Вал отбора мощности трактора ДТ-75Н

Вал отбора мощности (ВОМ), установленный на задней стенке корпуса трансмиссии (рис. 1), служит для привода сельскохозяйственных машин и орудий, агрегатируемых с трактором.

Рис. 1. Вал отбора мощности:

1 — ведущий вал; 2 — корпус заднего моста; 3 — пробка заливного отверстия; 4 — корпус вала отбора мощности; 5 — ведущая шестерня; 6 — роликовый подшипник; 7 — верхняя крышка подшипника; 8 — нижняя крышка подшипника; 9 — защитный кожух; 10 — колпак; 11 — ведомый вал; 12 — фланец; 13 — пробка контрольного отверстия; 14 — проставка; 15 — резиновая манжета; 16 — спускная пробка; 17 — поддон; 18 — ведомая шестерня; 19 — вилка переключения; 20 — фиксатор; 21 — шариковый подшипник; 22 — рычаг

ВОМ рассчитан на передачу полной мощности дизеля. Он имеет зависимый привод — при выключении главной муфты сцепления одновременно с остановкой трактора прекращается вращение его выходного вала. При остановке трактора одновременным выключением обоих тормозов планетарных механизмов заднего моста (на непродолжительное время) вращение выходного вала ВОМ и передача мощности через него не прерывается. При работе BOM на длительной стоянке трактора рычаг коробки передач должен быть установлен в нейтральное положение, а педаль остановочного тормоза поставлена на защелку.

Вал отбора мощности представляет собой одноступенчатый редуктор со сменными цилиндрическими шестернями, размещенными в чугунном корпусе 4, и имеет масляную полость, сообщающуюся с корпусом заднего моста. Снизу он имеет монтажный люк, закрытый поддоном 17. Ведущая шестерня 5 установлена на шариковом 21 и роликовом 6 подшипниках. Внутри шестерни имеются шлицы, в которые входят шлицевой конец ведущего вала. Ведущий вал проходит через задний мост и передним шлицевым концом входит в шлицевое отверстие первичного вала коробки передач.

Для трактора, укомплектованного ходоуменьшителем или реверс-редуктором, ведущий вал ВОМ проходит через задний мост, пустотелый первичный вал коробки передач и передним шлицевым концом входит в шлицевое отверстие ведущего вала ходоуменьшителя или реверс-редуктора.

Сменный выходной вал ВОМ 11 вращается в шариковом и роликовом подшипниках, установленных в корпусе. Хвостовик выходного вала ВОМ выступает за пределы корпуса и имеет шлицы с кольцевой проточкой. Трактор по заявкам потребителя может комплектоваться ВОМ, имеющим частоту вращения хвостовика выходного вала n = 9,0 об/с (540 об/мин) или n = 16,7 об/с (1000 об/мин).

Для получения частоты вращения n = 9,0 об/с (540 об/мин) ВОМ комплектуется выходным валом 11 с хвостовиком тип 1 ГОСТ 3480—76 (8-шлицевой), ведущей шестерней 5 (Z = 18), ведомой шестерней 18 (Z = 57).

Для получения частоты вращения n = 16,7 об/с (1000 об/мин) ВОМ комплектуется выходным валом 11 с хвостовиком тип 3 ГОСТ 3480—76 (20-шлицевой), ведущей шестерней 5 (Z = 27), ведомой шестерней 18 (Z = 47).

Вращающиеся детали привода ограждены защитным кожухом 9. Если ВОМ не используется, то хвостовик выходного вала закрывают колпаком 10.

Включение и выключение ВОМ осуществляется рычагом, расположенным в кабине, который при помощи тяги соединен с рычагом 22 и вилкой переключения 19. При введении в зацепление ведомой шестерни 18, установленной на шлицах выходного вала ВОМ, с ведущей шестерней 5 вращение от последней передается на выходной вал 11. Внутри вилки 19 смонтирован пружинный фиксатор 20, позволяющий удерживать ведомую шестерню во включенном и выключенном положениях.

Перемещая рычаг вперед, ВОМ выключают, а перемещая его назад — ВОМ включают.

Смазка деталей ВОМ осуществляется путем разбрызгивания масла, забрасываемого во внутреннюю полость ВОМ большой конической шестерней главной передачи при неработающем ВОМ, а при его работе непосредственно ведомой шестерней ВОМ. Излишек масла, забрасываемого во внутреннюю полость ВОМ, сливается через отверстие в корпусе трансмиссии. Резиновая манжета 15, запрессованная в нижнюю крышку 8, предотвращает вытекание масла из корпуса ВОМ и проникновение в него пыли. Так как масляные полости редуктора ВОМ и заднего моста сообщающиеся, то проверка уровня масла в масляной полости картера редуктора ВОМ не обязательна. Однако если масло из масляной полости картера ВОМ по каким либо причинам было слито, то перед пуском трактора в работу с использованием ВОМ в картер редуктора ВОМ необходимо залить масло через отверстие, закрываемое пробкой 3 до уровня контрольного отверстия 13. Слив масла производите через отверстие, закрываемое пробкой 16.

Следует иметь в виду, что ведущий вал 1 легко вынимается без снятия редуктора ВОМ с корпуса заднего моста. Для снятия ведущего вала снимите крышку 7 подшипников, снимите запорное кольцо, упорную шайбу ведущего вала и, ввернув болт в резьбовое отверстие на торце ведущего вала, при его помощи выньте (демонтируйте) ведущий вал со стопорным кольцом.Установку ведущего вала на место производите в обратной последовательности. [Трактор ДТ-75Н. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. 1985 г.]

Похожие материалы