Прицепное устройство трактора ДТ-75

Прицепное устройство служит для присоединения к трактору прицепных сельскохозяйственных машин и орудий. Его устанавливают сзади трактора на соединительных кронштейнах рамы.
Трактор ДТ-75. Прицепное устройство
Рис. 1. Прицепное устройство: 1 — левый бугель; 2 — прицепная скоба; 3 —нижняя ось; 4, 7 и 8 — пальцы; 5 — упряжная скоба; 6 — правый бугель; 9 — шкворень; 10 — защелка; 11 — дополнительный палец.

Прицепное устройство состоит из прицепной скобы 2 (рис. 1), упряжной скобы 5, шкворня 9, левого 1 и правого 6 бугелей и пальцев, соединяющих прицепную скобу с бугелями, а упряжную скобу с прицепной.

Если трактор выпускается без навесного механизма, в комплект прицепного устройства входит нижняя ось 3, которую устанавливают для сохранения жесткой связи между задними концами соединительных кронштейнов рамы.

Прицепная скоба представляет собой стальную плоскую отливку с высокими соединительными проушинами на концах.

Вдоль скобы, симметрично относительно ее середины и на равных расстояниях друг от друга расположены семь литых отверстий. Эти отверстия служат для соединения прицепной скобы с упряжной.

Г-образную упряжную скобу 5 обычно соединяют с прицепной одним пальцем 4, чтобы обеспечить шарнирную связь орудий с прицепной скобой. Жесткую связь скоб, получаемую путем установки соединительных пальцев и оба передних отверстия упряжной скобы, применяют в том случае, когда трактор работает с прицепными орудиями, рабочие органы которых приводятся от вала отбора мощности трактора. Следует при этом отметить, что жесткое соединение прицепной и упряжной скоб по сравнению с шарнирным вызывает повышение потерь мощности трактора при поворотах агрегата и увеличение нагрузок на детали прицепного устройства. Поэтому жесткое соединение упряжной скобы с прицепной рекомендуется применять только в оговоренном выше случае.

Отверстие в прицепной скобе для установки пальца 4 и соединения ее с упряжной выбирают в зависимости от ширины захвата и смещения результирующей силы сопротивления рабочих органов агрегатируемого орудия. Если прицепные орудия имеют большую ширину захвата, их устанавливают симметрично относительно продольной оси трактора и палец 4 упряжной скобы вставляют в центральное отверстие прицепной скобы. При недостаточной ширине захвата и необходимости смещения орудия палец 4 устанавливают так, чтобы результирующая сила сопротивления рабочих органов орудия проходила через центр давления трактора на грунт и ось шарнирного соединения упряжной скобы с прицепной.

Несоблюдение этого условия при работе агрегата неизбежно приведет к потере прямолинейности движения и необходимости частого подворота трактора в одну сторону. Поэтому рекомендуется перед началом работы трактора с прицепным орудием проверить правильность его присоединения по условию сохранения прямолинейности хода. Если трактор с установленным в рабочее положение орудием самопроизвольно разворачивается при движении вправо от рабочей борозды, необходимо палец 4 с упряжной скобой переместить в левую сторону на прицепной скобе на одно или несколько отверстий, пока не будет достигнуто устойчивое прямолинейное движение агрегата. При развороте трактора влево следует упряжную скобу переместить на прицепной скобе в правую сторону.

Для присоединения орудий к упряжной скобе служит шкворень 9, который фиксируется от выпадания приваренным сверху стержнем, а снизу качающейся на заклепке в пазу шкворня защелкой 10. При установке шкворня в отверстие скобы защелка 10, поворачиваясь вверх, утопает в пазу шкворня и не препятствует установке.

После прохода отверстий закрепленная эксцентрично защелка под действием собственного веса устанавливается перпендикулярно оси шкворня и один ее конец выступает наружу, а другой упирается снизу в дно паза, препятствуя повороту защелки вниз. При работе по влажной почве необходимо после установки шкворня проверить выступание защелки. Если в результате забивания паза грязью защелка выступает недостаточно, следует очистить его и добиться свободного выхода защелки.

Если трактор оборудован задним механизмом навески, то при работе с прицепными орудиями его устанавливают в верхнее положение и передние концы блокировочных цепей надевают на пальцы 8 сверху до упора в бугели 1 и 6.

При работе трактора с навесным орудием прицепную скобу вместе с упряжной снимают и устанавливают на штыри стоек механизма навески, как показано на рисунке.

Нарушение этих правил использования прицепного устройства может привести к поломке деталей механизма навески или самого прицепного устройства. [Шаров М.А. и др. Трактор ДТ-75. 1970г.]

Похожие материалы