Термостат двигателя Д-36

Все детали термостата (рис.) изготовлены из латуни.

Рис. Термостат двигателя Д-36:

1 — обечайка; 2 — верхняя крышка; 3 — коробка термостата; 4 — нижняя крышка; 5 — боковой клапан; 6 — окно для прохода воды при открытии бокового клапана; 7 — стержень; 8 — основной клапан; 9 — направляющая планка; 10 — шарик.

Пружинная тонкостенная коробка 3, представляющая собой цилиндрическую гармошку, через нижнюю крышку 4 и отштампованные заодно с нею планки соединена с обечайкой 1. К верхней крышке 2 пружинной коробки припаян пустотелый стержень 7, на резьбовой конец которого навернут основной клапан 8. К верхней же крышке припаян боковой клапан 5.

В сжатую пружинную коробку через сверление в стержне 7 заливают 10 см³ 15%-ного раствора этилового спирта. После этого отверстие в стержне заглушают шариком 10 и запаивают, благодаря чему коробка находится в сжатом состоянии.

Термостат установлен в корпусе так, что отбуртовка нижнего края обечайки зажата в кольцевой выточке между верхней и нижней половинками корпуса. Верхняя горловина обечайки термостата уплотнена в корпусе резиновым кольцом.

При повышении температуры воды спиртовой раствор в пружинной коробке испаряется, повышая давление в ней, коробка растягивается и основной клапан открывается, сообщая нижнюю полость корпуса термостата с верхним патрубком. Одновременно боковые окна закрываются клапаном, что прекращает перепуск воды из нижней полости корпуса термостата в его нижний патрубок. [Дизельные колесные тракторы. Гельман Б.М. и др. 1959 г.]

Термостат трактора

Термостат предназначен для автоматического поддержания температуры охлаждающей жидкости на нужном уровне при различных условиях работы двигателя, а также для ускорения его прогрева после пуска.

Устройство. Термостат состоит из следящего и исполнительного устройств, установленных в корпусе 4 (рис. а и б).

Рис. Термостат:

а — жидкостный; б — с твердым наполнителем; в — двигатель холодный; г — двигатель горячий; 1 — гофрированный цилиндр; 2 — перепускной клапан; 3 — сливной клапан; 4 — корпусы; 5 — жидкость; 6 — поршень; 7 — резиновая втулка; 8 — баллон; 9 — активная масса

Следящее устройство делают двух типов в виде гофрированного латунного цилиндра 1, частично заполненного легко испаряющейся жидкостью 5 (обычно 15 %-ный водный раствор этилового спирта), или баллона 8, внутри которого установлены поршень 6 и резиновая втулка 7.

Пространство между резиновой втулкой и баллоном заполнено активной массой — смесью церезина (нефтяной воск) с алюминиевым порошком. Такая смесь при повышении температуры более 69 °С плавится и сильно увеличивается в объеме.

Исполнительное устройство состоит из сливного 3 и перепускного 2 клапанов.

Действие. Термостат устанавливают в патрубке, отводящем жидкость из двигателя в радиатор. Когда температура жидкости ниже 70 °С, клапан 3 закрывает верхнее отверстие и не пропускает охлаждающую жидкость в радиатор. Перепускной клапан 2 в это время открывает проход для жидкости в перепускную трубку 10 (см. рис. в), по которой она, минуя радиатор, вновь поступает в водяной насос.

При повышении температуры более 70 °С жидкость в гофрированном цилиндре закипает и ее пары давят на стенки, растягивая цилиндр. Расширяется также и активная масса 9 в баллоне 8, выталкивая поршень 6. При этом клапан 3 постепенно открывает путь охлаждающей жидкости в радиатор, а клапан 2 уменьшает проход к водяному насосу. При достижении температуры 85 °С клапаны занимают свои крайние положения (см. рис. г), и весь поток жидкости, участвующей в охлаждении двигателя, проходит через радиатор.

Исправно действующий термостат, ускоряя прогрев двигателя при пуске, значительно снижает износ его деталей. Установлено, что если термостат удалить из системы охлаждения, то износы, например цилиндров двигателя, увеличатся в 2…3 раза. [Семенов В. М., Власенко В. Н. Трактор. 1989 г.]

Радиатор трактора ДТ-54А

Радиатор предназначен для охлаждения воды, нагревающейся в водяной рубашке дизеля. Полученное от воды тепло непрерывно передается радиатором окружающему воздуху.

Рис. 1. Водяной радиатор:

1 — вырез для шторки; 2 — шторка; 3 — сердцевина; 4 — охлаждающая пластина; 5 — масляный радиатор; 5 — трубка: 7 — перегородка; 5 — верхний бак; 9 — шпилька; 10 — гайка-барашек; 11 — прокладка; 12 — крышка; 13 — горловина; 14 — контрольная трубка; 15 — патрубок верхнего бака; 16 — кожух; 17 — стяжка; 18 — шланг; 19 — серьга; 20 — рым; 21 — патрубок головки цилиндров; 22 — патрубок блок-картера; 23 — хомутик; 24 — шланг; 25 — патрубок нижнего бака; 26 — краник; 27 — нижний бак; 28 — прокладка; 29 — прижимная планка; 30 и 32 — боковые стойки; 31 — ручка планки шторки; 33 и 35 — отверстия в нижнем баке

Радиатор (рис. 1) состоит из верхнего и нижнего 27 чугунных баков, двух боковых стоек 30 и 32 и сердцевины 3. Стойки соединяют баки и придают ему необходимую жесткость. Сердцевина состоит из овальных латунных трубок 6, расположенных вертикально. На трубки надеты и спаяны с ними горизонтально расположенные охлаждающие пластины 4, изготовленные из тонкой листовой латуни. Они предназначены для увеличения охлаждающей поверхности радиатора. К обоим концам трубок припаяны опорные пластины, при помощи которых сердцевина 3 крепится болтами через прижимные планки 29 к верхнему и нижнему бакам радиатора. Между опорными планками и баками поставлены для уплотнения картонные прокладки 28.
Верхний бак радиатора имеет вверху горловину 13 для заливки воды в систему охлаждения. Горловина закрыта чугунной крышкой 12, под которую для уплотнения подложена резиновая прокладка 11. Крышка крепится к горловине гайкой-барашком 10, навертываемым на шпильку 9. Внутри верхнего бака имеется прилив (перегородка) 7, не доходящий до дна, который способствует равномерному распределению воды, поступающей в радиатор по трубкам. В верхний бак вставлена контрольная трубка 14. Она служит для отвода пара из радиатора и слива излишков воды при заправке системы охлаждения. К фланцу верхнего бака крепится патрубок 15 для подвода воды в радиатор, а к фланцу нижнего бака — патрубок 25 для отвода воды из радиатора. В нижнем баке сделано отверстие 34. Через него вставляют рукоятку для проворачивания коленчатого вала дизеля. Верхнюю часть радиатора крепят к головке цилиндров при помощи стяжки 17, соединенной одним концом с серьгой на верхнем баке радиатора, а другим — с серьгой 19. Последняя подложена под рым 20, ввернутый в головку цилиндров. Спереди радиатор закрыт облицовкой, прикрепленной болтами к стойкам и бакам. Облицовка предохраняет сердцевину от повреждений, а промежутки между пластинами и трубками — от засорения. Чтобы после пуска дизеля температура охлаждающей воды быстрее достигла необходимой величины, а в холодное время года вода не переохлаждалась, перед радиатором
поднимают брезентовую шторку 2. Тогда количество воздуха, просасываемого через сердцевину вентилятором, уменьшается. Продолжительность закрытия и высота подъема шторки зависят от теплового состояния дизеля, определяемого по показаниям термометра. Положение шторки фиксируют перестановкой верхней планки ручками 31 в вырезы 1, имеющиеся на боковых сторонах облицовочной решетки радиатора. С внутренней стороны к стойкам радиатора прикреплен кожух 16 вентилятора, который улучшает просасывание воздуха через сердцевину 3 радиатора. Патрубок 15 верхнего бака присоединяется к патрубку 21 головки цилиндров, а патрубок 25 нижнего бака — к патрубку 22 блок-картера. Патрубки соединены шлангами 18 и 24, затягиваемыми хомутиками 23. Воду сливают из всей системы охлаждения через краник 26, установленный в патрубке 25 нижнего бака. [Трактор ДТ-54А. Гуревич А.М., Горожанкин В.И. 1968 г.]