Гидрокрюк тракторов МТЗ-80, МТЗ-82


bitcoin

Гидрофицированный прицепной крюк (рис. 1) предназначен для сцепки трактора с одноосными прицепами (полуприцепами).
 Гидрофицированный крюк
Рис. 1. Гидрофицированный крюк: 1 — наружный рычаг навески; 2 — серьга; 3 — подъемная тяга; 4 — болт; 5 — регулировочная прокладка; 6 — ось захвата; 7 и 16 — кронштейны; 8 — захват; 9 — ось крюка; 10 — крюк; 11 — гайка тяги; 12 — тяга; 13 — ось; 14 — призонный болт; 15 — отгибная шайба; 17 — пружина; 18 — ось рычага; 19 — рычаг; 20 — фиксатор; 21 — рукоятка.


При помощи гидрокрюка тракторист может быстро без посторонней помощи, не сходя с трактора, присоединить к нему полуприцеп.

У полуприцепов центр тяжести расположен между осью колес и петлей дышла, соединяемой с крюком трактора. Поэтому масса одноосного прицепа и находящегося на нем груза распределяется на его колеса и через дышло на гидрокрюк трактора. Эта дополнительная нагрузка, перенесенная на задние колеса трактора, значительно увеличивает его сцепной вес и улучшает проходимость и маневренность агрегата.

Промышленность на базе одноосных прицепов выпускает разбрасыватели удобрений, с которыми трактор работает в тяжелых дорожных условиях: на мягком грунте, в осенне-весеннюю распутицу.

Крюк 10 представляет собой рычаг, который свободно поворачивается в вертикальной плоскости. В рабочем положении он удерживается механическими захватами 8, закрепленными на оси 6. Управляются захваты рукояткой 21, выведенной в кабину.

Механическая фиксация крюка повышает безопасность движения при больших транспортных скоростях.

Подъем крюка из нижнего положения в верхнее осуществляется с помощью механизма задней навески, наружные рычаги 1 которого соединены с подъемными тягами 3 через серьги 2.

В транспортном положении от горизонтальных перемещений крюк предохраняется упором в щеки кронштейна 7, а выступающий козырек кронштейна не позволяет петле прицепа выйти из зева крюка.

При выполнении работ, требующих увеличенного дорожного просвета, гидрокрюк снимают с трактора.
Для его установки необходимо кронштейн 7 вместе с крюком и захватами закрепить на корпусе заднего моста призонными болтами 14. В зазор между крышкой ВОМ и кронштейном 7 установить прокладки 5: одну толщиной 1 мм и при необходимости дополнительные толщиной 0,5 и 0,2 мм. Завернуть болты 4 с пружинными шайбами. На левом рукаве полуоси закрепить кронштейн 16, а на ось 18 рычага управления муфтой сцепления установить двуплечий рычаг 19 и соединить их пружиной 17. На пальцы наружных рычагов 1 установить серьги 2 и ввернуть подъемные тяги 3 в гайки 11. Отрегулировать длину подъемных тяг так, чтобы при полностью втянутом штоке силового цилиндра захваты могли свободно выйти из-под оси 9 крюка. Регулировка длины тяг должна обеспечить равномерное восприятие ими нагрузки от гидрокрюка. Законтрить тяги 3 гайками. Подсоединить тягу 12 и рукоятку 21. Отрегулировать длину тяги 12 таким образом, чтобы при установленной на фиксаторе 20 рукоятке 21 (выступ фиксатора входит в паз пола кабины) обеспечивались подъем и опускание крюка, а зазор между осью 9 и захватами был бы в пределах 2…5 мм.


Присоединение полуприцепа нужно проводить в такой последовательности.
Установить колеса трактора на колею не менее 1600 мм. Это улучшит устойчивость трактора и исключит задевание дышла полуприцепа за колеса при поворотах. Задним ходом подъехать к полуприцепу так, чтобы крюк находился вблизи петли. Опустить крюк. Для этого установкой рукоятки распределителя на «подъем» освободить захваты 8 и вывести их из-под оси крюка, приподняв и установив на фиксатор 20 рукоятку 21 управления. Перевести рукоятку распределителя в положение «принудительное опускание» и опустить механизм навески. Крюк также опустится под действием собственной силы тяжести.

Подать трактор назад и расположить носок крюка под петлей дышла полуприцепа. Приподнять крюк настолько, чтобы дышло немного оторвалось от земли, и подать трактор вместе с полуприцепами немного вперед. Затем поднять крюк в верхнее положение.

Поднимать крюк из нижнего положения сразу в верхнее не рекомендуется, так как в этом случае, если петля не наделась на его носок, она может попасть между крюком и кронштейном. Это может привести к деформации или поломке кронштейна от усилия, развиваемого гидросистемой.

Снять рукоятку 21 с фиксатора. Под действием пружины 17 захваты отойдут под ось крюка. Установить рукоятку распределителя в положение «плавающее», крюк опустится на захваты. Этим достигается разгрузка гидросистемы и деталей механизма навески от вертикальных нагрузок, действующих от гидрокрюка.

После того как крюк лег на захваты, рукоятку распределителя можно перевести в положение «нейтральное». Затем следует подсоединить гидравлическую, электрическую и пневматическую системы трактора к соответствующим элементам полуприцепа и при необходимости присоединить карданную передачу полуприцепа к хвостовику ВОМ.

Отъединять полуприцеп от трактора надо в обратной последовательности. Разъединяют гидравлическую, пневматическую и электрическую системы, приподнимают крюк и рукояткой из-под оси выводят захваты. После этого установкой рукоятки распределителя в положение «плавающее» крюк вместе с дышлом прицепа опускается на землю, а для того, чтобы крюк вышел из петли полуприцепа, рукоятку распределителя удерживают в положении «принудительное опускание».

Нельзя расцеплять трактор с полуприцепом на ходу!

В транспортном положении гидрокрюк всегда должен быть зафиксирован захватами. Невыполнение этого требования может привести к его поломке в случае, когда он не используется, при установке рукоятки распределителя в положение «плавающее» и движении трактора задним ходом. Если же трактор работает в агрегате с полуприцепом, а крюк в верхнем положении удерживается гидросистемой (рукоятка распределителя стоит в положении «нейтральное»), то это может привести к рассоединению трактора с полуприцепом в процессе движения, так как при заднем ходе захваты в результате воздействия на них выступающих над землей предметов (камни, кусты и т. д.) могут выйти из-под оси крюка, что позволит ему опуститься.


При работе трактора в агрегате с полуприцепом необходимо следить за состоянием петли прицепа и крюка и резьбовых соединений. [Тракторы МТЗ-80 и МТЗ-82. 1984г.]

Похожие материалы