Прицепное устройство тракторов МТЗ-100, МТЗ-102

Прицепное устройство предназначено для присоединения к трактору прицепных сельскохозяйственных машин, монтируется на продольных тягах заднего навесного устройства и состоит из поперечины 5 (рис. 1), вилки 7, пальцев 2 и шкворня 8.
МТЗ-100, МТЗ-102. Прицепное устройство
Рис. 1. Прицепное устройство: 1 — передний конец продольной тяги; 2 и 9 — пальцы; 3 — чека; 4 — пружинное кольцо; 5 — поперечина в сборе; 6 — пружинный шплинт; 7 — прицепная вилка; 8 — шкворень; 10 — проушина; 11 — стяжка; 12 — регулировочные болты; 13 — кронштейн.

Для установки поперечины 5 задние концы продольных тяг 12 и 20 (см. рисунок) снимают.

    Устанавливают прицепное устройство следующим образом:

  • вынимают шплинты, пальцы 2 (см. рис. 1) и проушины 10 из отверстий продольных тяг 1;
  • устанавливают поперечину 5 на место задних концов тяг;
  • устанавливают проушины 10 ограничительных стяжек 11 и пальцы 2 в отверстия тяг и фиксируют с помощью чек 3 и пружинных колец 4;
  • регулируют ограничительные стяжки 11 на величину их размера, полностью блокируя продольные тяги 1 навесного устройства от поперечного перемещения;
  • вворачивают до упора регулировочные болты 27 (см. рисунок) в кронштейны 13 и 21 стяжек.

Гидрофицированный прицепной крюк. Гидрофицированный прицепной крюк предназначен для сцепки трактора с одноосными сельскохозяйственными машинами и полуприцепами.
МТЗ-100, МТЗ-102. Гидрофицированный прицепной крюк
Рис. 2. Гидрофицированный прицепной крюк: 1 — рукоятка управления; 2, 4 и 14 — тяги; 3 — двуплечий рычаг; 5 и 10 — болты; 6 — корпус заднего моста; 7 — кронштейн; 8 — палец; 9 — крюк; 11 — захват; 12 — ось захвата; 13 — ось; 15 — наружный рычаг; 16 — гидроцилиндр.

Кронштейн 7 (рис. 2) гидрокрюка прикреплен к нижней части корпуса заднего моста болтами 5 и к крышке ВОМ — болтами 10. В проушинах кронштейна на пальце 8 установлен крюк 9. С помощью тяг 14 крюк связан с наружными рычагами 15 навесного устройства.

В транспортном положении крюк удерживается захватами 11, которые неподвижно закреплены на оси 12, свободно вращающейся в отверстиях кронштейна 7. Управляют захватами рукояткой 1, расположенной в кабине с левой стороны, через тягу 2, двуплечий рычаг 3 и тягу 4.

Поднимают и опускают крюк с помощью гидроцилиндра 16 заднего навесного устройства, управляемого через рычаг регулятора.

Установка гидрокрюка на трактор.

    Ее проводят в такой последовательности:

  • кронштейн 7 с крюком 9 крепят к нижней части заднего моста болтами 5; в образовавшийся зазор между крышкой ВОМ и кронштейном 7 устанавливают необходимое число регулировочных пластин и кронштейн закрепляют двумя болтами 10;
  • крюк 9 через тяги 14 соединяют с пальцами наружных рычагов 15;
  • рукоятку 1 устанавливают в верхнее фиксированное положение и регулируют длину тяги 4 до получения зазора 2…3 мм между захватами 11 и осью 13 крюка в поднятом положении;
  • длину тяг 14 (предварительно подняв навесное устройство в верхнее положение) изменяют до размера, при котором ось 13 освобождает захваты 11 при подъеме крюка в верхнее положение.

Использование гидрофицированного крюка.

    Для работы трактора с одноосным прицепом необходимо:

  • установить колею 1800 мм;
  • разместить трактор так, чтобы крюк был расположен вблизи петли дышла прицепа;
  • поднять крюк, освободить захваты 11 от нагрузки, после чего рукоятку 1 поднять и установить на фиксатор;
  • опустить крюк, установив рукоятку управления регулятором на «Опускание»;
  • подавая трактор назад, подводят крюк под петлю дышла прицепа (для улучшения условий наблюдения за гидрокрюком открывают заднее окно кабины);
  • с помощью гидросистемы поднимают крюк; соединяя его с петлей дышла прицепа;
  • поднимают рукоятку 1 управления захватами и опускают вниз (захваты входят в зацепление с осью 13 крюка);
  • с помощью регулятора рукоятку управления ставят в крайнее нижнее положение зоны регулирования (крюк с осью опускается на захваты);
  • рукоятку управления регулятором устанавливают в нейтральное положение;
  • соединяют пневматическую, гидравлическую и электрическую системы трактора с соответствующими элементами прицепа;
  • проверяют работу систем.
    Полуприцеп от трактора отъединяют следующим образом:

  • отъединяют от прицепа пневматическую, гидравлическую и электрическую системы;
  • поднимают крюк и освобождают захваты от нагрузки;
  • поднимают рукоятку 1 управления захватами и ставят на фиксатор;
  • крюк опускают в нижнее положение;
  • после выхода крюка из зацепления с петлей дышла прицепа трактор передвигают вперед, крюк поднимают в верхнее положение.

Техническое обслуживание в процессе эксплуатации заключается своевременной затяжке резьбовых соединений.

Работа с прицепами. Одноосные прицепы типа РОУ-6, РУМ-5, 1РМГ-4, разбрасыватель РЖТ-4 жидких удобрений прицепляют к гидрофицированному крюку. Соединение их с вилкой прицепного устройства не допускается. Работа с машинами, сцепленными с вилкой прицепного устройства, приводит к разгрузке передних колес, что снижает продольную устойчивость трактора и ухудшает его управляемость. Двухосные прицепы типа 2ПТС-4, 2ПТС-6 сцепляются с трактором буксирным устройством с автоматом сцепки. После сцепки прицеп соединяют с трактором страховочной цепью (тросом).

Категорически запрещается пользоваться задней навеской при установленном на трактор буксирном устройстве во избежание его повреждения.

Прицепы работают на скоростях, допускаемых дорожными условиями. С прицепами 2ПТС-4-887А с кузовами вместимостью 20 и 45 м3 допускается работать на скоростях до 15 км/ч (по условиям их поперечной устойчивости).

Во избежание повреждения крыльев задних колес и другого оборудования при работе с прицепами и разбрасывателем типа 1РМГ-4 нельзя маневрировать агрегатом с малым радиусом поворота.

Петля прицепов должна быть зафиксирована от проворачивания вокруг оси во избежание ее защемления в соединении.

Сцепка двухосных прицепов с вилкой прицепного устройства не допускается. Сигнальные устройства прицепов (стоп-сигнала, указатели поворота, освещения номерного знака) подключают через установленную на тракторе штепсельную розетку.

Пневматические тормоза прицепов подключают к пневматической системе трактора.
После присоединения к трактору прицепа или сельскохозяйственной машины с гидравлическими тормозами снимают главный тормозной цилиндр с седла, прикрепленного на дышле прицепа, и устанавливают его на пневматический переходник. [Тракторы МТЗ-100 и МТЗ-102. Ксеневич И. П.]

Похожие материалы