Привод управления механизмом поворота гусеничного трактора

Привод управления представляет собой устройство, при помощи которого осуществляется включение и выключение того или иного механизма трактора. Применяемые приводы в зависимости от источника энергии, используемого для управления, делятся на: 1) приводы непосредственного действия (использование мускульной силы человека); 2) приводы с усилителями, когда управление механизмом полностью или частично осуществляется за счет постороннего источника энергии.

Приводы управления тракторов Т-74, ДТ-75, Т-130

Рис.1. Приводы управления тракторов: а — Т-74; б — ДТ-75; в — Т-130.

Привод непосредственного действия. Приводы непосредственного действия могут быть механические, когда управление механизмом производится через систему тяг и рычагов, и гидравлические, когда необходимое усилие для управления механизмом передается через жидкость, заключенную в систему трубопроводов и цилиндров. Механические приводы управления как более простые по устройству и более надежные в работе получили на тракторах преимущественное распространение.

Привод управления механизмами трактора Т-74 относится к механическим приводам. Для управления муфтами поворота, тормозами и муфтой сцепления трактора служат рычаги и педали, расположенные в кабине водителя. Рычагами 2 и 3 (рис. 1, а) включают и выключают муфты поворота, педалями 4 и 5 — тормоза, а педалью 1 — муфту сцепления. Механизм управления смонтирован на трубчатом валу 6, качающемся на двух самоустанавливающихся опорах. Ступицы рычагов 2 и 7 имеют разрезы и жестко закреплены на трубчатом валу шпонками и стяжным болтом. Остальные педали и рычаги могут свободно на латунных втулках качаться на том же валу. Осевое их перемещение ограничено распорными втулками. При повороте трактора, например влево, перемещают рычаг 2 к себе, который с помощью тяги 8 и рычага 9 поворачивает отводящий рычаг 12 и отводку 11. Отводка 11, двигаясь вправо, оттягивает нажимной диск 10, при этом диски размыкаются, и муфта выключается.

Привод с усилителями. Усилители служат для облегчения управления трактором. По конструкции усилители могут быть механические, пневматические, вакуумные, гидравлические, электрические и смешанные. В тракторах ДТ-75, ДТ-75М для управления муфтой сцепления применен механический замыкающий рычажно-пружинный механизм (сервомеханизм). На оси кронштейна 17 (рис. 1, б), прикрепленного к раме трактора, насажен двуплечий рычаг 16. К длинному плечу этого рычага присоединена пружина 14. Другой конец пружины закреплен на оси рамы трактора. Короткое плечо рычага 16 тягой 15 соединено с рычагом 13. Когда муфта сцепления включена, пружина 14, воздействуя на длинное плечо рычага 16, через тягу 15 удерживает рычаг 13 в крайнем заднем положении. Для выключения муфты сцепления рычаг 13 перемещают вперед. Тяга 15 при этом повернет рычаг 16 назад, растягивая пружину 14. После прохода мертвой точки, когда линия действия пружины зайдет за ось качания двуплечего рычага, пружина начнет сжиматься, способствуя выключению муфты.

Усилия, развиваемого пружиной 14, оказывается достаточно, чтобы удержать муфту в выключенном состоянии. В тракторах Т-130 и Т-100М для управления муфтами поворота применен гидроусилитель, принцип работы которого состоит в следующем: при перемещении рычага 18 (рис. 1, в) золотник 19 передвигается вправо и соединяет нагнетательный трубопровод от масляного насоса с рабочим пространством цилиндра 22. Масло под давлением подается насосом под поршень 3 рабочего цилиндра 22, в котором перемещается поршень, воздействуя на привод управления муфтой поворота. При возвращении рычага 18 в исходное положение золотник 19 сообщает полость рабочего цилиндра 22 со сливной трубкой, масло вытекает из цилиндра, и муфта выключается. При этом поршень 20 силового цилиндра под давлением пружины 21 возвращается в исходное положение.

Сервомеханизм снижает усилие на рычагах управления при выключении муфты поворота с 25 до 2—4 кГ.[Беспятый Ф. С, Троицкий И. Ф. Конструкция, основы теории и расчет трактора. 1972г.]

Похожие материалы