Падение мощности, дымление, проверка на слух дизеля

По истечении определенного срока работы изменяются мощность и экономичность дизеля. Состояние дизеля и его механизмов устанавливают по показаниям приборов, а также по характерным признакам неисправности.
Разбирать дизель без необходимости нельзя. Всякая разборка механизмов дизеля нарушает приработку деталей и увеличивает их износ.

Падение мощности дизеля ухудшает тяговые показатели трактора. Однако тяговые показатели трактора зависят и от условий, в которых он работает. Например, при высыхании почвы сопротивление настолько возрастает, что трактор не в состоянии тянуть пятикорпусный плуг, а лишь четырехкорпусный или трехкорпусный.

Поэтому, прежде чем сделать окончательное заключение о неисправности дизеля, необходимо установить, действительно ли тяговые свойства трактора ухудшились из-за падения мощности дизеля. Действительное падение тяги проверяют динамометрированием трактора на различных передачах. Более точным методом проверки дизеля являются тормозные испытания. Для этой цели применяют передвижные тормозные установки, допускающие проведение тормозных испытаний без снятия дизеля с трактора.

Для устранения причин, вызывающих падение мощности дизеля, необходимо очистить все топливопроводы, промыть топливный фильтр грубой очистки и заменить фильтрующие элементы фильтра тонкой очистки. Промыть топливный бак. Устранить течь топлива из соединений. Отрегулировать зазоры в клапанах. Проверить форсунки, топливный насос и подкачивающую помпу. Неисправную топливную аппаратуру заменить исправной. Проверить угол начала подачи топлива и давление сжатия (компрессию). Проверку выполняют на прогретом дизеле компрессиметром.

Рис. 1. Компрессиметр:

1 — манометр; 2 — корпус: 3 — кран; 4 — трубка; 5 — накидная гайка; 6 — наконечник.

Компрессиметр (рис. 1) состоит из манометра 1 со шкалой, корпуса 2 с выпускным краном 3. Корпус 2 при помощи трубки 4 и накидных гаек 5 соединяется с наконечником 6. Наконечником служит корпус форсунки без иглы и пружины. Для измерения давления в цилиндре снимают форсунку и на ее место устанавливают наконечник компрессиметра.

Запускают пусковой двигатель и прокручивают им коленчатый вал дизеля без подачи топлива на одной из передач в течение 1—2 мин. Декомпрессионный механизм при этом должен быть установлен в положение «Работа». Примерная оценка давления сжатия в цилиндрах дизеля (в кГ/см2) по показаниям манометра дана ниже.

Разница в давлении сжатия между двумя любыми цилиндрами не должна превышать 2 кГ/см2. Если разница в давлении сжатия превышает 2 кГ/см2у то необходимо установить причину, вызывающую снижение давления сжатия в отдельных цилиндрах, и устранить неисправность.

Наиболее часто падение давления сжатия в цилиндрах вызывается неисправностью клапанного механизма, пробиванием прокладки головки цилиндров, зависанием компрессионных колец в канавках поршня, износом деталей гильзо-поршневой группы, неплотной посадкой форсунок.

Проверку топливной аппаратуры, давления сжатия и торможения двигателя выполняют под руководством мастера-наладчика.

Дымление дизеля и проверка его работы на слух. Дымление дизеля обычно возникает из-за неполного сгорания топлива. При дымлении происходит нагарообразование на поверхностях поршня, поршневых колец и клапанов.

Нагарообразование вызывает повышенный износ деталей, перерасход масла в картере и уменьшает мощность дизеля.

Дымление дизеля может возникать в результате попадания воды в цилиндры, позднего и раннего воспламенения топлива в цилиндрах, неправильной установки шестерен газораспределения. Эти неисправности имеют следующие характерные признаки.

Вода в цилиндрах: труден запуск; пропуск вспышек; ржавчина на торцах распылителей форсунок. Во время проворачивания пусковым двигателем дизеля после стоянки из открытых форсуночных отверстий выбрасываются брызги воды.

Позднее воспламенение: потеря мощности; сильный выброс пламени из выпускной трубы.

Раннее воспламенение: потеря мощности; жесткая работа дизеля.

Неправильная установка газораспределения: потеря мощности; большое количество топлива и масла выбрасывается из выпускной трубы. Оценку дымления дизеля можно делать на глаз по цвету дыма.

Белый дым: вызывается отсутствием вспышек; переохлаждением дизеля; слишком поздней подачей топлива; наличием воды в цилиндрах и плохим топливом.

Светло-синий или темно-синий дым: проникновение в камеру сгорания масла; переохлаждение дизеля или неисправность форсунок.

Коричневый или черный дым: слишком большая подача топлива; неисправности форсунки; неправильная установка угла момента подачи топлива; падение давления сжатия.

На цвет дыма могут влиять сразу несколько причин. Поэтому оценка дымления на глаз часто приводит к ошибочным выводам. Более объективным способом оценки дымления является способ осаждения частиц отработавших газов на бумагу, который разработан проф. Г. В. Веденяпиным применительно к автомобильным и тракторным двигателям. Он заключается в следующем. Чистый лист бумаги подносят к выпускной трубе. Часть выбрасываемых с отработавшими газами твердых и жидких частиц будет осаждаться на бумаге. За один и тот же период времени пятно на бумаге будет темнее и плотнее, если в отработавших газах будет много твердых и жидких несгоревших частиц. Это пятно сравнивают с эталонным, которое получают на нормально работающем дизеле, и тем самым устанавливают, имеется ли повышенное дымление при работе дизеля или нет. Прибор Г. В. Веденяпина для снятия отпечатков показан на рисунке 1.

Рис. 1. Прибор Г. В. Веденяпина для снятия отпечатков.

Проверка работы дизеля на слух дает возможность определить состояние сочленений основных узлов и деталей, не разбирая дизеля. При работе дизеля даже с повышенными зазорами в сочленениях очень трудно определить ненормальные стуки и шумы без специального прибора, называемого стетоскопом. Простейший стетоскоп представлен на рисунке 2.

Рис. 2. Стетоскоп:

1 — оправка; 2 — стальной стержень; 3 — раковина.

Он состоит из стального стержня 2, вделанного в деревянную оправку 1. В оправку вделана деревянная раковина 3, которая плотно касается стального стержня. Проверяют на слух только хорошо прогретый дизель, так как в непрогретом дизеле могут быть слышны в различных сочленениях стуки, исчезающие при прогреве. Данные для проверки на слух основных сочленений приведены в специальной таблице.

В процессе эксплуатации особое место занимают тепловые стуки. Эти сильные, отчетливо слышимые стуки усиливаются с увеличением нагрузки. Они обычно зависят от увеличенного угла начала подачи топлива, перегрева дизеля из-за плохой работы системы охлаждения, большого количества нагара на поршнях и т. п.
Тепловые стуки всегда сопровождаются падением мощности. Эти неисправности в узлах и агрегатах трактора устраняет мастер-наладчик. Для сокращения простоев тракторов в этих случаях заменяют неисправные узлы исправными из оборотного фонда. [Гуревич А.М., Горожанкин В.И. Трактор ДТ-54А. 1968 г.]