 — поперечные тяги; 6 — шарнир; 7 — цапфа; 8 — продольная рулевая тяга; 9 — рулевая сошка; 10 — вал; 11 — ролик; 12 — червяк; 13 — рулевой вал.

Рулевой механизм обычно выполняется в виде червячной пары: червяка 12 (рис. 1) и ролика 11. Червяк жестко насажен на рулевой вал 13, а ролик на подшипниках сидит на оси, запрессованной в выступы вала 10 рулевой сошки 9.

Рулевой механизм предназначен для того, чтобы вращательное движение рулевого колеса 1 превратить в качательное движение рулевой сошки 9.

Привод к управляемым колесам состоит из продольной рулевой тяги 8, рулевых рычагов 4, 2 двух поперечных рулевых тяг 3 и 5, жестко укрепленных на поворотных цапфах 7.

Рулевая сошка 9 и рычаги 2 и 4 соединяются с рулевыми тягами при помощи шаровых пальцев, зажатых полусферическими сухарями, и образуют шарнир 6, позволяющий передавать усилие под переменными углами.

У некоторых тракторов полусферические сухари делают из капрона, а на заводе при сборке в шарнир закладывают специальную смазку. Во время эксплуатации трактора эти шарниры смазывать не нужно.

Действие рулевого управления происходит так. При вращении рулевого колеса 1, например, по ходу часовой стрелки червяк 12 через ролик 11 поворачивает сошку 9.

Нижний ее конец, отходя назад, тянет за собой продольную рулевую тягу 8, которая через рычаги 4, 2 тяги 3 и 5 поворачивают цапфы 7 в выдвижных кулаках, а вместе с ними и направляющие колеса вправо.

Если же рулевое колесо вращать против хода часовой стрелки, то направляющие колеса трактора будут поворачиваться влево и трактор будет осуществлять левый поворот. [Трактор. Семенов В.М., Власенко В.Н. 1989 г.]

Похожие материалы

Рулевое управление дизельных колесных тракторов

Рулевое управление — один из самых ответственных механизмов трактора.

От его конструкции и состояния зависит степень утомляемости тракториста, качество работы агрегата, безопасность работы, степень износа ходовой системы и особенности шин. Рулевое управление должно обеспечить поворот направляющих колес без больших усилий и вращение их при повороте без проскальзывания. Первое условие достигается благодаря большому передаточному числу при передаче движения от рулевого колеса к цапфам направляющих колес, второе — путем поворота всех колес вокруг одной точки — центра поворота. При этом угол поворота внутреннего колеса всегда больше угла поворота наружного.

Рулевое управление состоит из рулевого механизма и рулевого привода. Рулевой механизм передает движение от рулевого колеса на сошку рулевого привода. У тракторов «Беларусь», ДТ-24 и ДТ-14 рулевой механизм червячный, а у самоходного шасси ДСШ-14 — шестеренчатый.

Червячная передача, состоящая из цилиндрического червяка и червячной шестерни, или сектора, позволяет получить большое передаточное число. Однако нагрузка от червяка передается шестерне только через один зуб, а при этом трение и износ пары значительны. Чтобы увеличить площадь касания, червяк делают вогнутым по радиусу, равному радиусу шестерни. Такой червяк называется глобоидальным. При глобоидальном червяке одновременно в зацеплении с его витками находится не один, а два-три зуба шестерни. Чтобы уменьшить трение в зацеплении, вместо шестерни или сектора ставят ролик.

Когда трактор движется по прямой, ролик находится в средней части червяка. Движение трактора будет устойчивым и прямолинейным лишь в том случае, когда между роликом и червяком нет зазора. Такое зацепление нужно для получения достаточной чувствительности колес повороту. Но во время работы трактор большей частью движется по прямой, поэтому средняя часть червяка изнашивается особенно сильно. Установка беззазорного зацепления ролика с таким червяком приведет к заклиниванию ролика в крайних точках червяка. Чтобы избежать этого, глобоидальному червяку придана такая форма, при которой в средней части между ним и роликом зазора нет, а в остальных частях зазор имеется. Во время поворота усилия, действующие на колесо, передаются рулевому механизму, зазор выбирается и ролик прижимается к червяку.

Рулевой привод служит для передачи движения от рулевого механизма к цапфам направляющих колес. Он состоит из рулевой сошки, продольной тяги и рулевой трапеции. Рулевая трапеция обеспечивает поворот цапф направляющих колес на различные углы и представляет собой шарнирный четырехзвенник. Основаниями его служат средняя часть передней оси и поперечная тяга, а боковыми сторонами — поворотные рычаги. [Дизельные колесные тракторы. Гельман Б.М. и др. 1959 г.]

Похожие материалы