Привод вала отбора мощности

Для передачи вращения от двигателя к активным рабочим органам сельскохозяйственных машин и орудий трактор Т-25 оборудован валом отбора мощности (ВОМ).

Рис. 1. Привод вала отбора мощности:

1 — сухарик вилки выключения; 2 — вилка выключения ВОМ; 3 — ось рычага; 4 — войлочный сальник; 5 — рычаг выключения ВОМ; 6 — плоская пружина рычага выключения; 7 — рукоятка рычага; 8 — промежуточный вал; 9 — двурядный шариковый подшипник; 10 — центрирующая втулка; 11 и 13 — стопорные кольца; 12 — болт крепления вилки выключения; 14 — шариковый подшипник; 15 — гайка; 16 — самоподжимной сальник; 17 — защитный колпак; 18 — вал отбора мощности; 19 — гнездо сальников; 20 — корпус гидроподъемника; 21 — стопорное кольцо; 22 — зубчатая муфта; 23 — втулка; 24 — стопорное кольцо; 25 — шлицованная втулка.

Привод вала отбора мощности состоит из промежуточного вала 8 (рис. 1), установленного в корпусе главной передачи, вала 18 и механизма его включения, размещенных в нижнем отсеке корпуса гидроподъемника.

Промежуточный вал и вал отбора мощности выполнены заодно с зубчатыми венцами, которые соединяет во включенном положении вала зубчатая муфта 22.

На шейку промежуточного вала до упора в зубчатый венец напрессовано и зафиксировано пружинным стопорным кольцом 24 внутреннее кольцо двухрядного шарикоподшипника 9. Наружное кольцо подшипника установлено в расточке корпуса главной передачи. От осевых смещений наружное кольцо удерживают бурт корпуса и втулка 10, которая одновременно центрирует корпус 20 гидроподъемника относительно корпуса главной передачи. В кольцевой канавке втулки размещено пружинное кольцо 11, зажатое между стенкой главной передачи и корпусом гидроподъемника.

В расточку на торце промежуточного вала запрессована бронзовая втулка 23, которая служит передней опорой вала 18 отбора мощности. Для подвода масла к трущимся поверхностям втулки в валу выполнены специальные сверления. К переднему шлицованному концу промежуточного вала 8 приклепала втулка 25, при помощи которой промежуточный вал соединен с приводным валиком дополнительной передачи.

Подшипник 14, который служит второй опорой вала 18, установлен в расточке корпуса гидроподъемника между пружинным стопорным кольцом 13 и гнездом 19 сальников. Внутреннее кольцо подшипника напрессовано на шейку вала до упора в наружное стопорное кольцо 21 и зажато гайкой 15 с замковой шайбой. Шлицевой конец вала отбора мощности закрыт защитным колпаком 17, прикрепленным болтами вместе с гнездом сальников к корпусу гидроподъемника.

При работе с приводом ВОМ защитный колпак снимают, а на шлицы вала устанавливают детали, которые соединяют вал с приводом сельскохозяйственной машины. Радиальная канавка на шлицевом конце вала предназначена для фиксации устанавливаемых на вал деталей.

Механизм включения вала отбора мощности состоит из вилки 2 и рычага 5, приваренного к оси 3. Вилка 2 закреплена на оси болтом 12, в сверлениях рожек вилки установлены сухарики 1, которые входят в радиальную канавку зубчатой муфты 22.

К рычагу 5 приклепана плоская пружина 6, на конце которой закреплена пластмассовая рукоятка 7. Для включения ВОМ необходимо переместить рукоятку назад до прохода пружины через прилив на корпусе гидроподъемника. При этом вилка 2 передвинет муфту 22 вперед и соединит зубчатые венцы промежуточного вала 8 и вала 18 отбора мощности.

В выключенном положении зубчатая муфта полностью расположена на зубьях вала 18 и поэтому вращение с промежуточного вала не передается. Включение и выключение ВОМ следует выполнять только при выключенной муфте сцепления.

Подшипники и шестерни вала отбора мощности смазываются маслом, поступающим из корпуса главной передачи, и дополнительной смазки не требуют. Два самоподжимных сальника 16 предохраняют от течи масла из полости ВОМ. Войлочное кольцо обеспечивает уплотнение расточки под ось рычага выключения. [Трактор Т-25. Устройство и эксплуатация. Герасимов А.Д. и др. 1972 г.]

Похожие материалы