4for1


Дизельный двигатель Д-160

Устройство и рабочий цикл двигателя. На тракторе Т-130М установлен четырехцилиндровый четырехтактный дизельный двигатель Д-160 водяного охлаждения мощностью 117,8 кВт (160 л. с.) с частотой вращения коленчатого вала 1250 об/мин с турбонаддувом воздуха в цилиндры и непосредственным впрыском топлива в камеру поршня.


Двигатель состоит из кривошипно-шатунного механизма, механизма газораспределения, систем охлаждения, смазочной, питания, пускового устройства и агрегатов электрооборудования (рис. 1 и 2).
Рис. 1. Продольный разрез двигателя Д-160:

1 — передняя спускная пробка; 2 — передний маслоприемннк масляного насоса; 3 — уравновешивающий механизм; 4 — шестерня привода уравновешивающего механизма; 5 — шестерня привода масляного насоса и уравновешивающего механизма; 6 — шестерня привода гидронасоса; 7 — передняя опора двигателя; 8 — шатун; 9 — распределительный вал; 10 — болт крепления шкива коленчатого вала; 11 — упорная плита распределительного вала; 12 — коленчатый вал; 13 — кожух шестерен распределения; 14 — поршневой палец; 15 — блок двигателя; 16 — резиновое уплотнительное кольцо гильзы цилиндров; 17 — шестерня привода распределительного вала; 18 — поршень; 19 — гильзы цилиндров; 20 — шестерня привода топливного насоса; 21 — вентилятор; 22 — впускной клапан; 23 — выпускной клапан; 24 — крестовина вентилятора; 25 — головка цилиндров; 26 — колпак головки цилиндров; 27 — грузовая проушина; 28 — трубка подвода масла к валику коромысел; 29 — валик коромысел; 30 — воздухозаборный патрубок компрессора; 31 — воздухоподводящий патрубок; 32 — турбокомпрессор; 33 — выпускной патрубок; 34 — трубка отвода топлива от форсунок в топливный бак; 35 — выпускной коллектор; 36 — указатель для установки поршня в в. м. т.; 37 — кожух маховика; 38 — маховик; 39 — болт крепления маховика; 40 — задний маслоприемннк масляного насоса; 41 — крышка коренного подшипника; 42 — масляный насос, вкладыш коренного подшипника коленчатого вала; 44 — упорное полукольцо коленчатого вала; 45 — крышка шатуна; 46 — картер.

Рис. 2. Поперечный разрез двигателя Д-160:

1 — трубка подвода масла к коренному подшипнику коленчатого вала; 2 — фильтр грубой очистки топлива; 3 — масломерная линейка; 4 — распределительный вал; 5 — главный маслопровод; 6 — задняя лапа крепления двигателя; 7 — топливный насос; 8 — кронштейн толкателей; 9 — центробежный масляный фильтр; 10 — валик декомпрессора; 11 — штанга толкателя; 12 — штанга декомпрессора; 13 — масляный фильтр турбокомпрессора; 14 — водоотводная труба; 15 — бензобак; 1б — регулировочный винт коромысла; 17 — стопор валика коромысел; 18 — валик коромысел; 19 — стойка валика коромысел; 20 — клапанная пружина наружная; 21 — клапанная пружина внутренняя; 22 — коромысло; 23 — сухарик; 24 — втулка клапана; 25, 37 — клапан; 26 — трубка подвода масла к турбокомпрессору; 27 — трубка слива масла из турбокомпрессора; 28 — турбокомпрессор; 29 — валик для заводки пускового двигателя; 30 — воздухоподводящий патрубок; 31 — рычаг крепления форсунки; 32 — форсунка; 33 — выпускной коллектор; 34 — стакан форсунки; 35 — впускной коллектор; 36 — головка цилиндров пускового двигателя; 38 — блок цилиндров пускового двигателя; 39 — поршень; 40 — впускной и выпускной коллекторы; 41 — шатун; 42 — крышка клапанной камеры; 43 — толкатель пускового двигателя; 44 — кулачковый валик; 45 — коленчатый вал пускового двигателя; 46 — поддон; 47 — спускная пробка с магнитом.


Двигатель работает по четырехтактному циклу. Каждый цикл осуществляется за два оборота коленчатого вала.

Впуск. При движении поршня 18 (см. рис. 1) от верхней мертвой точки (в. м. т.) до нижней (н. м. т.) в цилиндры при открытом впускном клапане 22 нагнетается воздух турбокомпрессором 32 под давлением 145 кПа. В результате турбонаддува увеличивается поступление воздуха в цилиндры, что позволяет повысить мощность двигателя.

Сжатие. Поршень поднимается из н. м. т. в в. м. т.; при закрытых клапанах 22 и 23 воздух сжимается, а температура его повышается. В конце такта сжатия в цилиндры двигателя впрыскивается форсункой 32 (см. рис. 2) топливо, которое растекается тонкой пленкой по стенке камеры сгорания поршня 18 (см. рис. 1). Соприкасаясь с нагретой стенкой, оно испаряется, перемешивается с нагретым воздухом, совершающим вихревое движение, и самовоспламеняется при температуре воздуха в камере 873—973 К (600—700 °С). Благодаря хорошему перемешиванию топлива с воздухом эта смесь сгорает полностью, обусловливая высокую топливную экономичность двигателя не более 244,9 г/кВт • ч (180 г/л. с. • ч).

Рабочий ход. Газы, образующиеся при сгорании, расширяясь, давят на днище поршня, в результате чего поршень движется вниз от в. м. т. к н. м. т. и через шатун 8 передает усилие на кривошип коленчатого вала 12, заставляя вал вращаться.

Выпуск. Поршень движется от н. м. т. к в. м. т., отработавшие газы выталкиваются через открытый выпускной клапан 23. После выпуска отработанных газов весь рабочий процесс повторяется. Рабочие ходы в цилиндрах двигателя следуют один за другим в порядке работы цилиндров: 1—3— 4—2. Для лучшего протекания рабочего процесса клапаны 22 и 23 открываются и закрываются с опережением открытия и запаздыванием закрытия, как показано на рис. 3.

Рис. 3. Диаграмма фаз газораспределения основного двигателя (дизеля).

Опережение открытия и запаздывание закрытия впускного клапана обеспечивают лучшее наполнение цилиндра воздухом, что очень важно для полного сгорания топлива. Эти процессы необходимы для полного удаления отработанных газов из цилиндров двигателя. [Трактор Т-130М. М. И. Злотник, А. А. Лазарев, Б. Л. Магарилло, В. И. Плешков. 1985 г.]