ТО заднего ВОМ и удлинителя тракторов Т-40М

Трактор оборудован валом отбора мощности с независимым и синхронным приводом. Задний вал отбора мощности смонтирован в корпусе главной муфты и корпусе трансмиссии.

Рис. 1. Задний вал отбора мощности:

1 — гайка; 2, 5, 10, 12 и 20 — шарикоподшипники; 3 — ведомая шестерня; 4 — шестерня привода передних колес; 6 и 16 — стаканы подшипника; 7 — вал отбора мощности; 5 — регулировочные прокладки; 9 — синхронный вал; 11 — шестерня привода синхронного вала; 13 — гнездо манжеты; 14 — колпак; 15 — манжета; 17 — рычаг управления; 18 — наружная обойма муфты; 19 — фиксатор; 21 — шплинт; 22 — вилка включения; 23 — сухарь вилки.

Управление приводом вала отбора мощности производится с помощью рычага 17 (рис. 1), расположенного в кабине трактора.

Включение независимого привода вала отбора мощности происходит при перемещении наружной обоймы 18 вперед. В этом случае вращение от коленчатого вала передается через муфту ВОМ, вал муфты ВОМ, ведомую шестерню 3 на вал отбора мощности.

Включайте независимый привод вала отбора мощности только при выключенной муфте ВОМ.
Независимый привод вала отбора мощности передает вращение от двигателя независимо от скорости движения трактора или его остановки.

При перемещении наружной обоймы 18 назад вращение от двигателя передается через главную муфту сцепления, одну из передач коробки на вторичный вал, через коническую пару шестерен на синхронный вал 9 и на вал отбора мощности.

Включайте синхронный привод вала отбора мощности только при выключенной главной муфте сцепления.
Вращение синхронного привода вала происходит при движении трактора.

Для возможности работы трактора с навесными и прицепными машинами, требующими привод от вала отбора мощности, на привалочную плоскость корпуса трансмиссии установите удлинитель вала отбора мощности (рис. 2).

Рис. 2. Удлинитель вала отбора мощности:

1 — колпак; 2 — фланец; 3 — крышка; 4 — шарикоподшипник; 5 — корпус; 6 — вал отбора мощности; 7 — шлицевая втулка.

Для монтажа удлинителя на тракторе снимите защитный колпак вала отбора мощности, установите удлинитель и закрепите его к привалочной плоскости трансмиссии болтами.

Установленный на удлинителе фланец 2 предназначен для крепления защитного кожуха кардана агрегатируемой машины. Если агрегатируемая машина не имеет защитного кожуха, фланец с удлинителя необходимо снять.

В процессе эксплуатации техническое обслуживание вала отбора мощности заключается в проверке и подтяжке наружных креплений. Смазка независимого и синхронного ВОМ происходит разбрызгиванием из общей масляной ванны корпуса трансмиссии.

Смазка удлинителя ВОМ производится солидолом на заводе. В процессе эксплуатации подшипник удлинителя не смазывается до замены деталей новыми. Во время замены деталей полость подшипника заполняется солидолом на ⅔ объема. [Тракторы Т-40М, Т-40АМ, Т-40АНМ. 1976 г.]

Похожие материалы

Устройства для отбора мощности

Энергию двигателя трактора можно использовать для буксировки машины, для буксировки машины и одновременного приведения в действие ее рабочих органов и, наконец, для приведения в действие стационарной машины.

Для передачи вращения к механизмам буксируемых и стационарных машин на тракторе устанавливают специальные устройства — валы отбора мощности (ВОМ), приводные шкивы и дополнительные гидронасосы.

Валы отбора мощности. Машины, приводимые в действие трактором, могут располагаться по отношению к нему спереди, сбоку или сзади, и для того чтобы было удобно передавать на них крутящий момент, ВОМ устанавливают сбоку, сзади, а иногда и спереди трактора.

В зависимости от места установки вала различают задний, передний и боковой ВОМ.

Рис. 1. Валы отбора мощности:

а — задний ВОМ; б — боковой ВОМ; в — сменный валик со шлицами; 1 — место расположения заднего ВОМ; 2, 3 — корпуса; 4 — место расположения бокового ВОМ.

Задний ВОМ (рис. 1, а) обычно располагают в корпусе 2 заднего моста трактора, где находятся механизмы трансмиссии, а боковой ВОМ (см. рис. 1, 6) — в специальном корпусе 3, укрепляемом на корпусе коробки передач.

Для присоединения карданных валов, передающих вращение от ВОМ трактора на механизмы буксируемой им машины, концы ВОМ в виде небольших шлицеванных валиков (см. рис. 1, б) выводят наружу.

По характеру работы машин их механизмы, приводимые в действие через ВОМ трактора, должны вращаться с различной частотой.

Одни из них, такие, как, например, сеялки, разбрасыватели удобрений и другие, имеют рабочие органы, которые должны вращаться с переменной частотой, согласованной или, как еще говорят, синхронной с поступательным движением трактора. Чем быстрее будет двигаться трактор, тем с большей частотой должны вращаться высевающие аппараты сеялки или выбрасывающие механизмы разбрасывателей удобрений, для того чтобы распределение зерна или удобрений по поверхности поля было бы равномерным.

Вторая группа машин, например уборочные машины, почвенные фрезы и другие, должна работать с рабочими органами, вращающимися с постоянной частотой, причем одни из них должны иметь большую частоту, а другие среднюю.

Учитывая это требование, на современных тракторах устанавливают такие ВОМ, которые при номинальной частоте вращения коленчатого вала могут иметь две частоты вращения (540 и 1000 -1), а на машинах, получающих вращение через ВОМ, используют соответствующие редукторы, преобразующие получаемую от трактора частоту вращения до требуемых значений.

Для того чтобы по ошибке не подать на присоединенную к трактору машину не ту частоту вращения, которая ей необходима, у некоторых тракторов задний ВОМ делают со сменными хвостовиками: один с 8 шлицами, устанавливаемый при передаче частоты 545 мин-1, второй с 21 шлицей, устанавливаемый при передаче частоты в 1000 мин-1.

Чтобы обеспечить разнообразные машины нужной частотой вращения, на тракторах предусмотрены соответствующие передающие механизмы — приводы ВОМ: синхронный и с постоянной частотой вращения.

Рис. 2. Приводы BOM:

а — синхронный; б — зависимый, с постоянной частотой вращения; 1 — сцепление; 2 — ведущий вал коробки передач; 3, 5 — рычаги; 4 — промежуточный вал; 6 — ВОМ; 7,8 — шестерни.

Синхронный привод ВОМ осуществляется путем присоединения промежуточного вала 4 (рис. 2, а) при помощи шестерни 8, передвигаемой рычагом 3 к ведомому валу коробки передач. При таком соединении вращение на ВОМ передается через ведомый вал, частота которого находится в зависимости от частоты вращения ведущих колес трактора, получающих вращение от ведомого вала коробки передач. Чем быстрее идет трактор, тем быстрее вращается ВОМ 6. У универсально-пропашных тракторов частота вращения ВОМ с синхронным приводом обычно равна 3,3—3,5 оборота на 1 м пути трактора.

Привод ВОМ с постоянной частотой вращения осуществляется при соединении промежуточного вала 4 с ведущим валом 2 коробки передач, получающим вращение от двигателя через сцепление 1 (см. рис. 2,6).

Включают и выключают ВОМ 6 рычагом 5, соединяющим между собой шестерни 7 привода.

Нетрудно видеть, что при таком приводе после выключения сцепления 1 остановится не только трактор, но и прекратится вращение ВОМ. Поэтому такой привод и носит название зависимого, так как действие ВОМ зависит от того, включено или выключено главное сцепление 1 трактора.

Зависимый привод ВОМ считается недостаточно удобным, так как рабочие органы машины начинают действовать не одновременно с началом движения тракторного агрегата, а с некоторым запозданием. Это явление при работе трактора, например с уборочными машинами, при начале трогания агрегата посередине гона после остановки вынуждает тракториста сдавать агрегат назад на 1…2 м, для того, чтобы после начала движения режущий аппарат смог бы набрать нужную частоту вращения к моменту входа ножа в убираемую культуру.

Такого недостатка лишен другой тип привода ВОМ с постоянной частотой вращения — независимый привод.

Рис. 3. Независимый привод ВОМ:

1 — кожух; 2 — трубчатый вал; 3, 4, 6, 7, 12 — шестерни; 5, 9, 10, 13 — валы; 8 — соединительная муфта; 11 — рычаг; 14 — зубья ступицы; 15 — муфта; 15 — BOM; А — сцепление; Б — механизм изменения частоты вращения ВОМ; В — механизм переключения ВОМ на синхронный и независимый приводы; Г — планетарный механизм

Устроен и действует такой привод следующим образом. Вращение к ВОМ передается также от главного сцепления А (рис. 3), но не от ведомого вала, а от кожуха 1, затем через трубчатый вал 2 на шестерни 3 и 4 механизма Б, позволяющего изменять частоту вращения ВОМ.

Шестерни 3 и 4 соединены соответственно с шестернями 6 и 7, свободно сидящими на валу 9. На шлицах вала 9 размещена соединительная муфта 8, которая находится в соединении с зубьями на ступице шестерни 6 и тем самым соединяет эту шестерню с валом 9. При таком соединении на ВОМ передается замедленное вращение.

Если же соединительную муфту 8 передвинуть вправо, то она своими наружными зубьями войдет в зацепление с зубьями на ступице шестерни 7 и одновременно с этим выйдет из зацепления со ступицей шестерни 6. В этом случае на вал 9 будет передаваться большая частота вращения и ВОМ будет вращаться с большей частотой.

Из рисунка 3 видно, что при выключении главного сцепления вал 5 остановится, а вращение трубчатого вала будет продолжаться. Таким образом, вращение ВОМ не будет зависеть от того, включено или выключено главное сцепление трактора. Поэтому такой привод и называют независимым.

Вращение, переданное на вал 9, поступает к муфте переключения, сидящей на шлицах вала 13. При перемещении муфты рычагом 11 вправо вал 9 через шестерню 12 соединится с валом 13, через который вращение будет передано на планетарный механизм Г выключения и через него на ВОМ 16.

Если муфту передвинуть влево, то она разъединит между собой валы 9 и 13 и соединит вал 13 с зубьями 14 ступицы шестерни, соединенной с шестерней, сидящей на ведомом валу 10 коробки передач В, при этом будет включен синхронный привод.

Помимо такого устройства, независимый привод можно получить, если на тракторе установлено двухпоточное главное сцепление. Приводные шкивы позволяют передавать вращение от двигателя трактора к стационарной машине при помощи ременной передачи. Приводной шкив — не обязательная принадлежность трактора, он прилагается лишь по требованию потребителей. Приводные шкивы устанавливают на тракторы сзади или сбоку.

При заднем расположении шкива 2 его корпус 1 (рис. 4, б) укрепляется на задней стенке картера заднего моста трактора. При этом шлицевая ступица 3 шестерни привода шкива надевается на шлицы заднего ВОМ 16 (см. рис. 3) трактора. Вращение на шкив от двигателя передается через задний ВОМ трактора.

Рис. 4. Приводные шкивы:

а — боковой шкив; б — задний шкив; 1 — корпус; 2 — шкив; 3 — шлицевая ступица шестерни; 4 — втулка привода.

При боковом расположении шкива корпус 1 (см. рис. 4) укрепляют на боковой стенке картера коробки передач трактора. В этом случае втулку 4 привода внутренними шлицами надевают на шлицевой конец ведущего вала коробки передач и шкив получает вращение от этого вала. Управляют работой шкива в первом случае рычагами ВОМ, а во втором — рычагами коробки передач.

Гидравлическая система отбора мощности предназначена для привода гидрофицированных рабочих органов сельскохозяйственных машин, буксируемых трактором.

Привод осуществляется путем подачи масла к гидродвигателям под давлением 15,7… 19,6 МПа.

Система отбора мощности состоит из двух насосов высокого давления, сумматора и масляного радиатора, включенных в общую гидросистему трактора.

Принцип действия этой системы следующий: масло забирается из бака основным и двумя дополнительными насосами и направляется в сумматор. В сумматоре масляные потоки от трех насосов соединяются в разных сочетаниях, что позволяет на выходе иметь различные количества подаваемого масла.

Максимальная расчетная мощность насосов, предназначенных для отбора мощности к внешним потребителям, в процентах от номинальной мощности двигателя трактора должна быть не менее 30 % для тракторов тягового класса от 0,6 до 2, 20 % для тракторов тягового класса свыше 2.
[Трактор. Семенов В.М., Власенко В.Н. 1989 г.]

Похожие материалы

Вал отбора мощности трактора ДТ-54А

Вал отбора мощности является самостоятельным узлом и служит для приведения в действие работающих в агрегате с трактором машин, а также для привода машин при стационарной работе.

Вал отбора мощности монтируется в корпусе заднего моста. Он приводится во вращение от вала заднего хода коробки передач, конец которого входит в отделение центральной передачи. При 1300 об/мин коленчатого вала двигателя вал отбора мощности делает 547 об/мин.

Рис. 1. Вал отбора мощности:

1 — кронштейн; 2 — рычаг; 3 — тяга; 4 — пружина; 5 — войлочное кольцо; 6 — сферическая шайба; 7 — стакан; 8 — ось рычага; 9 — опора; 10 — рычаг; 11 — вилка; 12 — направляющий валик; 13 — вал заднего хода коробки передач; 14 — болт крепления кулачковой муфты; 15 — кулачковая муфта; 16 — пружинное кольцо; 17 — передний шарикоподшипник; 18 — подвижная кулачковая муфта; 19 — фиксатор; 20 — пружина фиксатора; 21 — приводной вал; 22 – маслоотражательная шайба: 23 — задний шарикоподшипник; 24 — гайка; 25 — втулка; 26 — войлочный сальник; 27 — крышка сальника; 28 — штифт.

Приводной вал 21 (рис. 1) опирается на два двухрядных сферических шарикоподшипника 17 и 23. Передний подшипник 17 установлен в гнезде, расточенном в кулачковой муфте 15, закрепленной болтом 14 на хвостовике вала 13 заднего хода. Спадание подшипника с шейки вала предотвращается пружинным кольцом 16, вставленным в кольцевую канавку в гнезде муфты.

Задний подшипник 23 установлен в гнезде, расточенном в корпусе заднего моста. Внутреннее кольцо заднего подшипника фиксируется гайкой 24, навернутой на втулку 25. Втулка свободно посажена на вал и удерживается на нем штифтом 28. Наружное кольцо подшипника упирается в крышку 27, привернутую болтами к корпусу заднего моста.

Войлочный сальник 26 в крышке служит для предотвращения вытекания смазки наружу. Для этой же цели предназначена маслоотражательная шайба 22. На приводном валу 21 посажена кулачковая муфта 18, которая может свободно передвигаться по шлицам вдоль оси вала. На переднем торце муфты 18 имеется два кулачка (выступа), соответствующих по размерам двум пазам на торце муфты 15.

Вал отбора мощности включается путем сцепления друг с другом кулачковых муфт при помощи вилки 11.связанной с подвижной муфтой и свободно скользящей по направляющему валику 12. Он вставлен в отверстия, обработанные в передней и задней стенках корпуса заднего моста. Вилку перемещают по валику 12 рычагом 10, шаровое окончание которого свободно входит в отверстие хвостовика вилки.

Рычаг качается на оси 8 в опоре 9, привернутой тремя болтами к крышке среднего люка заднего моста. Для предотвращения попадания грязи внутрь заднего моста через прорези опора заключена в штампованный стакан 7, на котором сверху установлена сферическая шайба 6, а между шайбой и стаканом установлено войлочное уплотнительное кольцо 5. Войлочное кольцо через шайбу сжимается пружиной 4, поставленной на рычаге. Другим концом пружина упирается в упорную шайбу, прикрепленную к рычагу. Верхний конец рычага соединен вилкой с тягой 3. Другой конец тяги соединен с рычагом 2 управления, закрепленным в кронштейне 1, устанавливаемом в передней части кабины.

При установке рычага управления в крайнее переднее положение вал отбора мощности включается.
Выключение вала достигается переводом рычага управления в заднее положение, при котором подвижная кулачковая муфта отводится назад и выходит из зацепления с муфтой на валике заднего хода.

Для предохранения от самопроизвольного включения и выключения вала отбора мощности служит фиксатор 19, помещенный на приводном валу. Фиксатор постоянно прижимается пружиной 20 изнутри к кулачковой муфте и входит в одно из двух имеющихся на ее поверхности конических углублений.

При работающем дизеле вал заднего хода вращается непрерывно, независимо от того, какая передача в коробке передач включена, а также когда передачи выключены.

Поэтому во избежание разрушения кулачков муфты или поломки других деталей вал отбора мощности следует включать обязательно при выключенной муфте сцепления.

Эксплуатационных регулировок и специальных технических уходов вал отбора мощности не требует. [Трактор ДТ-54А. Гуревич А.М., Горожанкин В.И. 1968 г.]

Похожие материалы