Соединение прицепкой применяется для работы трактору с прицепными машинами (орудиями), а также с прицепами и полуприцепами (одноосными прицепами).
Рис. 1. Прицепные устройства трактора: а — нагрузка на прицепное устройство от двухосного прицела: б, в, г, ж — варианты тягово-сцепных устройств; д — нагрузка на прицепное устройство от одноосного прицепа; е — гидрокрюк; 1 — прицепная скоба; 2 — прицепная серьга; 3, 5 — пальцы; 4 — бугель; 6, 12 — рукоятки; 7 — козырек; 8 — фиксатор; 9, 15 — крюки; 10 — ловитель; 11 — амортизатор; 13 — фиксатор; 14 — тяга; 16, 19 — оси; 17 — захват; 18 — кронштейн; 20 — стопор; 21 — центральная тяга; 22 — защелка.
Все перечисленные машины в зависимости от своей конструкции по-разному воздействуют на тяговосцепные устройства трактора. Так, например, двухосные прицепы (рис. 1, а), прицепные сеялки и другие создают только горизонтальную нагрузку Fг (при правильном соединении), а одноосные прицепы, навозоразбрасыватели и другие не только горизонтальную Fг но и вертикальную Fв, (см. рис. 1, д).
Учитывая это обстоятельство, тягово-сцепные устройства тракторов делаются различными в зависимости от того, с какими машинами или прицепами будет работать трактор.
Тягово-сцепные механизмы для работы с двухосными прицепами и прицепными сельскохозяйственными машинами со скоростью движения до 15 км/ч представляют собой серьгу 2 (см. рис. 1, б), укрепленную на прицепной скобе 1, которая установлена на остове трактора, или на скобе, находящейся на механизме навески (см. рис. 1, в) трактора.
Высоту (над уровнем поля) точки прицепа этих устройств можно изменять по-разному.
При установке устройства на навесном механизме высоту регулируют гидросистемой, а при установке на остове трактора — перевертыванием бугелей 4 и прицепной скобы 1.
Тягово-сцепные механизмы для работы с двухосными прицепами со скоростью более 15 км/ч представляют собой крюки различного устройства.
На рисунке 1, ж показан тягово-сцепной механизм, расположенный на прицепной скобе 1 и удерживаемый центральной тягой 21 механизма навески. Крюк 15 имеет амортизатор 11 и защелку 22 со стопором 20. Высота точки прицепа в данном случае устанавливается при помощи гидросистемы трактора.
Второй тип такого сцепного механизма показан на рисунке 1, г. Это устройство позволяет производить сцепку автоматически. Его прикрепляют пальцами 5 к кронштейну 12 (см. рис. а).
Если прицепленная машина не требует использования вала отбора мощности (ВОМ), то устройство крепят в положении, приведенном на рисунке. Если появится необходимость в использовании ВОМ, то буксирное приспособление следует повернуть на 180°. В этом случае точка прицепа будет располагаться выше над уровнем поля.
Устройство. Механизм имеет тяговый крюк 9 (см. рис. 1, г) с резиновым амортизатором 11, направляющий аппарат автомата сцепки, нижний ловитель, козырек 7 и фиксатор, управляемый рукояткой 6.
Принцип действия. Рукояткой 6 фиксатор 8 нужно установить в положение открытого зева крюка, а ловитель — в горизонтальное положение.
При подъезде трактора задним ходом к присоединяемому прицепу петля его дышла нажимаем на фиксатор 1 передвигая его вовнутрь корпуса, и входит в зев крюка. После этого фиксатор под действием пружины выходит из корпуса и запирает зев крюка, а рукоятка в занимает горизонтальное положение.
Тягово-сцепное устройство для работы с одноосными прицепами и сельскохозяйственными машинами, создающими горизонтальную и вертикальную нагрузку. Присоединять эти машины и прицепы к устройствам, описанным выше, нельзя но следующим причинам.
В соответствии с техническими условиями тягово-сцепные устройства такого типа (ТСУ-1) способны выдерживать статическую нагрузку, приложенную вдоль оси отверстия вилки, для тракторов класса 1,4 допускается не более 6,0 кН, 2—9,8 кН и 3—13 кН. При повышении нагрузки сверх предельных норм прицепное устройство может разрушиться.
Кроме того, у колесных тракторов большая нагрузка на прицепную серьгу, далеко отстоящую от осей ведущих задних колес, приводит к такому перераспределению сцепных сил на колесах трактора, что передние колеса начинают отрываться от земли и трактор «теряет управление».
В качестве тягово-сцепного устройства, к которому должны присоединяться одноосные прицепы, навозоразбрасыватели и другие, применяют ТСУ-2, представляющий собой гидрокрюк, расположенный на более близком расстоянии от осей задних колес.
Тяговый крюк 15 (см. рис. 1, е) укреплен на кронштейне 18, установленном в задней части трактора, и может поворачиваться вокруг оси 19. Крюк при помощи тяг 14 соединяется с рычагами подъема механизма навески.
Чтобы соединить трактор с прицепом, нужно рукояткой 12 отвести захват 17 от оси 16 крюка и зафиксировать это положение фиксатором 13. Затем опустить крюк 15, поставив рычаг распределителя в положение «Опускание», подать трактор назад так, чтобы носок крюка расположился под петлей дышла прицепа и, поставив рычаг распределителя в положение «Подъем», поднять крюк. После этого следует снять рукоятку 12 с фиксатора 13.
Соединение жестким креплением на остове трактора используют в тех случаях, когда машина состоит из отдельных частей, устанавливаемых на специальных крепежных площадках и кронштейнах, и полностью опирается на трактор. В числе таких машин можно назвать погрузчики-стогометатели, опрыскиватели и др. [Семенов В. М., Власенко В. Н. Трактор. 1989г.]
Похожие материалы
- Прицепные устройства трактора Т-130М
- Прицепное устройство трактора Т-150К
- Прицепное устройство тракторов Т-150, Т-150К
- Прицепное устройство тракторов Т-40, Т-40А
- Работа трактора Т-25 с прицепными машинами
- Работа трактора Т-74 с прицепными гидроуправляемыми машинами
- Прицепное устройство трактора ДТ-20
- Прицепное устройство трактора ДТ-75
- Тягово-сцепное устройство трактора ДТ-175С
- Прицепное устройство тракторов МТЗ-100, МТЗ-102
- Гидрокрюк тракторов МТЗ-80, МТЗ-82