Работа трактора Т-25 с прицепными машинами

Для агрегатирования трактора с прицепными машинами и транспортными прицепами используют прицепное устройство, которое устанавливают вместо механизма навески.
Трактор Т-25. Прицепное устройство
Рис. 1. Прицепное устройство: 1 — палец; 2 — втулка; 3 — рамка; 4 — болт; 5 — прицепной крюк; 6 — защелка; 7 — раскос навесной системы; 8 — цепочка; 9 — кольцо.

Прицепное устройство состоит из рамки 3 (рис. 1), к поперечной полосе которой прикреплен болтами 4 прицепной крюк 5 с защелкой 6. Прицепное устройство присоединяют к боковым кронштейнам пальцами, которыми крепят продольные тяги механизма навески. Пальцы устанавливают в передние отверстия кронштейна. Рамка удерживается в горизонтальном положении раскосами 7, которые нижними вилками соединяют с ушками, приваренными к продольным полосам рамки. При этом поршень силового цилиндра будет находиться в крайнем положении.

    Прицепное устройство устанавливают на трактор в следующем порядке:

  • снимают центральную тягу механизма навески;
  • отъединяют раскосы от продольных тяг, снимают продольные тяги и вынимают из боковых кронштейнов пальцы крепления;
  • устанавливают рамку прицепного устройства под трактором между боковыми кронштейнами так, чтобы отверстия в рамке совпадали с передними отверстиями в боковых кронштейнах;
  • через отверстия в рамке вставляют в отверстия боковых кронштейнов пальцы продольных тяг и затягивают их снаружи гайками;
  • через отверстия в рамке надевают на пальцы втулки и затягивают гайками;
  • вывертывают из торцов подъемного вала гидромеханизма болты, крепящие подъемные рычаги» и переставляют их так, чтобы метки на торцах ступиц рычагов были па два шлица ниже меток на торцах вала;
  • устанавливают длину раскосов 492 мм;
  • присоединяют вилки раскосов к боковым ушкам, приваренным к рамке;
  • навешивают кольцо цепи защелки на крючок сиденья для тракториста.

Для работы с прицепными орудиями можно использовать механизм навески с установкой на задние шарниры продольных тяг поперечного бруса и блокировкой тяг цепями. Так как брус имеет пять отверстий, то прицепную машину можно присоединять со смещением точки прицепа на 90 или 180 мм вправо или влево. Высоту прицепа регулируют силовым цилиндром.

При работе трактора с прицепной машиной золотник распределителя должен находиться в нейтральном положении.

Нельзя работать с прицепными машинами без заблокированных продольных тяг цепями, так как это может привести к поломке механизма навески.

Перевозка сельскохозяйственных грузов. При перевозке сельскохозяйственных грузов к трактору присоединяют одноосный прицеп 1ПТС-2Н грузоподъемностью 2т или другие одноосные и двухосные тележки такой же грузоподъемности.

Трактор может двигаться с груженым прицепом по укатанной грунтовой или асфальтированной дороге на четвертой или третьей передаче в зависимости от величины подъема.

При длительных подъемах или плохой дороге рекомендуется двигаться на более низкой передаче.

В случае движения с прицепом по грунтовой дороге следует увеличить давление воздуха в шинах задних колес до 1—1,1 кг/см2.

Для сцепки трактора с тележкой подъезжают к тележке задним ходом и, не сходя с трактора, опускают рамку с крюком ниже петли, отводят защелку крюка и поднимают рамку, зацепив крюком петлю тележки, и отпускают защелку. Затем соединяют тормозную систему тележки с приводом тормоза прицепа па тракторе.

Тележку отцепляют от трактора в обратном порядке.

Привод тормозов прицепа. Трактор Т-25 может эффективно использоваться на различных транспортных работах в агрегате с одноосным самосвальным прицепом 1ПТС-2Н. Безопасность движения тракторного поезда обеспечивают тормоза трактора и тормозная система прицепа, включающая тормоза, размещенные в колесах прицепа, и гидравлический привод. Торможение прицепа осуществляется с места тракториста рычажным приводом.
Трактор Т-25. Привод тормозов прицепа
Рис. 2. Привод тормозов прицепа: 1 — плоская пластина крепления крыла; 2 — кронштейн привода тормоза прицепа; 3 — оттяжная пружина; 4 — рычаг привода тормоза прицепа; 5 — ось рычага; 6 — регулировочная вилка; 7 — контргайка; 8 — шток; 9 — пружина фиксатора; 10 — фиксатор; 11 — седло креплении главного цилиндра; 12 — упорная шайба; 13 — корпус главного тормозного цилиндра; 14 — поршень; 15 — пробка заливной горловины; 16 — манжета поршни; 17 — кожух главного цилиндра; 18 — игла; 19 — возвратная пружина; 20 — штуцер; А — полость бачка гидравлической системы прицепа; Б — перепускное отверстие; В — рабочая полость главного тормозного цилиндра.

Привод тормозов прицепа устанавливают на трактор в основной наладке (бортовые передачи повернуты на 45° назад) у правого крыла. Кронштейн 2 (рис. 2) привода крепят болтами к плоской пластине 1. К фланцу кронштейна прикреплено седло 11 для присоединения главного тормозного цилиндра прицепа.

Главный тормозной цилиндр состоит из корпуса 13, кожуха 17 и поршня 14. Тормозной цилиндр входит в комплект оборудования прицепа 1ПТС-2Н и поставляется вместе с ним.

При подготовке трактора для работы с прицепом необходимо снять главный тормозной цилиндр и присоединить его к седлу 11 привода тормоза прицепа. Для этого надо нажать на фиксатор 10 и вывести его из прорези в седле, ввести фасонный конец корпуса 13 цилиндра в паз седла, повернуть тормозной цилиндр на 90°, так чтобы заливная горловина с пробкой 15 была направлена вверх, и отпустить фиксатор. Через штуцер 20 тормозной цилиндр соединен шлангом с гидравлической системой прицепа.

Кожух и корпус цилиндра образуют кольцевую полость А, которая служит бачком гидравлической системы прицепа и соединена с рабочей полостью В корпуса цилиндра через перепускное отверстие Б.

Такая конструкция главного цилиндра исключает попадание воздуха в рабочую полость корпуса при снятии и установке тормозного цилиндра на трактор. Игла 18 соединяет полость А с атмосферой.

Рычаг 4 привода тормоза прицепа установлен на оси 5 и через регулировочную вилку 6 и шток 8 воздействует на поршень главного цилиндра. Оттяжная пружина 3 прижимает упор рычага 4 к ребру кронштейна 2, удерживая рычаг в крайнем переднем положении.

При перемещении рычага назад шток сдвигает поршень 14, сжимая при этом пружину 19. Как только манжета 16 закроет перепускное отверстие Б внутри цилиндра, в полости В создается давление и жидкость, отжимая кромку резинового клапана, проходит через отверстие штуцера 20 и шланг в колесные цилиндры. Под давлением жидкости поршни колесных цилиндров расходятся, прижимая колодки к тормозным барабанам, и тормозят прицеп.

Если рычаг отпустить, он под действием пружины 3 возвращается в обратное положение. Возвратная пружина 19 перемещает поршень вслед за штоком до упора в шайбу 12 и открывает перепускное отверстие Б, давление в полости В падает и торможение прицепа прекращается.

При движении тракторного поезда необходимо сначала тормозить прицеп, а потом трактор. Несоблюдение этого правила может привести к аварии.

Для обеспечения нормальной работы привода тормозов прицепа выступание конца штока 8 от торца седла при переднем положении рычага 4 должно составлять 36 мм. При этом зазор между концом штока и поршнем должен быть 1—1,5 мм, что соответствует ходу рычага 110—170 мм. Положение штока регулируют, ввинчивая или вывинчивая его в регулировочную вилку 6. После регулировки штока затягивают контргайку 7.

Привод тормоза прицепа 1ПТС-2Н устанавливают па трактор только в основной наладке (бортовые передачи повернуты па 45° назад), с правой стороны. К кронштейну 2 (см. рис. 2) привода крепят главный тормозной цилиндр с седлом 11 прицепа 1ПТС-2Н.

При перемещении рычага 4 назад под влиянием давления, создаваемого в тормозном цилиндре, жидкость проходит к тормозам прицепа и происходит торможение. Когда отпускают рычаг, то под действием пружины он возвращается в исходное положение.

Работа трактора на стационаре.

    Для работы со стационарными машинами на трактор устанавливают приводной шкив в следующем порядке:

  • ставят колесо трактора на ширину 1400 мм и, если трактор собран в низкой модификации, повертывают корпуса конечных передач назад;
  • снимают защитный колпак хвостовика промежуточного вала коробки передач (справа по ходу трактора) и гнездо сальников вместе с ними;
  • расшплинтовывают гайку на конце вала, отвертывают ее, снимают шайбу и длинную распорную втулку;
  • вывертывают болты наружной крышки и снимают крышку;
  • на место снятого гнезда с сальниками устанавливают корпус шкива вместе со шкивом и плотно крепят болтами;
  • через отверстие в корпусе шкива надевают на конец вала шлицевую втулку с наружным зубчатым венцом, плоскую и пружинную шайбы и затягивают их гайкой. Шлицевая втулка, шайбы и гайка входят в комплект шкива и поставляются вместе с ним;
  • на наружный торец ступицы шкива надевают картонную прокладку, смазанную с обеих сторон солидолом, ставят наружную крышку так, чтобы в ее зубчатую муфту вошел венец на конце втулки, затягивают узел болтами и стопорят проволокой;
  • вывертывают из наружной крышки пробку, заливают в ступицу 200г трансмиссионного масла, завертывают пробку до отказа.

Чтобы приводной шкив работал надежно, болты крепления наружной крышки к ступице шкива должны быть завернуты до отказа.

Шкивы трактора и приводимой в действие машины должны располагаться в одной вертикальной плоскости, а оси шкивов должны быть параллельны одна относительно другой, иначе ремень будет при работе сходить со шкивов.

Надевают ремень и проверяют работу шкивов, проворачивая их вручную. Затем крепят защелками тормоза обоих колес трактора.

Двигатель разрешается запускать только при нейтральном положении рычага коробки передач и нейтральном положении реверса.

Шкив начинает вращаться при включении муфты сцепления. В начале работы привод испытывают при небольшом числе оборотов коленчатого вала двигателя, постепенно увеличивают обороты до нормальных и дают машине полную нагрузку.

Направление вращения шкива изменяют при помощи реверса при выключенной муфте сцепления.

Шкив с трактора снимают в обратной последовательности. Перед снятием вывинчивают пробку в крышке шкива и сливают масло из ступицы.

Установка дополнительных грузов. При работе трактора с машиной и орудиями, имеющими значительный вес, необходимо увеличить нагрузку на передние колеса трактора или повысить его продольную устойчивость. Для этого используют дополнительные грузы, устанавливаемые па передний кронштейн полу-рамы.

    Устанавливать грузы необходимо в такой последовательности:

  • отвинтить гайки и снять с переднего кронштейна полу-рамы буксирную скобу;
  • прикрепить к переднему кронштейну болтами кронштейн грузов;
  • установить грузы и закрепить их гайками.

В зависимости от потребности может быть установлено от одного до трех грузов весом 20кг каждый. Грузы унифицированы с грузами трактора Т-40. [Герасимов А.Д. и др. Трактор Т-25. 1972г.]

Похожие материалы