Уход за стартером СТ-212А

Стартер СТ-212А
Рис. 1. Стартер СТ-212А: 1 — крышка со стороны коллектора; 2 — якорь; 3 — корпус; 4 — электромагнитное тяговое реле; 5 — серьга: 6 — рычаг отводки; 7 — привод; 8 — крышка со стороны привода; 9 — сухариковый упор; 10 — промежуточный подшипник; 1 — щетки

В процессе эксплуатации двигателя проведения специального ухода за стартером СТ-212А не требуется.
Через 3000 мото-часов работы двигателя произведите профилактический осмотр стартера, проверив:
а) состояние коллектора, щеток и щеточной арматуры;
б) передвижение щеток в щеткодержателях;
в) давление пружин на щетки;
г) состояние контактов электромагнитного реле;
д) состояние шестерни привода и упорной гайки.

Проверка рабочей поверхности коллектора и щеточного узла проводится в специальной мастерской. Давление щеток на коллектор, проверенное динамометром, должно быть в пределах 750—1000 гс.

Проверка контактов электромагнитного реле. Для проверки контактов снимите крышку реле с контактными болтами. Если контактные болты значительно подгорели, их зачищают стеклянной шкуркой или напильником с мелкой насечкой, после чего продувают сжатым воздухом. При большом износе контактных болтов в местах их соприкосновения с контактным диском поверните болты на 180° и опять закрепите к крышке, а контактный диск переверните на другую сторону.

Проверка стартера. Исправный стартер должен потреблять ток не более 120 а, скорость вращения якоря при этом должна быть не менее 5000 об/мин. Аккумуляторная батарея, к которой подключается стартер при его проверке, должна быть заряжена не менее чем на 75 %. Повышенный потребляемый ток и меньшее число оборотов якоря свидетельствуют о некачественной сборке стартера (перекос втулок подшипников или их тугая посадка на шейке вала).

Перед установкой стартера на двигатель тщательно осмотрите посадочные места как на двигателе, так и на стартере. Удалите с посадочных мест пыль, грязь, масло и краску. Наличие забоин и заусенцев на посадочных местах недопустимо. Посадочные места стартера должны плотно прилегать к посадочному месту заднего листа двигателя. Перекосы недопустимы. [Тракторы «Беларусь» МТЗ-80, МТЗ-80Л, МТЗ-82, МТЗ-82Л. 1973г.]

Похожие материалы

Электрическая схема включения стартера

Электрическая схема включения стартера трактора К-701

Рис. 1. Электрическая схема включения стартера: В1 — включатель стартера; F1, F2, F3 — предохранитель; GB1 — правая аккумуляторная батарея; GB2 — левая аккумуляторная батарея; Н — контрольная лампа «Масса включена»; К1 — переключатель аккумуляторных батарей; К2 — выключатель массы; КЗ — реле включения стартера; M1 — стартер; М2 — электродвигатель привода масло закачивающего агрегата; РА — указатель тока; S1 — кнопка включения массы; S2 — кнопка включения переключателя аккумуляторных батарей и электродвигателя маслозакачивающего агрегата; S3 — включатель блокировки стартера; V — полупроводниковый диод I — к «+» генератора

При нажатии на кнопку S1 (рис. 1) срабатывает выключатель массы К2, соединяя минусовые клеммы аккумуляторных батарей с корпусом трактора. Одновременно на щитке приборов загорается контрольная лампа Н, сигнализирующая о включении «массы».

Для пуска дизеля необходимо предварительно нажать на кнопку S2. При этом подается питание на обмотку переключателя аккумуляторных батарей К1. Аккумуляторные батареи GB1 и GB2 переключаются с параллельного на последовательное соединение, и одновременно с клеммы PC через замкнутые контакты переключателя К1 питание подается на электродвигатель М2 маслозакачивающего агрегата. При достижении давления в системе смазки дизеля не менее 0,15 МПа (1,5 кгс/см2) можно включить стартер M1. Для этого, не снимая усилия с кнопки S2, необходимо включить включатель В1, имеющий фиксированное включенное положение. Через включенные контакты В1 получает питание обмотка реле КЗ. Контакты реле замыкаются, и питание получают втягивающие и удерживающие обмотки электромагнитного реле стартера. При втягивании сердечника этого реле внутрь шестерня стартера входит в зацепление с венцом маховика коленчатого вала дизеля, а контакты стартера замыкаются, соединяя плюсовую клемму правой аккумуляторной батареи, на которой напряжение 24 В, с обмотками электродвигателя стартера. Таким образом осуществляется запуск дизеля.

В схеме включения стартера предусмотрена блокировка, не позволяющая запустить дизель при включенном режиме. Для этой цели служит выключатель S3 блокировки стартера. Диод V служит для гашения э. д. с. самоиндукции обмотки тягового реле стартера.

Электросхема включения стартера на тракторе К-700А отличается тем, что в ней отсутствует электродвигатель привода маслозакачивающего агрегата. [Тракторы «Кировец» К-701, К-700А]

Похожие материалы

Стартер 241.3708

Дизель Д144 запускается с помощью электрического стартера (рис. 1) с электромагнитным тяговым реле.
Стартер тракторов Т-40
Рис 1. Стартер 241.3708: 1 — крышка со стороны коллектора; 2 — контактный диск; 3 — шток; 4 — электромагнитное реле; 5 — сердечник-якорь; 6 — эксцентриковая ось; 7 — вилка рычага привода; 8 — крышка со стороны привода; 9 — шестерня; 10 — привод; 11 — корпус; 12 — якорь; 13 — защитный кожух; 14 – торцовый коллектор; 15 — щетки.

Стартер установлен с правой стороны дизеля и включается дистанционно поворотом ключа включателя свечи накаливания и стартера с места водителя.

Стартер представляет собой электродвигатель постоянного тока с последовательной обмоткой возбуждения. На стартере применен торцовой коллектор.

Вал якоря 12 вращается в трех подшипниках скольжения, запрессованных в крышках 1 и 8 и среднем опорном диске. К коллектору 14 пружинами прижимаются восемь щеток 15, установленных в щеткодержателях на крышке 1. На валу якоря установлен привод. Муфта привода 10 передает вращающий момент только в одном направлении: к коленчатому валу дизеля, обеспечивая автоматическое расцепление валов стартера и дизеля после пуска. Электромагнитное тяговое реле 4 установлено на крышке 8 и предназначено для ввода шестерни привода в зацепление с венцом маховика дизеля и подключения стартера к аккумуляторной батарее. При включении стартера тяговое реле через рычаг 7 перемещает привод по винтовым шлицам вала и вводит шестерню 9 в зацепление с венцом маховика, а после этого включает электрическую цепь стартера. После отключения тягового реле под действием возвратной пружины шестерня 9 привода выйдет из зацепления с венцом маховика, главные контакты реле разомкнутся и стартер отключится.

    Обслуживание стартера в мастерской.

  1. Снимают защитный кожух 13, закрывающий щеточные люки и проверяют состояние коллектора, щеток и щеткодержателей. Отложившуюся на крышке, щеткодержателях и коллекторе пыль и грязь удаляют ветошью и продувкой сжатым воздухом.
  2. Если на коллекторе 14 виден подгар или замасливание, то протирают ламели коллектора чистой ветошью, смоченной в бензине. Если подгар не смывается, то удаляют его шлифованием мелкой стеклянной бумагой зернистостью 00, а затем продувают сжатым воздухом или протирают сухой ветошью (наличие цветов побежалости на коллекторе вполне допустимо, в этом случае зачистка не требуется).
  3. Проверяют, могут ли перемещаться щетки в щеткодержателях. Щетки должны двигаться свободно, без заеданий.
  4. Снимают крышку с реле стартера с выводными болтами и проверяют состояние контактов. Если в реле имеется пыль и грязь, их удаляют, продув сжатым воздухом.
    При обнаружении на контактах сильного подгара зачищают его напильником с мелкой насечкой, а затем продувают сжатым воздухом. При сильном подгорании контактных болтов стартера и невозможности исправления их путем запиловки надфилем их поворачивают на 180°, а контактный диск перевертывают другой стороной.
  5. Проверяют давление щеток на коллектор. Давление проверяют специальным динамометром (замеряют усилие в момент отрыва конца пружины от тела щеток; оно должно быть в пределах 7,5—10 Н (0,75—1 кгс). При изнашивании щеток (высота щетки менее 10 мм) их заменяют, применяя щетки только марки МГСО-1.
  6. Разбирают при необходимости стартер.
  7. Очищают все внутренние и наружные поверхности корпуса, крышек, реле включателя, якоря и защитного кожуха от пыли, грязи и масла сжатым воздухом и обтиркой. Промывание деталей в керосине и воде не допускается.
  8. Если коллектор имеет выработку или большой подгар, не удаляющийся при шлифовании шкуркой, протачивают его дочиста, не допуская, однако, большого съема металла, и затем зачищают шлифовальной шкуркой зернистостью 100.
  9. Проверяют состояние зубьев шестерни привода и венца маховика дизеля. Если на них имеется выработка или торцовые забоины, то запиливают их. Зуб шестерни должен иметь торец закругленной формы.
  10. Смазывают все трущиеся части стартера (подшипники, шейки вала якоря, винтовую нарезку вала, втулки привода и др.) моторным маслом.
  11. Собирают стартер.
  12. Регулируют и проверяют стартер на специальном стенде.

Проверка стартера. Достаточно полную гарантию исправности стартера дает его испытание на холостом ходу. Испытание стартера проводят с проводами такой же длины и сечения, какие применяют на тракторе. Аккумуляторная батарея должна быть исправна и хорошо заряжена (не менее чем на 75 %).

При испытании на холостом ходу измеряют частоту вращения якоря стартера (тахометром) и потребляемую силу тока. Сила тока должна быть не более 150 А, напряжение на клеммах стартера 11,5+0,5 В, частота вращения якоря стартера не менее 5000 об/мин.

Испытание стартера в режиме холостого хода позволяет определить качество сборки, так как при наличии перекоса втулок подшипников или при тугой посадке втулок на шейке вала потребляемая сила тока будет больше, а частота вращения якоря меньше.

Кроме того, убеждаются в отсутствии значительного искрения под щетками. При хорошей подгонке щеток искрение может быть при недопустимо большом биении коллектора или неисправной обмотке (распайка концов секций).

Разбирать, собирать и проверять стартер должны в мастерской квалифицированные специалисты.

Регулировка включения стартера. Регулируют включение стартера следующим образом (см. рис. 1): на выводную клемму обмоток реле подается напряжение 8 — 12 В от низковольтного агрегата или аккумуляторной батареи. Корпус стартера должен быть соединен с массой или минусовой клеммой батареи. Чтобы якорь стартера не вращался, главные контакты реле должны быть обесточены. При включении тока тяговое реле 4 срабатывает и сердечник-якорь займет крайнее включенное положение, а шестерня привода должна занять крайнее правое положение. При этом зазор между шестерней и гайкой на валу якоря должен быть в пределах 3 ± 1 мм. Чтобы отрегулировать этот размер, расконтривают эксцентриковую ось 6 и поворотом ее вокруг собственной оси устанавливают нужный размер. После регулировки застопоривают ось гайкой.
Кроме того, убеждаются в отсутствии значительного искрения под щетками. При хорошей подгонке щеток искрение может быть при недопустимо большом биении коллектора или неисправной обмотке (распайка концов секций).

Разбирать, собирать и проверять стартер должны в мастерской квалифицированные специалисты. [Тракторы Т-40М, Т-40АМ, Т-40АНМ. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. 1988г.]

Похожие материалы