Купить Apple iPhone SE 32GB, Space Grey в интернет-магазине OZON.ru с доставкой. Смартфон Apple по лучшей цене - Выбирайте!Купить Apple iPhone SE 32GB, Space Grey в интернет-магазине OZON.ru с доставкой. Смартфон Apple за 19 088, 50 руб. - Выбирайте!

Стартер 24.3708

Стартер 24.3708
Рис. 1. Стартер 24.3708: 1 — корпус; 2 — якорь; 3 — катушка возбуждения; 4 — щетка; 5 — коллектор; 6, 19 и 25 — шайбы; 7 и 17 — крышки; 8 — пружина щетки; 9 — соединительная шина; 10 и 30 — плунжеры; 11 — втягивающая обмотка реле; 12 — удерживающая обмотка реле; 13 — якорь реле; 14 — возвратная пружина; 15 — фланец реле; 16 — рычаг; 18 — упорное полукольцо; 20 — обойма; 21 — шестерня привода; 22 — муфта свободного хода; 23 — буферная пружина; 24 — втулка отводки; 26 — промежуточная опора; 27 — наружная обойма; 28 — ролик; 29 — пружина; 31 — крышка муфты.


Корпус 1 (рис. 1) стартера изготовлен из полосовой стали.

Якорь 2 стартера состоит из вала с напрессованным на него коллектором 5 и пакетом стальных пластин, в пазы которых уложены секции обмотки волнового типа, изготовленные из неизолированного прямоугольного медного провода. Концы секции обмотки зачеканены в пазах и пропаяны.

Коллектор — торцового типа, изготовлен из медной пластины и армирован пластмассой типа АГ-4.

Крышка 7 выполнена из цинкового сплава, к ней приклепаны четыре щеткодержателя.

Щетки 4 — трапецеидальной формы, надежность контакта их с коллектором 5 обеспечивается усилием цилиндрических пружин 8, изолированных от «массы» для исключения возможности прохождения через них тока. Изолированные щетки с катушками 3 обмотки возбуждения соединены с помощью штекеров.

Вал якоря 2 вращается в подшипниках скольжения, запрессованных в крышках 7 и 17, а также в промежуточную опору 26.

Электродвигатель стартера получает питание от аккумуляторных батарей. Поворотом ключа замка зажигания электромагнит 11 реле включается в цепь питания, втягивает якорь 13, движение которого через тягу и рычаг 16 передается приводу стартера.

Привод установлен на валу якоря и состоит из шестерни 21, роликовой муфты 22 свободного хода с направляющей втулкой, буферной пружины 23 и втулки 24 отводки. Муфта 22 свободного хода передаст крутящий момент только в одном направлении — к валу дизеля, обеспечивая автоматическое разъединение валов стартера и дизеля после пуска и предохраняя тем самым якорь стартера от разрушения.

При включении стартера крутящий момент вала якоря передается на направляющую втулку муфты свободного хода и от нее на наружную обойму 27. Поворачиваясь по ходу часовой стрелки, обойма заклинивается роликами 28 и продолжает вращаться вместе с гладкой цилиндрической поверхностью шестерни 21. Пружины 29 удерживают ролики в узкой части фасонных пазов наружной обоймы. Вместе с наружной обоймой начинают вращаться шестерня 21 и венец маховика дизеля. После пуска частоты вращения маховика и шестерни возрастают. Ролики 28 увлекаются цилиндрической частью шестерни 21, перемешаются в более широкую часть фасонных пазов наружной обоймы и расклинивают поверхности. Благодаря этому исключается передача крутящего момента от работающего дизеля к якорю стартера.

Электромагнитное тяговое реле вводит шестерню привода в зацепление с венцом маховика дизеля и подает питание к электрической части стартера. Реле закреплено на литом фланце 15, соединяющем его с крышкой со стороны привода. При включении реле его втягивающая (сериесная) 11 и удерживающая (шунтовая) 12 обмотки создают магнитное поле, усилием которого якорь 13 вводится в полость между ними. Движение якоря через тягу и рычаг 16 передается на привод, который перемещается по винтовым шлицам вала якоря, и его шестерня 21 входит в зацепление с венцом маховика. В конце хода якорь реле нажимает на плунжер 10. Контактный диск которого замыкает главные контакты реле, подключая стартер к аккумуляторной батарее. В момент замыкания главных контактов сериесная обмотка исключается из цепи тока, и якорь тягового реле удерживается во втянутом положении только шунтовой обмоткой.

Если случится так, что зубья шестерни придутся на торцы зубьев маховика, то она остановится, но рычаг включения будет перемещаться усилием сжатой буферной пружины 23, что позволит замкнуться контактам реле. Стартер начнет вращаться, и, как только шестерня провернется, от сжатой пружины она введется в зацепление с венцом маховика. Пока стартер работает, контакты реле остаются замкнутыми под действием удерживающей обмотки и размыкаются только после отключения тягового реле. При этом усилием возвратной пружины 14 шестерня привода будет выведена из зацепления с венцом маховика, якорь реле вернется в исходное положение, разомкнутся главные контакты реле, и стартер отключится.


Когда выключатель стартера поставлен в положение пуска, напряжение от аккумуляторной батареи подается на обмотку реле РС502 соединенную с «массой». Реле срабатывает его контакты замыкаются, и через них подается питание на тяговое реле стартера. Последний включается и проворачивает коленчатый вал дизеля, с увеличением частоты вращения которого повышается напряжение генератора, преобразуемое встроенным выпрямителем и подводимое к его обмотке. Когда напряжение возрастает до 8…9 В, что соответствует частоте вращения 10,8…12,5 с-1 (650…750 об/мин), реле срабатывает, размыкает свои контакты, обесточивается. После размыкания контактов под действием пружины стартер отключается.

Техническое обслуживание стартера заключается в проверке надежности его крепления и состояния клеммовых соединений. Через каждые 500 моточасов проверяют состояние коллектора и щеток с помощью чистой ветоши, смоченной в бензине, удаляют загрязнения с поверхности коллектора, предварительно подняв щетки, чтобы не занести грязь на них. Через одно ТО-3, а в дальнейшем через два ТО-3 (ориентировочно через 3000 моточасов) стартер снимают с трактора и очищают от пыли и грязи. Затем снимают защитный кожух и проверяют состояние щеточно-коллекторного узла. Загрязнение или незначительное подгорание коллектора устраняют чистой ветошью, смоченной в бензине. Если подгорание невозможно удалить, эти места следует зачистить стеклянной шкуркой. Щетки должны свободно перемещаться в щеткодержателях и прилегать своей плоскостью к коллектору. Сила давления пружин на щетки в момент отрыва должна составлять 29,4±2,45 Н (3,0±0,25 кгс). После этого снимают крышку с тягового реле и проверяют состояние контактов. Если контакты подгорели, их следует зачистить надфилем и протереть ветошью, смоченной в бензине.

    При более серьезных неисправностях стартер следует разобрать и выполнить следующие работы:

  • очистить внутренние и наружные поверхности корпуса, крышек и якоря от пыли и грязи;
  • проточить коллектор, а затем зачистить шкуркой (зернистостью 80… 100);
  • проверить состояние шестерни привода и венца маховика, зачистить напильником выработку или выбоины зубьев, а если износ велик, заменить детали новыми;
  • повернуть контактные болты на 180° в случае сильного подгорания, а контактный диск перевернуть другой стороной;
  • заменить изношенные щетки на новые;
  • смазать все трущиеся детали (подшипники, винтовые шлицы и шейки вала якоря, втулки привода) смазкой ЦИАТИМ-201 или моторным маслом.

Собранный после проведения указанных операций стартер необходимо отрегулировать и проверить в работе. При регулировке на выводную клемму обмоток реле подают напряжение 8… 12 В от специального агрегата или аккумуляторной батареи. Корпус стартера надежно соединяют с отрицательной клеммой батареи. Чтобы якорь стартера не вращался, шину 9 отъединяют от выводного болта корпуса. Когда включенное тяговое реле сработает и якорь займет положение «Включен», т.е. втянут в обмотку, зазор между торцом шестерни привода и упорными полукольцами на валу якоря должен составлять 3±1 мм. Зазор регулируют поворотом эксцентриковой оси рычага 16, которую затем закрепляют гайкой.

Качество сборки стартера проверяют при испытаниях его на холостом ходу. С источником тока стартер соединяют проводами (сечением 5,0 мм2) примерно такой же длины, как на тракторе. Аккумуляторная батарея должна быть исправна и заряжена не менее чем на 75%.

В процессе испытания измеряют частоту вращения якоря и силу потребляемого тока и убеждаются в их соответствии техническим характеристикам стартера: частота вращения — не менее 83,3 с-1 (5000 об/мин), сила тока — не более 150 А.

Тугое вращение якоря, которое обычно вызывается перекосами в результате неправильной сборки, задевание якоря за полосы, замыкания обмотки якоря на «массу» или короткие замыкания между витками приводят к потреблению большого тока и уменьшению частоты вращения.

Малая сила потребляемого тока и пониженная частота вращения при нормальном напряжении на зажимах стартера свидетельствуют о плохом контакте в местах соединений проводов или о снижении усилия пружин щеток.
[Ксеневич И.П. Тракторы МТЗ-100 и МТЗ-102. 1986г.]

Похожие материалы