Рулевое управление тракторов МТЗ-50 и МТЗ-52

Схема работы гидроусилителя рулевого управления тракторов «Беларусь» МТЗ-50 и МТЗ-52
Рис.1. Схема работы гидроусилителя рулевого управления тракторов «Беларусь» МТЗ-50 и МТЗ-52.

Рулевое управление снабжено гидроусилителем, облегчающим управление трактором. Гидроусилитель состоит из корпуса 3 (рис. 1), внутренняя полость которого используется в качестве масляного бака, шестеренного масляного насоса 13, распределителя 10, силового цилиндра 7, внутри которого установлен поршень 6, соединенный штоком 5 с рейкой 4, клапана 9 постоянного потока, червяка 14 рулевой передачи, сектора 15 и сошки 2, установленных на поворотном валу 1. Масло (дизельное) заливают в бак через маслозаливную горловину с сетчатым фильтром.

Если тракторист не поворачивает рулевое колесо, золотник 8 находится в нейтральном положении; при этом масло, подаваемое насосом 13, протекая по кольцевым каналам корпуса золотника, возвращается обратно в бак, минуя полости силового цилиндра 7. При повороте рулевого колеса вправо или влево из-за сопротивления колеса 16 удерживают сектор 15, и червяк 14 вместе с надетым на него золотником 8 продвинется в пределах имеющегося зазора из нейтрального положения соответственно вперед или назад по ходу трактора. В каждом из этих двух крайних положений золотник открывает и перекрывает соответствующие каналы, давая возможность маслу под давлением поступать либо в полость А, либо в полость Б силового цилиндра.

При повороте рулевого колеса вправо масло направляется золотником в полость Б цилиндра, из полости же А цилиндра масло через золотник сливается в бак. Давление потока масла со стороны полости Б приведет в движение поршень 6, и он, перемещаясь, потянет за собой рейку 4, которая повернет вал 1 сошки и колеса 16 вправо.

При повороте рулевого колеса влево золотник 8 сместится назад по ходу трактора, масло от насоса поступит в полость А цилиндра 7, а из полости Б масло сливается в бак. Поршень 6, перемещаясь назад, повернет переднее колесо влево. Поворот колес с помощью гидроусилителя возможен только при непрерывном вращении рулевого колеса. Когда же водитель прекратит поворот рулевого колеса, поршень 6 еще несколько переместится и через рейку 4 и сектор 15 повернет червяк 14, устанавливая золотник 8 в нейтральное положение. В случае повышения давления в гидросистеме предохранительный клапан 12 перепускает масло из нагнетательного канала в сливной 11. [Беспятый Ф. С, Троицкий И. Ф. Конструкция, основы теории и расчет трактора. 1972г.]

Похожие материалы

Ходоуменьшитель трактора ДТ-54А

Назначение и устройство ходоуменьшителя. Ходоуменьшитель служит для проведения работ, требующих замедленных скоростей. Тракторы ДТ-54А могут быть оборудованы шестеренчатым ходоуменьшителем, устанавливаемым на передней стенке коробки передач.

При наличии ходоуменьшителя вращение к первичному валу коробки передается через две пары шестерен. Одна пара шестерен в ходоуменынителе сменная. В зависимости от подбора сменной пары шестерен ходоуменьшитель может быть собран в двух вариантах: устанавливаются шестерни 8 и 2 (рис. 1), обеспечивающие замедление в 6,79 раза, что необходимо для работы с рассадопосадочными и табакопосадочными машинами; устанавливаются шестерни 7 и 1, обеспечивающие замедление 2,2, что необходимо для работы с лесопосадочными машинами и болотными фрезами.

Рис. 1. Ходоуменьшитель:

1 и 2 — сменные подвижные шестерни; 3 — шлицевая втулка; 4 — втулка; 5 — шайба; 6 — удлиненный вал заднего хода коробки передач; 7 и 8 — сменные шестерни; 9 — шестерня постоянного зацепления; 10 — вал ходоуменьшителя; 11 — крышка; 12 — ведущий вал; 13 — боковая крышка; — нажимной стакан; 15 — шестерня.

Расчетные скорости движения трактора в км/ч при включении ходоуменьшителя следующие

Следует помнить, что ходоуменьшитель предназначен только для уменьшения скорости движения трактора, а не для увеличения его тягового усилия. Поэтому работа трактора с усилием на крюке, превышающим 3 т, может вызвать поломку силовой передачи.

Для установки ходоуменьшителя на трактор нужно предварительно снять кабину, валик рычагов управления, маслопроводы гидросистемы, соединительный вал и коробку передач. Снять крышку коробки передач и вынуть вал заднего хода. Снять малую шестерню 5 (рис. 2, а) постоянного зацепления с первичного вала коробки передач и вместо нее поставить втулку 4 (рис. 1). Установить и закрепить на конце первичного вала шлицевую втулку 3. Установить специальный удлиненный вал 6 заднего хода с шестерней 36 заднего хода (рис. 2, б) и шестерней 33 постоянного зацепления.

Рис. 2. Коробка передач:

а — продольный разрез; б — разрез но валу заднего хода; в — поперечный разрез; 1 — крышка подшипника вторичного вала; 2 — регулировочные прокладки; 3 — корпус уплотнения; 4 — первичный вал; 5 — шестерня постоянного зацепления; 6 — валик переключения II и III передач; 7 — корпус коробкн валиков переключения; 8 — кулиса; 9 — рычаг; 10 — корпус рычага; 11 — защитный колпачок; 12 — пружина; 13 — валик блокировки; 14 — крышка; 15 — пружина стопора; 16 — стопор; 17 — вилка II и III передач; 18 — блок шестерен II и III передач; 19 — блок шестерен 1 и IV передач; 20 — корпус коробки передач; 21 — заглушка; 22 — вторичный вал; 23 — венец шестерни I передачи; 24 — венец шестерни IV передачи и заднего хода; 55 — венец шестерни III передачи; 26 — венец шестерни V передачи; 27 — венец шестерни II передачи; 28 — регулировочные прокладки; 29 — болт; 30 — сферическая шайба; 31 — планка; 32 — поперечный брус; 33 — шестерня постоянного зацепления; 34 — вал заднего хода; 35 — поводок; 36 — каретка заднего хода; 37 — вилка включения заднего хода; 38 — валик включения заднего хода и V передачи; 39 — масляный карман; 40 — трубка; 41 — вилка V передачи; 42 — промежуточный вал; 43 — каретка V передачи; 44 — зубчатая муфта; 45 — шестерня постоянного зацепления; 46 — шестерня; 47 — ось; 48 — плавающий палец; 49 — ось вилки; 50 — валик переключения I и V передач; 51 — резиновый чехол; 52 — вилка переключения I и IV передач.

Прикрепить коробку передач к заднему мосту. Надеть на передний конец вала 6 (рис. 1) шестерню 7 или 8, в зависимости от требуемого замедления. Прикрепить корпус ходоуменьшителя болтами к передней стенке коробки передач, уложив предварительно в него подвижную шестерню 1 или 2, шестерню 9 и нажимной стакан 14. Надеть подвижную шестерню 1 или 2 на шлицевую втулку 3. Установить вал 10 с подшипником, насадив на его шлицы шестерню 9, поставить крышку 11. Установить вал 12 с подшипниками и поставить корпус 3 уплотнения (рис. 2, а). Собрать боковую крышку 13 (рис. 1) и установить ее, вставив вилку в проточку подвижной шестерни 1 или 2. Установить специальный укороченный соединительный вал.
Отрегулировать главную (коническую) передачу, завинтив регулировочный болт нажимного стакана 14 до получения установочного размера 95—0,5 мм (рис. 4), и проверить наличие зазора и качество зацепления зубьев по пятну контакта. Установить рычаг включения ходоуменьшителя на левом конце вала 15 (рис. 3) рычагов управления и отрегулировать тяги.

Рис. 3. Механизм управления трактором:

а — общая схема; б — ось рычагов муфт поворота и педали муфты сцепления; в — ось педалей тормозов.

Рис. 4. Схема регулировки главной передачи трактора:

1 — вторичный вал; 2 — регулировочные прокладки; 3 — крышка; 4 — вал заднего моста; 5 — стакан подшипника; 5 — правая гайка; 7 — левая гайка; 8 — стопорная пластинка; 9 — перегородка; 10 — гайка крепления перегородки; 11 — большая коническая шестерня; 12 — малая коническая шестерня.

Перед пуском в работу ходоуменьшитель должен быть заправлен маслом и обкатан. Обкатка ходоуменьшителя заключается в его вращении от двигателя (при нейтральном положении рычага коробки передач) сначала в выключенном, а затем во включенном состоянии в течение часа и в езде на тракторе на всех передачах, кроме пятой, с включенным ходоуменьшителем в течение 2 часов на каждой передаче. [Трактор ДТ-54А. Гуревич А.М., Горожанкин В.И. 1968 г.]

Похожие материалы

Ходоуменьшитель

Ходоуменьшитель — механизм, устанавливаемый между главным сцеплением и коробкой передач, или непосредственно на коробке передач, предназначен для получения особо малых скоростей движения трактора (от 0,25 км/ч и выше), необходимых для работы с некоторыми машинами (погрузчики корнеплодов, подборщики овощей, рассадопосадочные машины и др.).

Устройство. Ходоуменьшители выполняют в виде планетарного механизма с большим передаточным числом или в виде механической коробки передач.

Действие. Особенность эксплуатации трактора, снабженного ходоуменьшителем, заключается в том, что при малой скорости движения трактор развивает очень большое тяговое усилие, которое полностью нельзя реализовать, так как это может привести к поломке трактора. Поэтому на некоторых тракторах ходоуменьшитель пломбируют. Чтобы включить ходоуменьшитель в работу, нужно снять пломбу (в присутствии механика) и вывернуть ограничительный болт. Во время работы необходимо принять все меры, чтобы не перегрузить трактор и тем самым не поломать его. После работы ходоуменьшитель нужно вновь запломбировать. [Трактор. Семенов В.М., Власенко В.Н. 1989 г.]

Похожие материалы