Стартер 241.3708

Дизель Д144 запускается с помощью электрического стартера (рис. 1) с электромагнитным тяговым реле.
Стартер тракторов Т-40
Рис 1. Стартер 241.3708: 1 — крышка со стороны коллектора; 2 — контактный диск; 3 — шток; 4 — электромагнитное реле; 5 — сердечник-якорь; 6 — эксцентриковая ось; 7 — вилка рычага привода; 8 — крышка со стороны привода; 9 — шестерня; 10 — привод; 11 — корпус; 12 — якорь; 13 — защитный кожух; 14 – торцовый коллектор; 15 — щетки.

Стартер установлен с правой стороны дизеля и включается дистанционно поворотом ключа включателя свечи накаливания и стартера с места водителя.

Стартер представляет собой электродвигатель постоянного тока с последовательной обмоткой возбуждения. На стартере применен торцовой коллектор.

Вал якоря 12 вращается в трех подшипниках скольжения, запрессованных в крышках 1 и 8 и среднем опорном диске. К коллектору 14 пружинами прижимаются восемь щеток 15, установленных в щеткодержателях на крышке 1. На валу якоря установлен привод. Муфта привода 10 передает вращающий момент только в одном направлении: к коленчатому валу дизеля, обеспечивая автоматическое расцепление валов стартера и дизеля после пуска. Электромагнитное тяговое реле 4 установлено на крышке 8 и предназначено для ввода шестерни привода в зацепление с венцом маховика дизеля и подключения стартера к аккумуляторной батарее. При включении стартера тяговое реле через рычаг 7 перемещает привод по винтовым шлицам вала и вводит шестерню 9 в зацепление с венцом маховика, а после этого включает электрическую цепь стартера. После отключения тягового реле под действием возвратной пружины шестерня 9 привода выйдет из зацепления с венцом маховика, главные контакты реле разомкнутся и стартер отключится.

    Обслуживание стартера в мастерской.

  1. Снимают защитный кожух 13, закрывающий щеточные люки и проверяют состояние коллектора, щеток и щеткодержателей. Отложившуюся на крышке, щеткодержателях и коллекторе пыль и грязь удаляют ветошью и продувкой сжатым воздухом.
  2. Если на коллекторе 14 виден подгар или замасливание, то протирают ламели коллектора чистой ветошью, смоченной в бензине. Если подгар не смывается, то удаляют его шлифованием мелкой стеклянной бумагой зернистостью 00, а затем продувают сжатым воздухом или протирают сухой ветошью (наличие цветов побежалости на коллекторе вполне допустимо, в этом случае зачистка не требуется).
  3. Проверяют, могут ли перемещаться щетки в щеткодержателях. Щетки должны двигаться свободно, без заеданий.
  4. Снимают крышку с реле стартера с выводными болтами и проверяют состояние контактов. Если в реле имеется пыль и грязь, их удаляют, продув сжатым воздухом.
    При обнаружении на контактах сильного подгара зачищают его напильником с мелкой насечкой, а затем продувают сжатым воздухом. При сильном подгорании контактных болтов стартера и невозможности исправления их путем запиловки надфилем их поворачивают на 180°, а контактный диск перевертывают другой стороной.
  5. Проверяют давление щеток на коллектор. Давление проверяют специальным динамометром (замеряют усилие в момент отрыва конца пружины от тела щеток; оно должно быть в пределах 7,5—10 Н (0,75—1 кгс). При изнашивании щеток (высота щетки менее 10 мм) их заменяют, применяя щетки только марки МГСО-1.
  6. Разбирают при необходимости стартер.
  7. Очищают все внутренние и наружные поверхности корпуса, крышек, реле включателя, якоря и защитного кожуха от пыли, грязи и масла сжатым воздухом и обтиркой. Промывание деталей в керосине и воде не допускается.
  8. Если коллектор имеет выработку или большой подгар, не удаляющийся при шлифовании шкуркой, протачивают его дочиста, не допуская, однако, большого съема металла, и затем зачищают шлифовальной шкуркой зернистостью 100.
  9. Проверяют состояние зубьев шестерни привода и венца маховика дизеля. Если на них имеется выработка или торцовые забоины, то запиливают их. Зуб шестерни должен иметь торец закругленной формы.
  10. Смазывают все трущиеся части стартера (подшипники, шейки вала якоря, винтовую нарезку вала, втулки привода и др.) моторным маслом.
  11. Собирают стартер.
  12. Регулируют и проверяют стартер на специальном стенде.

Проверка стартера. Достаточно полную гарантию исправности стартера дает его испытание на холостом ходу. Испытание стартера проводят с проводами такой же длины и сечения, какие применяют на тракторе. Аккумуляторная батарея должна быть исправна и хорошо заряжена (не менее чем на 75 %).

При испытании на холостом ходу измеряют частоту вращения якоря стартера (тахометром) и потребляемую силу тока. Сила тока должна быть не более 150 А, напряжение на клеммах стартера 11,5+0,5 В, частота вращения якоря стартера не менее 5000 об/мин.

Испытание стартера в режиме холостого хода позволяет определить качество сборки, так как при наличии перекоса втулок подшипников или при тугой посадке втулок на шейке вала потребляемая сила тока будет больше, а частота вращения якоря меньше.

Кроме того, убеждаются в отсутствии значительного искрения под щетками. При хорошей подгонке щеток искрение может быть при недопустимо большом биении коллектора или неисправной обмотке (распайка концов секций).

Разбирать, собирать и проверять стартер должны в мастерской квалифицированные специалисты.

Регулировка включения стартера. Регулируют включение стартера следующим образом (см. рис. 1): на выводную клемму обмоток реле подается напряжение 8 — 12 В от низковольтного агрегата или аккумуляторной батареи. Корпус стартера должен быть соединен с массой или минусовой клеммой батареи. Чтобы якорь стартера не вращался, главные контакты реле должны быть обесточены. При включении тока тяговое реле 4 срабатывает и сердечник-якорь займет крайнее включенное положение, а шестерня привода должна занять крайнее правое положение. При этом зазор между шестерней и гайкой на валу якоря должен быть в пределах 3 ± 1 мм. Чтобы отрегулировать этот размер, расконтривают эксцентриковую ось 6 и поворотом ее вокруг собственной оси устанавливают нужный размер. После регулировки застопоривают ось гайкой.
Кроме того, убеждаются в отсутствии значительного искрения под щетками. При хорошей подгонке щеток искрение может быть при недопустимо большом биении коллектора или неисправной обмотке (распайка концов секций).

Разбирать, собирать и проверять стартер должны в мастерской квалифицированные специалисты. [Тракторы Т-40М, Т-40АМ, Т-40АНМ. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. 1988г.]

Похожие материалы

Стартер СТ-362

Стартер СТ-362 прикреплен фланцем к картеру маховика пускового двигателя с помощью двух болтов. Его номинальная мощность — 0,67 кВт. Он представляет собой четырехполюсный электродвигатель постоянного тока смешанного возбуждения. Включение стартера — дистанционное из кабины трактора.
Стартер трактора ДТ-175С

Рис. 1. Стартер СТ-362: 1 — крышка со стороны привода; 2 — якорь; 3 — коллектор; 4 — корпус; 5 — крышка со стороны коллектора; 6 — щетка; 7 — пружина; 8 — полюс статора с обмоткой возбуждения; 9 — главные контакты; 10 — возвратная пружина штока; 11 — контактный диск; 12 — крышка тягового реле; 13 — шток; 14 — прижимная пружина; 15 — корпус реле; 16 — катушка тягового реле; 17 — якорь тягового реле; 18 — возвратная пружина; 19 — серьга; 20 — рычаг включения стартера; 21 — уплотнительная прокладка; 22 — муфта включения; 23 — втулка; 24 — пружина включения; 25 — муфта свободного хода; 26 — шестерня включения; 27 — вал якоря; 28 — упорная шайба.

Стартер состоит из стального цилиндрического корпуса 4 (рис. 1), к которому привинчены четыре полюса 8 с катушками возбуждения. К корпусу со стороны коллектора прикреплена крышка 5 и со стороны привода — крышка 1. В крышках установлены бронзовые втулки, в которых вращается вал 27 якоря. На вал напрессован якорь 2, состоящий из наборного сердечника с пазами. В пазах якоря уложены обмотки, концы которых выведены на торцевой коллектор 3.

В задней крышке установлены в гнездах четыре щетки 6 из медно-графитосвинцовистой композиции с добавкой олова. Две щетки изолированы от корпуса и соединены с обмоткой возбуждения, две другие щетки соединены с держателем, который и создает электрический контакт с корпусом стартера. К коллектору щетки поджимаются пружинами 7.

На переднем конце вала якоря смонтирован механизм привода, состоящий из муфты 22 и пружины 24 включения, серьги 19 и шестерни 26. В соединяемых концах втулки 23 и шестерни включения смонтирована муфта 25 свободного хода, закрытая завальцованной обоймой. В крышке со стороны привода на оси установлен двуплечий рычаг 20 включения стартера, один конец которого входит в серьгу якоря 17 тягового реле, а другой соединен с муфтой включения.

Тяговое реле размещено в стальном штампованном корпусе 15, который приваренным фланцем прикреплен к приливу крышки 1. Внутри корпуса на латунной втулке расположена обмотка катушки 16. Внутри втулки свободно может перемещаться якорь 17 тягового реле (сердечник электромагнита). В выдвинутом положении он удерживается возвратной пружиной 18. В неподвижной части сердечника смонтирован шток 13, на котором между изолирующими шайбами размещен медный контактный диск 11. В положении, показанном на рисунке 1, шток удерживается возвратной пружиной 10.

Прижимная пружина 14 обеспечивает эластичное соединение контактного диска с главными контактами 9 при включении тягового реле, которое закрыто крышкой 12.

Стартер включают нажатием на кнопку «пуск» в кабине трактора на щитке приборов. При этом включается тяговое реле стартера. Под действием электромагнитного поля катушки 16 якорь 17 реле втягивается внутрь втулки катушки, перемещая верхний конец рычага 20. Нижним концом рычаг перемещает муфту 22 включения и с помощью пружины 24 вводит в зацепление шестерню 26 включения с зубьями маховика пускового двигателя. С валом якоря шестерня включения связана винтовыми шлицами. Если зубья шестерни включения не совпали с впадинами зубчатого венца маховика, пружина 24 сжимается и при начале вращения вала якоря включенного стартера, разжимаясь, вводит в зацепление шестерню привода.

В конце хода якорь 17 тягового реле перемещает шток 13, и контактный диск 11 соединяет главные контакты, включая стартер в цепь питания от аккумуляторной батареи. После начала работы пускового двигателя кнопку «пуск» отпускают, выключая питание катушки тягового реле. Под действием возвратной пружины 18 якорь тягового реле возвращается в исходное положение и рычагом 20 выводит шестерню 26 из зацепления с маховиком пускового двигателя. В начале хода якорь тягового реле освобождает шток 13 и возвратная пружина 10, перемещая шток, размыкает главные контакты, обесточивая стартер.

Когда пусковой двигатель заработал, а шестерня 26 еще в зацеплении с маховиком, вращение передается от пускового двигателя к стартеру. Так как передаточное число от стартера к пусковому двигателю равно 7,5, якорь стартера может достигнуть «разносной» частоты вращения, при которой обмотки якоря могут выйти из пазов и разрушиться. Для предупреждения этого в механизм включения установлена муфта свободного хода. Она смонтирована в расширенной части втулки 2 (рис. 2).
Муфта свободного хода стартера СТ-362

Рис. 2. Муфта свободного хода:
1 — обойма; 2 — втулка; 3 — ролик; 4 — шайба; 5 — пружина; 6 — толкатель; 7 — ступица шестерни.

Между втулкой и ступицей 7 шестерни включения расположены три ролика 3. Внутренняя поверхность втулки выполнена так, что пространство между ступицей шестерни и внутренней поверхностью втулки в зоне расположения роликов сужается в сторону, противоположную вращению. В сторону сужения щели ролик поджимается концом пружины 5 с помощью толкателя 6. Другой конец пружины упирается в отогнутый ус шайбы 4, который фиксирует ее от проворачивания относительно втулки. Механизм муфты закрыт обоймой, соединяющей втулку и шестерню включения. При вращении втулки походу часовой стрелки ролики заклиниваются в узкой части щели и вращают шестерню включения.

После ввода в работу пускового двигателя частота вращения его быстро возрастает, шестерня включения начинает обгонять вал ротора и, преодолевая сопротивление пружины 5, ступица шестерни выкатывает ролики в расширенную часть втулки.

Втулка и шестерня начинают вращаться независимо, и вращательное движение от пускового двигателя к стартеру не передается. [Трактор ДТ-175С. Шевчук В.П. и др. 1988г.]

Похожие материалы

Стартер СТ-103

Стартер СТ-103 развивает мощность 7 кВт при номинальном напряжении 24 В и частоте вращения 1200 мин-1. Основные его части: электродвигатель; электромагнитное тяговое реле; механизм привода шестерни. Устройство стартера показано на рисунке 1.
Стартер СТ-103
Рис. 1. Стартер СТ-103: 1 и 11 — крышки; 2 — коллектор; 3 — щетки; 4 — якорь; 5 — обмотка якоря; 6 — корпус тягового реле; 7 — подвижный сердечник тягового реле; 8 — масленка; 9 — рычаг; 10 — стакан; 12 — вал; 13 — кольцо; 14 — шестерня; 15 — ведущая гайка; 16 — буферная пружина; 17 — втулка; 18 — опорный диск; 19 — цилиндр; 20 — полюс; 21 — обмотка возбуждения; 22 — пружина; а — винтовой паз стакана.

Электродвигатель стартера постоянного тока, последовательного возбуждения, четырехполюсный. Корпус стартера состоит из цилиндра 19 и двух торцовых крышек 1 и 11. На цилиндре закреплены четыре сердечника полюса 20 с катушками обмотки возбуждения 21. В пазах якоря 4 уложены обмотки 5, концы которых присоединены к пластинам коллектора 2. К коллектору пружинами прижаты графитовые щетки 3, установленные в четырех щеткодержателях. Обмотка возбуждения состоит из двух параллельных ветвей, каждая из которых соединена с корпусом. Якорь вращается в трех подшипниках скольжения, размещенных в крышках. Масло к подшипникам подводится через масленки 8 и удерживается фитилями (фильцами), уложенными в масляные каналы. Электромагнитное реле состоит из корпуса 6 с латунной втулкой, на которую намотаны втягивающая и удерживающая обмотки, подвижного сердечника 7 со штоком и контактным диском. Последний изолирован от штока и может незначительно перемещаться вдоль него под действием концевой пружины. Такое устройство позволяет уменьшить износ диска и контактных болтов при замыкании и размыкании. Механизм привода шестерни состоит из стакана 10 с винтовым пазом а, шестерни 14, ведущей гайки 15, втулки, пружины 16, шайбы и рычага 9, нижний конец которого входит в паз а. Стакан свободно перемещается по поверхности винтовой резьбы вала с помощью рычага. На винтовой резьбе вала выполнено углубление для фиксации ведущей гайки 15 при выключенном положении шестерни. Выступы ведущей гайки входят в прорези шестерни. Шестерня 14 благодаря большому окружному зазору в соединении с валом может поворачиваться относительно вала якоря на один зуб, что обеспечивает зацепление торцов зубьев шестерни стартера и венца маховика. [Безверхний Л.И., Островский А.И. Тракторы »Кировец». 1986г.]

Похожие материалы