Назначение системы охлаждения и схема ее работы

Цилиндры, их головки, поршни, клапаны и другие детали дизеля, непосредственно соприкасающиеся с горячими газами, сильно нагреваются.

При чрезмерном нагревании снижается вязкость масла, смазывающего трущиеся поверхности деталей, и ухудшаются его смазочные свойства, а также происходит выгорание масла. При этом возрастают потери мощности на трение, и увеличивается износ деталей.

Перегрев может вызвать значительное расширение поршня и заклинивание его в цилиндре. Вследствие перегрева происходит коробление тарелок клапанов и обгорание фасок, а также заедание клапанов во втулках.
Чтобы избежать перегрева деталей дизеля, охлаждают гильзы и головку цилиндров. Поэтому поршни, поршневые кольца, клапаны и другие детали также охлаждаются. Однако чрезмерное охлаждение может вызвать ряд вредных явлений, ухудшающих работу дизеля.

Переохлаждение дизеля увеличивает отдачу тепла нагретыми газами холодным поверхностям головки и гильз цилиндров. Тогда в механическую работу превращается меньшая часть тепла, выделившегося при сгорании топлива в цилиндрах дизеля. Кроме того, низкая температура стенок камеры сжатия ухудшает процесс сгорания топлива. Все это снижает мощность и ухудшает экономичность дизеля.

Систему охлаждения составляют водяные рубашки блок-картера и головки цилиндров, водяной насос, радиатор, вентилятор и патрубки.

Рис. Схема системы охлаждения:

1 — вентилятор; 2 — патрубок головки цилиндров (передний); 3 — патрубок верхнего бака радиатора; 4 — горловина верхнего бака; 5 — верхний бак радиатора; 6 — шторка; 7 — нижний бак радиатора; 8 — патрубок нижнего бака; 9 — сливной краник; 10 — соединительный шланг; 11 — патрубок для подвода охлаждающей воды к водяному насосу; 12 — соединительный шланг; 13 — патрубок для подвода воды к пусковому двигателю; 14 — патрубок цилиндра пускового двигателя; 15 — патрубок головки цилиндров (задний); 16 — патрубок головки цилиндра пускового двигателя; 17 — водяной насос.

Непрерывное круговое движение воды из рубашки дизеля в радиатор, а из радиатора в рубашку называется циркуляцией. Она происходит при помощи специального водяного насоса. Такая система охлаждения называется системой с принудительной циркуляцией воды в отличие от термосифонной, где вода циркулирует за счет разности удельных весов горячей и холодной воды.

Система охлаждения с принудительной циркуляцией требует меньшего количества воды из-за большой скорости ее движения а, следовательно, и меньшей емкости системы.

Циркуляция воды происходит следующим образом. Водой заполняют всю систему охлаждения. Нагреваясь в рубашке дизеля, вода по патрубкам 2 и 3 (рис.), соединенным шлангом, поступает в верхний бак 5 радиатора, откуда по трубкам стекает в нижний бак 7.

Горячая вода, опускаясь по трубкам радиатора, охлаждается. Она отдает тепло, полученное от стенок блок-картера и головки цилиндров, трубкам радиатора и охлаждающим пластинам, которые передают тепло воздуху, просасываемому через сердцевину радиатора вентилятором 1. Благодаря этому температура протекающей через трубки радиатора горячей воды успевает за короткое время снизиться на 10—12°. Охлажденная вода поступает из нижнего бака радиатора через патрубки 8 и 11, соединенные шлангом 10, и полость в передней стенке блок-картера в центробежный насос 17, который нагнетает ее в рубашку блок-картера. Через отверстия в верхней плоскости блок-картера, совпадающие с соответствующими отверстиями в нижней плоскости головки цилиндров, вода попадает в рубашку головки. Проходя через водяную рубашку дизеля, вода вновь нагревается и поступает для охлаждения в радиатор. Направление движения воды в системе показано на рисунке стрелками.

Температура воды в системе охлаждения контролируется дистанционным термометром, датчик которого помещается в патрубке головки цилиндров, а указатель с циферблатом — на щитке контрольных приборов в кабине трактора. Температура воды должна быть в пределах 75—85°, но не выше 95°. [Трактор ДТ-54А. Гуревич А.М., Горожанкин В.И. 1968 г.]

Система охлаждения дизелей МТЗ и ЮМЗ

В рассматриваемых двигателях реализована система жидкостного охлаждения, закрытая (сообщается с окружающей средой лишь кратковременно, через клапан). Система охлаждения дизелей с пусковыми бензиновыми двигателями, общая (объединенная).




Рис. 1. Система охлаждения дизеля Д-240Л (а), схемы действия систем охлаждения Д-245 (б) и Д-65Н (в):

а) 1 — амортизатор: 2 — патрубок; 3 — нижний бак; 4 — спускной кран; 5 — шторка; 6 — ремень; 7 — радиатор системы смазки; 8 — насос системы охлаждения; 9 — шланг термостата; 10 — вентилятор; 11 — кожух; 12 — сердцевина радиатора; 13 — стойка радиатора; 14 – верхний бак; 15 — датчик термостата; 16 — пробка радиатора; 17 — указатель термометра; 18 — пароотводяшая трубка; 19 — шланг подводящий; 20 — термостат; 21 — труба; 22 и 24 патрубки; 23 — рубашка охлаждения пускового двигателя; А — канал для подвода жидкости в рубашку охлаждения блока цилиндров; Б — каналы для подвода охлаждающей жидкости к головке блока цилиндров;
б) 1 — спускной краник; 2 — шторка; 3 — радиатор; 4 — пробка радиатора; 5 — вентилятор; 6 — ремень вентилятора; 7 — термостат; 8 — насос; 9 – рубашка охлаждения головки; 10 — рубашка охлаждения блока; 11 — термостат; 12 — спускной краник в блоке;
в) 1 — нижний бак радиатора; 2 — радиатор; 3 — насос; 4 — верхний бак радиатора; 5 — заливная горловина радиатора; 6 — крыльчатка вентилятора; 7 — термостат (основной клапан открыт); 8 — указатель температуры; 9 — рубашка головки блока цилиндров; 10 — трубка; 11 — патрубок головки пускового двигателя; 12 и 13 — рубашка охлаждения пускового двигателя; 14 — патрубок цилиндра пускового двигателя; 15 — краник сливной; 16 – рубашка охлаждения блока цилиндров; 17 — сливной краник радиатора

Действует она следующим образом. Насос 8 (рис. 1) забирает охлажденную жидкость из нижнего 3 бака радиатора и нагнетает ее в рубашку охлаждения дизеля (при наличии — и пускового двигателя), вытесняя из нее в верхний бак радиатора нагретую. Перетекая по трубкам сердцевина 12 радиатора с верхнего 14 бака в нижний 3 жидкость охлаждается воздухом, который засасывается вентилятором 10. Температуру жидкости в системе контролирует с помощью термометра 17. Оптимальная рабочая температура 80…97°С. Для ручного регулирования теплового состояния дизеля предусмотрена шторка 5. В холодном двигателе термостат 20 перепускает охлажденную жидкость к насосу, исключает этим ненужное ее охлаждение в радиаторе.

Заливная горловина радиатора герметически закрыта крышкой 16 с паровым и воздушным клапанами. [Тракторы «Беларус» семейств МТЗ и ЮМЗ. Устройство, работа, техническое обслуживание. Под ред. Я. Е. Белоконя. 2003 г.]

Система охлаждения двигателей

Средняя температура газов в течение рабочего цикла двигателя составляет 800—900° С. Часть тепла газов передается его деталям (цилиндрам, головке цилиндров, поршням, клапанам и др.). вследствие чего температура их возрастает.

    Если эти детали не охлаждать или охлаждать недостаточно, то нормальная работа двигателя может быть нарушена по следующим причинам:

  1. ухудшаются смазочные свойства масла и в результате этого повышаются потери на трение, увеличиваются износ деталей и расход масла;
  2. появляется возможность преждевременного воспламенения рабочей смеси и детонации при ее сгорании (карбюраторные двигатели);
  3. уменьшаются зазоры в подвижных сочленениях, и создается возможность заклинивания движущихся деталей.

Теплота от деталей двигателя отводится в атмосферу. Это вынужденные потери тепловой энергии, значение которых зависит от типа двигателя, его конструкции и способа охлаждения.

Охлаждение двигателя не должно быть чрезмерным, так как при этом теряется полезное тепло, топливо плохо испаряется, трудно воспламеняется, медленно горит, и поэтому мощность двигателя снижается. Кроме того, частицы топлива, конденсируясь на стенках цилиндра, смывают с них масло и, стекая в картер, разжижают его. Это ухудшает смазку двигателя.

У дизелей чрезмерное охлаждение может привести к отложению на деталях поршневой группы и клапанах смолистых веществ, к закоксовыванию поршневых колец, а у карбюраторных двигателей — к коррозионному износу вследствие конденсации паров кислот, образующихся при сгорании топлива.

Для обеспечения необходимого температурного состояния двигатель имеет ряд устройств, деталей и приборов, объединенных в систему охлаждения.

В двигателях применяется два способа охлаждения: жидкостное и воздушное. В первом случае тепло от стенок цилиндров передается жидкости, а через нее — воздуху, во втором случае тепло от стенок цилиндров передается непосредственно воздуху. У большинства двигателей в качестве охлаждающей жидкости применяется вода, которая в зимнее время заменяется антифризами. В двигателях 24Д используют всесезонную жидкость ТАСОЛ А-40.

В системе жидкостного (водяного) охлаждения вода, заполняющая водяные рубашки 9 блок-картера (рис. 1) и 8 головки цилиндров, омывает стенки цилиндров и камер сгорания и отводит от них тепло. Нагретая вода поступает в специальный охладитель (радиатор), где отдает тепло воздуху. Охлажденная в радиаторе вода вновь поступает в водяную рубашку. Таким образом, в системе охлаждения происходит непрерывная циркуляция воды. Температура охлаждающей воды работающего двигателя должна находиться в пределах 80—95° С.

В зависимости от способа циркуляции охлаждающей воды различают две системы охлаждения: термосифонную и принудительную.

Рис. 1. Схемы водяных систем охлаждения:

а — термосифонная; б — принудительная; 1 — сердцевина радиатора; 2 — вентилятор; 3 — шторка; 4 — верхний бак радиатора; 5 — крышка наливной горловины; 6 — пароотводная трубка; 7 — верхний патрубок; 9 — рубашка головки цилиндров; 9 — рубашка блок-картера; 10 — нижний патрубок; 11 — нижний бак радиатора; 12 — пробка сливного отверстия; 13 — устройство с паровым и воздушным клапанами; 14 — термостат; 15 — дистанционный указатель температуры; 16 — водораспределительный канал; 17 — центробежный насос; 18 — водоотводная трубка.

В термосифонной системе охлаждения (рис. 1, а) циркуляция воды в системе происходит вследствие разности плотностей холодной и горячей воды. При нагревании в водяной рубашке плотность воды уменьшается, и она по патрубку 7 поднимается в верхний бак 4 радиатора. В сердцевине 1 радиатора вода охлаждается, плотность ее повышается, и по патрубку 10 она поступает в водяную рубашку, вытесняя воду с меньшей плотностью.

Для увеличения интенсивности охлаждения воды позади радиатора установлен вентилятор 2, увеличивающий скорость воздуха, охлаждающего воду.

Преимущества термосифонной системы охлаждения таковы: простота устройства, незначительная интенсивность циркуляции воды при пуске и прогреве двигателя, саморегулирование интенсивности охлаждения в зависимости от нагрузки двигателя (при повышении нагрузки увеличивается нагрев воды и, следовательно, ускоряется ее циркуляция).

Недостаток термосифонной системы охлаждения — сравнительно медленная циркуляция воды в ней, что создает необходимость увеличения емкости системы. Кроме того, недостаточная интенсивность циркуляции воды приводит к усиленному испарению ее из системы, а следовательно, к необходимости частой проверки уровня воды и пополнения ею системы. Эти недостатки ограничивают сферу ее применения.

В принудительной системе охлаждения (рис. 1, б) циркуляция воды создается центробежным насосом 17. Насос нагнетает воду в рубашку блок-картера, из которой нагретая вода вытесняется в радиатор. Охлажденная в радиаторе вода поступает по патрубку снова к насосу. По такой схеме работают водяные системы охлаждения большинства двигателей.

В системе охлаждения двигателей ЯМЗ-240Б и 24Д предусмотрен расширительный бак, соединенный патрубками с верхним бачком радиатора и головкой цилиндров. Расширительный бак — резервная емкость для охлаждающей жидкости, увеличивающейся в объеме при нагревании.

Разность температур нагретой и охлажденной воды в случае применения системы охлаждения с принудительной циркуляцией воды не превышает 10° С.

Интенсивность циркуляции воды и потока воздуха, создаваемого вентилятором, в принудительной системе охлаждения зависит главным образом от частоты вращения коленчатого вала двигателя. Поэтому, чтобы при понижении температуры окружающего воздуха и уменьшении нагрузки двигатель не переохлаждался, применяют различные устройства, регулирующие тепловой режим двигателя: термостат 14, шторки и жалюзи радиатора.

Усиленный отвод теплоты от наиболее нагретых частей камер сгорания и цилиндров осуществляется сосредоточенным охлаждением этих деталей. В данном случае вода попадает в распределительный канал 16, идущий вдоль верхней части блок-картера. В канале сделаны отверстия для подачи воды в первую очередь к наиболее горячим частям блок-картера и цилиндров. Для этой же цели в головках цилиндров двигателей Д-160 имеются водораспределительные насадки-отражатели.

Если система охлаждения с принудительной циркуляцией воды постоянно сообщена с атмосферой через пароотводную трубку 6 (рис. 1, а), то ее называют открытой.

Если система охлаждения с принудительной циркуляцией воды отъединена от атмосферы специальным устройством 13, в котором объединены паровой и воздушный клапаны (рис. 1, б), то ее называют закрытой. Она применяется на большинстве автотракторных двигателей (рис. 2).

Рис. 2. Схема системы закрытого жидкостного охлаждения (двигатель Д-240):

1 — крышка горловины для заливки воды; 2 — радиатор: 3 — водоподводящий патрубок; 4 — термостат; 5 — дистанционный указатель температуры; 6 — рукоятка управления шторкой; 7 — краник слива воды из блок-картера; 8 — водяной насос; 9 — водоотводящий патрубок; 10 — вентилятор; 11 — краник слива воды из радиатора; 12 — шторка.

Закрытая система охлаждения работает при давлении несколько выше атмосферного, и температура кипения воды в ней соответственно повышается. Поэтому в закрытой системе охлаждения испарение воды, а значит, и расход ее, и отложение накипи уменьшаются.

В системе воздушного охлаждения отвод тепла от деталей двигателя происходит в результате обдува цилиндров и их головок воздухом.

У двигателей небольшой мощности, устанавливаемых на мотоциклах и мотороллерах, детали охлаждаются встречным потоком воздуха при движении. Для двигателей тракторов и автомобилей такого охлаждения недостаточно. Поэтому в этих двигателях применяется принудительный обдув деталей воздухом при помощи вентилятора. У дизеля Д-37Е осевой вентилятор нагнетает воздух к охлаждаемым поверхностям по воздухораспределительному кожуху 1 (рис. 3).

Рис. 3. Схема системы воздушного охлаждения (двигатель Д-37Е):

1 — воздухораспределительный кожух; 2 — задний дефлектор (направляющий щиток); 3 — средний дефлектор; 4 — лопасть ротора; 5 — рабочее колесо (ротор) вентилятора; 6 — стяжной болт; 7 — втулка; 8 — шарикоподшипник; 9 — направляющий аппарат; 10 — защитная сетка; 11 — ведомый шкив; 12 — гайка; 13 — барашковая гайка; 14 — приводной ремень; 15 — вал; 16 — хомут; 17— передний дефлектор; 18 — ведущий шкив; 19 — пружинный замок кожуха.

Равномерный обдув цилиндров и их головок со всех сторон обеспечивается кожухом 1 и системой дефлекторов (направляющих щитков) 2, 3 и 17. С целью увеличения поверхности охлаждения цилиндры и головки цилиндров двигателя делают с ребрами.

Воздушная система охлаждения двигателя по сравнению с принудительной системой водяного охлаждения проще и удобнее в эксплуатации. Кроме того, масса и габариты двигателя с воздушным охлаждением меньше, чем двигателя с водяным охлаждением.

Недостатки воздушной системы охлаждения таковы: неравномерное охлаждение деталей двигателя, потеря значительной части индикаторной мощности (до 8%) на привод вентилятора, сравнительно высокая температура воздуха, идущего от двигателя, затрудненный пуск при температуре воздуха ниже 0° С. [Тракторы и автомобили. Гуревич А.М., Сорокин Е.М. 1978 г.]