Декомпрессионный механизм

Высокая степень сжатия вызывает необходимость в значительном усилии для поворота коленчатого вала дизельного двигателя. Чтобы уменьшить нагрузку на пусковой двигатель при вращении коленчатого вала дизеля в начальный период его прогрева, а также облегчить проворачивание вала вручную, когда это нужно для той или иной регулировки, требуется на некоторое время снизить в цилиндрах давление сжатия.

Для этой цели на некоторых дизельных двигателях устанавливают декомпрессионный механизм. Он не даст клапанам полностью закрываться, благодаря чему часть воздуха при сжатии выходит обратно. У современных тракторных двигателей декомпрессионные механизмы воздействуют либо на все клапаны, либо только на впускные. В первом случае воздух при впуске попадает в цилиндры одновременно через впускную и выпускную системы.

Вместе с очищенным воздухом проходит и неочищенный, загрязненный частицами нагара из выпускной трубы. Применение такого механизма является вынужденным у тех двигателей, где отсутствуют выточки на днище поршня зазор между поршнем и головкой настолько мал, что не позволяет удерживать клапаны открытыми на нужную величину.

Рис. Декомпрессионный механизм двигателя Д-36:

1 — соединительная муфта валиков коромысел; 2 — валик коромысел; 3 — стойка; 4 — кронштейн; 6 — валик декомпрессионного механизма; 6 — соединительная муфта валиков декомпрессионного механизма; 7 — болт декомпрессионный; 8 — соединительная муфта; 9 — рычаг декомпрессионного механизма.

Декомпрессионный механизм двигателя Д-З6 воздействует на все клапаны. Он состоит из двух валиков 5, соединенных муфтой 6. С помощью рычага они могут поворачиваться в кронштейнах 4, прикрепленных к стойкам 3 валиков коромысел. В валики ввернуто восемь болтов 7 с шаровыми головками.

Когда рычаг поднят вверх, болты занимают вертикальное положение, а своими шаровыми головками опускают длинные плечи коромысел на 1—1,25 мм. Клапаны, двигаясь вверх, стержнями упираются (через стаканы) в коромысла и не закрывают гнезда.

Двигатели Д24 и Д-14 декомпрессионных механизмов не имеют. Проворачивание коленчатого вала у них облегчается за счет увеличения камеры сжатия. Для этой цели в головке двигателя имеются дополнительные камеры, которые сообщаются с основными при открытии специальных пусковых клапанов. [Дизельные колесные тракторы. Гельман Б.М. и др. 1959г.]

Особенности механизма распределения двигателя Д-14

Д-14 (вместе с системой охлаждения) изображен на рисунке 1.

Рис.1. Распределительный механизм и система охлаждения двигателя Д-14:
1 — шторка радиатора; 2 — валик вентилятора и водяного насоса; 3 — подшипники; 4 — уплотнение; 5 — контрольный клапан заправки масла; 6 — радиатор; 7 — шкив привода вентилятора; 8 — ремень привода вентилятора; 9 — пробка верхнего бака радиатора с паровоздушным клапаном; 10 — лопасть вентилятора; 11 — кожух вентилятора; 12 — отверстие спуска воды; 13 — корпус термостата верхний; 14 — корпус термостата нижний; 15 — корпус водяного насоса; 16 —крыльчатка; 17 — термостат; 18 — выпускной канал головки; 19 — коромысло; 20—регулировочный винт; 21 — штанга толкателя; 22—выпускной клапан; 23 — спускной краник воды из рубашки цилиндра; 24 — толкатель; 36 — кулачок впускного клапана; 26 — распределительный вал; 27 — кулачок выпускного клапана; 28 — шайба; 29 — шестерня.

Некоторые его детали: клапаны с направляющими, пружины, тарелки, сухарики, коромысла с втулками и винтами, наконечники штанг — взаимозаменяемы с одноименными деталями двигателя Д24.
Распределительный вал вращается в двух шариковых подшипниках. Наружное кольцо переднего, установочного, подшипника закреплено в блоке шайбой. Внутреннее зажато между буртом вала и распределительной шестерней. Внутреннее кольцо заднего подшипника упирается в заточку вала и закрепляется стопорным кольцом. Толкатели по устройству сходны с толкателями Д-36, но отличаются от них плоским донышком. Чтобы толкатели проворачивались, кулачки вала смещены относительно их осей.
Схема распределительных шестерен и расположение установочных меток показана на рисунке 2.

Рис.2. Схема установки шестерен распределения двигателя Д-14:
11 — шестерня коленчатого вала; 2 — шестерня распределительного вала; 3 — промежуточная шестерня; 4 и 6—шестерни правого и левого валиков уравновешивающего механизма; 6—шестерня масляного насоса.
От шестерни коленчатого вала 1 через шестерню распределительного вала 2 приводится во вращение шестерня 5 левого валика уравновешивающего механизма и через промежуточную шестерню 3 — шестерня 4 правого валика уравновешивающего механизма.

Распределительный механизм двигателя Д-36

Распределительный механизм двигателя Д-36 показан на рисунке 1.

Рис. 1. Распределительный механизм двигателя Д-36:
а — разрез механизма газораспределения; б — распределительный вал со втулками; в — распределительные шестерни; г — смещение точки касания толкателя с кулачком; 1 — клапан; 2 — направляющая втулка; 3 — пружина; 4 — тарелка пружины; 5 — сухарики; 6 — валик коромысел; 7 — коромысло; 8 — стакан пружины клапана; 9 — штанга; 10 — толкатель; 11 — распорная втулка; 12 — шайба; 13 — бронзовая шайба; 14 — упорный фланец; 15 — шестерня распределительного вала; 16 — распределительный вал; 17 — втулка средняя; 18 — втулка задняя; 19 — сверления средней шейки вала; 20 — втулка передняя; 21 — шестерня коленчатого вала; 22 — промежуточная шестерня; 23 — шестерня привода топливного насоса; 24 — малая промежуточная шестерня; 25 — шестерни привода масляного насоса; 26 — кронштейн; 27 — кулачок вала.

Клапаны 1 имеют тарелки разного диаметра, у впускного клапана тарелка на 4 мм больше. Диаметр направляющего стержня клапана в нижней части меньше, чем в верхней части. Это позволяет уменьшить тепловой зазор между стержнем клапана и направляющей втулкой в верхней части.

Распределительный вал 16 (рис. 1, б) отличается от валов других двигателей кулачками конической формы; образующая кулачка составляет с осью вала незаметный для глаза угол 7’30».

На переднем конце вала закреплена шпонкой и гайкой шестерня 15. Ее ступица через распорную втулку 11 прижата к шейке вала. На распорную втулку свободно надет упорный фланец 14, который привернут болтами к передней стенке блока и удерживает вал от осевых перемещений.

Между ступицей шестерни и упорным фланцем установлена бронзовая шайба 13. Толщина фланца вместе с шайбой на 0,08—0,25 мм меньше толщины распорной втулки, что обеспечивает валу осевой разбег в этих пределах.

Для подвода смазки к упорному фланцу передняя шейка вала имеет радиальное и осевое сверления. На средней шейке вала сделаны под углом друг к другу два радиальных сверления 19. Через эти сверления и каналы в блоке к передаточным деталям механизма поступает пульсирующий поток масла.

Распределительные шестерни. Схема расположения шестерен и их установочных меток видна на рисунке 1, е. Шестерня коленчатого вала 21 через промежуточную шестерню 22 приводит во вращение шестерни распределительного вала 15 и топливного насоса 23, а через промежуточную шестерню 24 — шестерню привода масляного насоса 25.

Передаточный механизм. Толкатель изготовлен в виде стаканчика со сферическим донышком. Благодаря конической форме поверхности кулачка распределительного вала касание между кулачком и толкателем происходит не на оси симметрии, а сбоку от нее, при этом толкатель движется не только возвратно-поступательно, но и вокруг своей оси. Благодаря этому износ донышка и боковой поверхности получается более равномерным. Направляющей толкателя является обработанное отверстие в горизонтальной перегородке блока.

Коромысла 7 нажимают на стержни клапанов через стаканы 8, воспринимающие боковые усилия и разгружающие от этих усилий стержень клапана.

Два пустотелых валика коромысел, закрепленные в стойках, соединены между собой муфтой, через которую масло подается внутрь валиков. Стойки отлиты заодно с направляющими стаканов и имеют площадки для крепления кронштейнов декомпрессионного механизма. [Дизельные колесные тракторы. Гельман Б.М. и др. 1959г.]

Статьи по теме: газораспределительный механизм; распределительный механизм; особенности механизма распределения двигателя Д-14; ТО КШМ и ГРМ двигателя трактора