Traktory ustrojstvo i tekhnicheskoe obsluzhivanie. OZON.ru | 978-5-4468-3656-7Traktory ustrojstvo i tekhnicheskoe obsluzhivanie. Uchebnoe posobie. Gennadij Gladov, Aleksandr Petrenko. Kupit shkolnyj uchebnik v knizhnom internet-magazine OZON.ru | 978-5-4468-3656-7

Вал отбора мощности трактора ДТ-54А

Вал отбора мощности является самостоятельным узлом и служит для приведения в действие работающих в агрегате с трактором машин, а также для привода машин при стационарной работе.

Вал отбора мощности монтируется в корпусе заднего моста. Он приводится во вращение от вала заднего хода коробки передач, конец которого входит в отделение центральной передачи. При 1300 об/мин коленчатого вала двигателя вал отбора мощности делает 547 об/мин.


Рис. 1. Вал отбора мощности:

1 — кронштейн; 2 — рычаг; 3 — тяга; 4 — пружина; 5 — войлочное кольцо; 6 — сферическая шайба; 7 — стакан; 8 — ось рычага; 9 — опора; 10 — рычаг; 11 — вилка; 12 — направляющий валик; 13 — вал заднего хода коробки передач; 14 — болт крепления кулачковой муфты; 15 — кулачковая муфта; 16 — пружинное кольцо; 17 — передний шарикоподшипник; 18 — подвижная кулачковая муфта; 19 — фиксатор; 20 — пружина фиксатора; 21 — приводной вал; 22 – маслоотражательная шайба: 23 — задний шарикоподшипник; 24 — гайка; 25 — втулка; 26 — войлочный сальник; 27 — крышка сальника; 28 — штифт.

Приводной вал 21 (рис. 1) опирается на два двухрядных сферических шарикоподшипника 17 и 23. Передний подшипник 17 установлен в гнезде, расточенном в кулачковой муфте 15, закрепленной болтом 14 на хвостовике вала 13 заднего хода. Спадание подшипника с шейки вала предотвращается пружинным кольцом 16, вставленным в кольцевую канавку в гнезде муфты.

Задний подшипник 23 установлен в гнезде, расточенном в корпусе заднего моста. Внутреннее кольцо заднего подшипника фиксируется гайкой 24, навернутой на втулку 25. Втулка свободно посажена на вал и удерживается на нем штифтом 28. Наружное кольцо подшипника упирается в крышку 27, привернутую болтами к корпусу заднего моста.


Войлочный сальник 26 в крышке служит для предотвращения вытекания смазки наружу. Для этой же цели предназначена маслоотражательная шайба 22. На приводном валу 21 посажена кулачковая муфта 18, которая может свободно передвигаться по шлицам вдоль оси вала. На переднем торце муфты 18 имеется два кулачка (выступа), соответствующих по размерам двум пазам на торце муфты 15.

Вал отбора мощности включается путем сцепления друг с другом кулачковых муфт при помощи вилки 11.связанной с подвижной муфтой и свободно скользящей по направляющему валику 12. Он вставлен в отверстия, обработанные в передней и задней стенках корпуса заднего моста. Вилку перемещают по валику 12 рычагом 10, шаровое окончание которого свободно входит в отверстие хвостовика вилки.

Рычаг качается на оси 8 в опоре 9, привернутой тремя болтами к крышке среднего люка заднего моста. Для предотвращения попадания грязи внутрь заднего моста через прорези опора заключена в штампованный стакан 7, на котором сверху установлена сферическая шайба 6, а между шайбой и стаканом установлено войлочное уплотнительное кольцо 5. Войлочное кольцо через шайбу сжимается пружиной 4, поставленной на рычаге. Другим концом пружина упирается в упорную шайбу, прикрепленную к рычагу. Верхний конец рычага соединен вилкой с тягой 3. Другой конец тяги соединен с рычагом 2 управления, закрепленным в кронштейне 1, устанавливаемом в передней части кабины.

При установке рычага управления в крайнее переднее положение вал отбора мощности включается.
Выключение вала достигается переводом рычага управления в заднее положение, при котором подвижная кулачковая муфта отводится назад и выходит из зацепления с муфтой на валике заднего хода.

Для предохранения от самопроизвольного включения и выключения вала отбора мощности служит фиксатор 19, помещенный на приводном валу. Фиксатор постоянно прижимается пружиной 20 изнутри к кулачковой муфте и входит в одно из двух имеющихся на ее поверхности конических углублений.

При работающем дизеле вал заднего хода вращается непрерывно, независимо от того, какая передача в коробке передач включена, а также когда передачи выключены.

Поэтому во избежание разрушения кулачков муфты или поломки других деталей вал отбора мощности следует включать обязательно при выключенной муфте сцепления.


Эксплуатационных регулировок и специальных технических уходов вал отбора мощности не требует. [Трактор ДТ-54А. Гуревич А.М., Горожанкин В.И. 1968 г.]

Похожие материалы