Топливные фильтры трактора Т-25

Топливные фильтры грубой и тонкой очистки топлива установлены на специальном кронштейне в передней части двигателя, на крышке распределительных шестерен. Фильтры предназначены для очистки топлива от механических примесей и воды.

Корпус фильтров общий и отлит из чугуна. После механической обработки корпус подвергается гидравлическому испытанию в течение 1 мин под давлением 3 кг/см², течи при этом не допускается.
В корпусе выполнены каналы для подвода топлива от бака к фильтру грубой очистки, от фильтра грубой очистки к подкачивающему насосу, от подкачивающего насоса к фильтру тонкой очистки и от него к головке насоса. При установке на двигатель каналы корпуса фильтра соединяются топливопроводами низкого давления с подкачивающим и топливным насосами и топливным баком.

Рис. Топливные фильтры:

1 — гайка-барашек; 2 — дужка; 3 — колпак фильтра грубой очистки; 4 — успокоитель; 5 — фильтрующий элемент; 6 — корпус фильтров; 7 — стержень; 3 — фильтрующий элемент БФДТ; 9 — колпак фильтра тонкой очистки; 10 — шайба упорная; 11 — пружина; 12 — сливная пробка.

Фильтр грубой очистки топлива (рис.) состоит из корпуса 6, фильтрующего элемента 5, колпака 3 фильтра с успокоителем 4. Колпак крепится к корпусу дужкой 2, концы которой заходят в отверстие в корпусе фильтра, и через поджимную втулку затягивается гайкой-барашком 1. Между колпаком и корпусом фильтров размещается резиновая прокладка. Фильтрующий элемент в сборе вворачивается в корпус.

В процессе фильтрации топливо в фильтре проходит следующий путь. Из топливного бака под действием разрежения, создаваемого топливоподкачивающим насосом, оно поступает по топливопроводу в канал корпуса фильтров и по нему в колпак. Обтекая коническую поверхность отражателя фильтрующего элемента, по зазору между ним и колпаком топливо идет в нижнюю часть колпака и через сетку и отверстия в фильтрующем элементе проходит в канал корпуса фильтра, а оттуда по топливопроводу низкого давления — к подкачивающему насосу. Фильтрующая сетка, завальцованная в отражатель фильтрующего элемента, изготавливается из латунной сетки с числом отверстий 80 на 1 см². Каждое отверстие — квадратное со стороной, равной 0,07 см. При прохождении через сетку топливо очищается от находящихся в нем загрязняющих частиц, размеры которых больше 100 мк.

Успокоитель создает условия для отстоя воды в нижней части колпака. Так как удельный вес воды больше, чем у топлива, вода остается в нижней части колпака ниже успокоителя.

Фильтр тонкой очистки топлива состоит из корпуса 6 (рис.), колпака 9, бумажного фильтрующего элемента БФДТ 8, стержня 7, упорной шайбы 10, пружины 11 и сливной пробки 12.

К нижней части дна колпака приварена бонка, в которую с наружной стороны вворачивается сливная пробка 12, а изнутри стержень 7. Бонка имеет отверстия для слива отстоя. Внутри колпака на стержне размещается бумажный фильтрующий элемент, изготовленный из специальной фильтровальной бумаги. Для увеличения поверхности фильтрования бумага гофрируется. Снаружи гофрированный элемент защищен каркасом из специальной водоотталкивающей бумаги, имеющей на своей поверхности отверстия для прохода топлива. Снизу и сверху к фильтрующему элементу приклеены клеем БФ-6 уплотняющие прокладки из фетра или маслобензостойкой резины. Для изоляции внутренней полости фильтрующего элемента от наружной на стержне внизу и вверху имеются резиновые уплотняющие кольца.

Очистка топлива в фильтре происходит следующим образом. Топливо от подкачивающего насоса подается по топливопроводу низкого давления к корпусу и по каналу проходит в колпак, заполняя пространство между колпаком и фильтрующим элементом. Разница давлений до фильтра (создаваемого подкачивающим насосом) и после фильтра (сопротивление самого фильтра и топливного насоса) обеспечивает прохождение топлива во внутреннюю полость фильтрующего элемента. При этом топливо очищается от содержащихся в нем механических примесей и воды. Из внутренней полости топливо поступает в канал корпуса фильтров и по топливопроводу низкого давления к головке насоса. Для уплотнения стыка колпака с корпусом между ними в кольцевой канавке устанавливается резиновое уплотняющее кольцо. [Трактор Т-25. Устройство и эксплуатация. Герасимов А.Д. и др. 1972 г.]

Топливные фильтры дизеля СМД-66

Работа топливной аппаратуры в значительной степени зависит от качества фильтрации топлива. Оно должно тщательно очищаться от воды и механических примесей, наличие которых приводит к нарушению работы топливной аппаратуры, в первую очередь прецизионных пар, снижает их плотность, нарушает подачу топлива и четкость отсечки форсунки, а также ухудшает распыл топлива.

Наличие воды в топливе приводит к коррозии деталей, зависанию игл распылителей, плунжеров в гильзах, поломке пружин и т. д. Размеры частиц механических примесей не должны превышать зазоров в прецизионных парах, т. е. должны быть меньше 0,0015 … 0,0025 мм.

В дизеле СМД-66 топливо очищается в фильтре грубой очистки (ФГ-25) и фильтре тонкой очистки (ФТ-150).

Фильтр грубой очистки топлива задерживает наиболее крупные частицы механических примесей, размеры которых превышают 0,07 мм, и воду до попадания топлива в подкачивающий насос.


Рис. 1. Фильтр грубой очистки топлива:

1 — стакан; 2 — сетка; 3 — отражатель; 4 — прижимное кольцо; 5 — уплотнительное кольцо; 6 — корпус; 7 — трубка подвода топлива; 8 — трубка отвода топлива; 9 — болт; 10 — распределитель; 11 — успокоитель; 12 — пробка отверстия слива отстоя топлива.

Фильтр грубой очистки состоит из корпуса 6 (рис. 1), отражателя 3, стакана 1, прижимного кольца 4 и успокоителя 11.

Корпус отлит из серого чугуна. В центральном резьбовом отверстии снизу установлен отражатель 3 и сверху — болт поворотного угольника для крепления трубки 8 отвода очищенного топлива. К наклонному резьбовому отверстию прикреплена трубка 7 подвода топлива из бака. Отверстия подвода и отвода на верхней поверхности корпуса отмечены стрелками.

Отверстие подвода топлива соединяется с литым кольцевым каналом на внутренней стороне корпуса. Этот канал закрыт распределителем 10, установленным между отражателем и корпусом.

Распределитель 10 имеет по окружности восемь отверстий диаметром 3 мм для распределения входящего топлива равномерно по окружности внутренней полости фильтра.

Отражатель изготовлен в виде конуса из полиамидной смолы или из стали 08КП толщиной 0,8 мм. В его узком основании закреплена втулка для крепления к корпусу и прохода очищенного топлива по ее центральному отверстию. В широком основании конуса установлена сетка 2, вогнутая по сфере внутрь конуса. Сетка изготовлена из медно-цинкового сплава. Ячейки сетки квадратные с размером стороны 0,25 … 0,28 мм, диаметр проволоки сетки 0,12 … 0,14 мм.

Полость фильтра образована стаканом 1, который поджат к корпусу стальным кольцом 4 через кольцо 5. Прижимное кольцо крепят к корпусу четырьмя болтами 9.

Стакан отштампован из стали 08КП толщиной 2,5 мм. К дну стакана приварена бонка с резьбовым отверстием для слива отстоя. В стакане на трех лапках закреплен успокоитель 11.

Топливо, поступая от бака по трубке 7, направляется в кольцевую полость и, проходя через распределитель 10, размещается по окружности и отбрасывается отражателем 3 к стенкам стакана 1. По стенкам топливо сливается под успокоитель 11 и поднимается в его центральное отверстие. За счет поворота потока грубые механические примеси и вода отбрасываются на дно стакана.

Затем топливо проходит через сетку 2 отражателя, дополнительно очищаясь в ней, по центральному отверстию и дальше к подкачивающему насосу.

Фильтр тонкой очистки топлива. После фильтра грубой очистки топливо нагнетается подкачивающим насосом в фильтр тонкой очистки топлива.

Рис. 2. Фильтр тонкой очистки топлива:

1 — стакан; 2 — труба стяжного стержня; 3 — фильтрующий элемент; 4 — резиновое уплотненно; 5 — штуцер; 6 — корпус; 7 — трубка отвода очищенного топлива; 8 — трубка отвода топлива и воздуха в бак; 9 — колпачковая гайка; 10 — трубка слива из форсунок; 11 — корпус клапана; 12 — шарик клапана; 13 — пробка; 14 — соединительная полость; 15 — трубка подвода топлива; 16 — уплотнительная прокладка; 17 — внутренняя крышка фильтрующего элемента; 18 — наружная крышка фильтрующего элемента; 19 — каркас шторы; 20 — фильтрующая штора первой ступени; 21 — фильтрующая штора второй ступени; 22 — шайба; 23 — штуцер стяжного стержня; 24 — пробка.

Фильтр состоит из корпуса 6 (рис. 2) и двух бумажных фильтрующих элементов 3, закрытых отдельными стаканами 1.

Корпус отлит из серого чугуна. С нижней его стороны проточены два кольцевых паза для установки резиновых прокладок 16. По центру каждой кольцевой выточки нарезано резьбовое отверстие и ввернут штуцер 5 с внутренним резьбовым отверстием. В штуцер ввернут стяжной стержень, состоящий из трубы 2 и укрепленного на резьбе и завальцованного штуцера 23.

Стяжным стержнем стакан 1 прикреплен к корпусу, а полость фильтра уплотнена резиновой прокладкой 16 и шайбой 22. Внутри стакана помещен фильтрующий элемент 3. В его отверстия вставлены уплотнения 4, отделяющие полости очищенного и неочищенного топлива.

В фильтрующем элементе ЭТФ-75А имеются двойные бумажные шторы, склеенные в цилиндр, гофрированные и сложенные гармошкой для увеличения поверхности фильтрации. Площадь фильтрации наружной шторы (первая ступень) составляет примерно 0,5 м², а внутренней шторы (вторая ступень) — 0,16 м². Фильтровальная бумага, из которой изготовлены шторы, имеет пористую структуру для прохода топлива и удерживает на поверхности механические примеси размером более 0,002 мм.

Своими цилиндрическими основаниями шторы вклеены в картонные каркасы 19 и вместе с ними завальцованы в жестяные крышки. Каркасы предохраняют шторы от повреждения, а для прохода топлива имеются по всей поверхности отверстия. Два фильтрующих элемента включены параллельно.

Топливо поступает по трубке 15 к одному фильтрующему элементу и по соединительной полости 14 — к другому. Проходя через шторы к центру фильтрующего элемента, оно очищается от примесей. Через отверстия топливо проходит в трубку стяжного стержня. Очищенным оно поступает к трубке 7 и подается к топливному насосу.

Очистка происходит в шторе первой ступени. Вторая ступень — предохранительная: в случае разрыва шторы первой ступени механические примеси будут задержаны второй ступенью. Так как площадь фильтрации второй ступени примерно в 3 раза меньше площади фильтрации первой ступени, то о прорыве шторы судят по падению давления очищенного топлива.

На корпусе фильтра сверху установлен клапан автоматического удаления воздуха. Отстой сливают через отверстие, закрытое пробкой 24.

Фильтры установлены на общем кронштейне, прикрепленном к картеру маховика с правой стороны.

Топливопроводы низкого давления изготовлены из резиновой трубки с завальцованными поворотными угольниками. Между угольниками на трубку надет экран, представляющий собой витую пружину из проволоки диаметром 1,2 мм.

Топливопроводы высокого давления изготовлены из стальной трубы наружным диаметром 7 мм и внутренним — 2 мм. На концах трубок сделаны фаска с углом 60º. Крепят топливопроводы к штуцерам насоса и форсунок накидными гайками. [Трактор ДТ-175С. Шевчук В.П. и др. 1988 г.]

Топливный фильтр трактора ДТ-20

Топливный фильтр предназначен для очистки топлива от мельчайших механических примесей перед поступлением его в топливный насос.

Рис.Топливный фильтр:

1 — штуцер, отводящий топливо из фильтра; 2 — головка фильтра; 3 — продувочный вентиль; 4 — стяжной болт; 5 — штуцер, подводящий топливо к фильтру; 6 — прокладка; 7 — фильтр; 8 — корпус; 9 — войлочный сальник; 10 — пружина; 11 — пробка; 12 — бонка; 13 — шпилька.

В чугунную, головку 2 (рис.) ввернуты штуцер 5, подводящий топливо к фильтру, штуцер 1, отводящий топливо из фильтра, и продувочный вентиль 3, предназначенный для выпуска воздуха из топливной системы двигателя. К головке стяжным болтом 4 притянут корпус 8. В нижней части к нему приварена бонка 12. В бонку ввернута шпилька 13, на которую надевают фильтрующий элемент 7 из банкоброшной пряжи. Фильтрующий элемент прижат к головке пружиной 10 через войлочный уплотнительный сальник 9. Между корпусом и головкой установлена паронитовая прокладка 6.

Фильтр прикреплен к картеру двигателя фланцем, отлитым заодно с головкой.

Топливо поступает в фильтр из подкачивающей помпы по трубопроводу 10 (рис.), прикрепленному трубчатым болтом 5 (рис.) к головке фильтра. Пройдя через фильтрующий элемент, топливо снова попадает в головку фильтра и по трубопроводу 16 (рис.) поступает к головке топливного насоса. Бонка 12 с пробкой 11 (рис.) на донышке фильтра предназначена для слива отстоя из корпуса. [Трактор ДТ-20. Калиновский Н.Ф., Левитанус А.Д., Ходулин Ю.А. 1965 г.]