Вал отбора мощности трактора ДТ-175С

Вал отбора мощности (ВОМ) служит для привода сельскохозяйственных машин и орудий, агрегатируемых с трактором. Он имеет зависимый привод, т. е. при выключении сцепления одновременно с остановкой трактора прекращается вращение его выходного вала.

Вал отбора мощности представляет собой двухскоростной шестеренный редуктор, смонтированный в корпусе 4 (рис. 1) и установленный на заднюю плоскость корпуса трансмиссии.

Рис. 1. Вал отбора мощности:

1 — ведущий вал; 2 — вал ведущих шестерен; 3 — распорная втулка; 4 — корпус редуктора ВОМ; 5 и 7 — ведущая шестерня; 6 — пробка заливного отверстия; 8 — крышка; 9 — запорное пружинное кольцо; 10 — упорная шайба; 11 — пружинные упорные кольца; 12 — стакан подшипника; 13 — маслоотражательная шайба; 14 — проставки; 15 — запорное кольцо съемного хвостовика; 16 — защитный кожух; 17 —втулка хвостовика; 18 — фланец; 19 — хвостовик ВОМ с эвольвентными шлицами; 20 — хвостовик ВОМ с прямобочными шлицами; 21 — колпак; 22 — манжета; 23 — уплотнительное резиновое кольцо; 24 — ведомый вал; 25 — ведомая шестерня; 26 — задняя вилка переключения; 27 — передняя вилка переключения; 28 — сливная пробка; 29 — поддон; 30 — ведомая шестерня; 31 — втулка; 32 — запорное кольцо; 33 — гайка; 34 — замковая шайба; 35 — валик переключения; 36 — задний валик; 37 — передний валик; 38 — рычаг переключения вилки.

Вал 2 приводится во вращение от ведущего вала 1, который соединен с первичным валом коробки передач, связанным с выходным валом гидротрансформатора. Редуктор позволяет получить две частоты вращения хвостовика ВОМ при включенном гидротрансформаторе: первая — 540 мин-1 и вторая — 1000 мин-1.

Первую частоту вращения сменного хвостовика 20 с прямобочными шлицами включают, перемещая по шлицам ведомого вала 24 ведомую шестерню 25 вилкой переключения 26 (рычаг вниз); вторую частоту вращения сменного хвостовика 19 с эвольвентными шлицами — перемещением ведомой шестерни 30 вилкой 27 переключения (рычаг вверх). Вилки 26 и 27 по валику 35 перемещают рычагом ВОМ из кабины трактора с помощью системы тяг и рычагов. Из кабины трактора можно включать и выключать только одну какую-нибудь частоту вращения ВОМ.

Вращающиеся детали привода ограждены защитным кожухом 16. Если ВОМ не используют, то хвостовик выходного вала закрывают колпаком 21.

Смазочная система ВОМ, объединенная о подобной системой трансмиссии, — комбинированная, т. е. за счет разбрызгивания с принудительной подачей масла. При заправке трансмиссии свежим маслом необходимо залить в корпус ВОМ 2 л масла через отверстие, закрываемое пробкой 6. Сливают масло из корпуса ВОМ через отверстие, закрываемое пробкой 28.

Следует иметь в виду, что ведущий вал 1 легко вынимается без снятия редуктора ВОМ с корпуса заднего моста. Для этого снимают крышку 8 подшипника, запорное кольцо 9, упорную шайбу 10 ведущего вала и, ввернув болт в резьбовое отверстие на торце ведущего вала, ведущий вал. На место его устанавливают в обратной последовательности. [Трактор ДТ-175С. Шевчук В.П. и др. 1988 г.]

Похожие материалы