Ремонт сцепления трактора Т-150К

Сцепление трактора Т-150К постоянно замкнутого типа двухдисковое, сухого трения, с демпферами колебаний крутящего момента двигателя.

Корпус сцепления. К основным дефектам относятся трещины, изломы и износ сопряженных поверхностей. Износ отверстия стакана выжимного подшипника допускается до диаметра 160,14 мм, а диаметр отверстий под установочные штифты должен быть не больше 14,13 мм. Диаметры втулок под валик выключения и ось рычага не должны превышать соответственно 32,25 и 18,07 мм.

Вал сцепления. К основным дефектам относятся износ шлицов и поверхностей под подшипник, сальник, тормозок и первичный вал коробки передач. Износ шлицов под ведомые диски и первичный вал коробки передач допускается до толщины соответственно 5,2 и 4,09 мм. Величина износа шеек под подшипник, сальник и тормозок допускается до диаметров соответственно 44,95; 49,7; 108,77 мм.

Изношенные шлицы под ведомые диски наплавляют в среде углекислого газа проволокой 1,2 Нп-30ХГСА. После наплавки вал нормализуют и обтачивают на токарном станке. Фрезеруют шлицы и закаливают их при помощи токов высокой частоты, затем вал шлифуют до номинального размера. При износе шлицов под первичный вал коробки передач вал сцепления обычно выбраковывают.

Поверхности под сальник и подшипник восстанавливают наплавкой в среде углекислого газа с последующей механической обработкой.

Диски сцепления. Износ рабочих поверхностей нажимного и промежуточного дисков допускается до трехкольцевых канавок глубиной 0,1 мм. Рабочие поверхности их, если необходимо, исправляют шлифованием или расточкой с последующей тщательной зачисткой мелким наждачным полотном. При этом допускается уменьшение толщины нажимного диска до 24,5 мм, а промежуточного — до 24,0 мм.

Величина износа шлицов по ширине и коробления дисков допускается соответственно до 5,2 и 0,3 мм.
Ремонт ведомых дисков сцепления сводится главным образом к замене изношенных или поврежденных фрикционных накладок 4 (рис. 1).

Рис. 1. Ведомый диск сцепления:

1 — упорный штифт; 2 — стяжкой болт; 3 — тарельчатая пружина; 4 — накладка; 5 — диск накладок; 6 — защитный кожух; 7 — диск демпфера; 8 — фрикционное кольцо; 9 — ступица; 10 — гайка; 11 — опорная пластина; 12 — демпферная пружина; а — зазор между упорным штифтом и подковообразным вырезом во фланце ступицы.

Износ накладок допускается до толщины диска 10 мм. Номинальная толщина — 12,5 0,37 мм. Если необходимо, заменяют обе накладки вместе, так как небольшая разница в толщине может нарушить нормальную работу сцепления. Накладки к дискам приклепывают при помощи пневматического пресса модели 127 (рис. 2).

Рис. 2. Пневматический пресс для приклепывания фрикционных накладок:

1 — кронштейн; 2 — корпус; 3 — резьбовая втулка; 4 — контргайка; 5 — втулка; 6 — шток; 7 — вилка; 8 — манометр; 9 — коромысло; 10 — воздушный редуктор; 11 — пневматический цилиндр; 12 — кран управления; 13 — тяга; 14 — педаль.

Величина утопания головок заклепок по отношению к рабочей поверхности новых фрикционных накладок должна быть не менее 1,55 мм. Накладки при замене должны плотно прилегать по диску, допускаются местные неплотности между диском и накладками после склепывания до 0,1 мм, а на расстоянии до 20 мм от разрезов диска — не более 0,2 мм. Торцевое биение поверхностей приклепанных накладок относительно оси шлицевой ступицы диска не должно превышать 0,9 мм на радиусе 195 мм. Разница в толщине диска, собранного с накладками, допускается до 0,3 мм.

Усилие сжатия пружин 3 (см. рис. 1) регулируют гайками 10. Диск 5 может проворачиваться относительно ступицы 9 под действием момента 10…35 Н·м (1,0…3,5 кгс·м). Этот момент гасит колебания крутящего момента двигателя.

Отжимные рычаги проверяют по состоянию поверхности кулачка, износ которой допускается до 2 мм. Допускается наварка и обработка изношенных поверхностей кулачков. Твердость рабочей поверхности восстановленного кулачка должна быть не менее HRC 50 на глубине не менее 2 мм.

Кольцо отжимных рычагов. Рабочие поверхности кольца отжимных рычагов при изнашивании восстанавливают шлифованием до толщины 11,0 мм.
Пружины сцепления. В свободном состоянии их высота должна быть в пределах 88 мм, а при сжатии усилием 524 ±60 Н (52,4 ± 6,0 кгс) — 54 мм. Допустимое усилие должно быть не менее 450 Н (45 кгс).

Корпус муфты выключения. В корпусе муфты выключения, если необходимо, обрабатывают цапфы под поминальный или ремонтный размер. Отремонтированные цапфы закаливают токами высокой частоты на глубину 1,5…3,0 мм до твердости HRC 40…50.

Упор муфты выключения. Рабочую поверхность упора муфты выключения при наличии рисок шлифуют. Уменьшение толщины бурта его при этом допускается до 16 мм.

Стакан выжимного подшипника. Износ наружной поверхности стакана выжимного подшипника под корпус муфты выключения допускается до диаметра 79,66 мм. Основные сопряжения деталей сцепления приведены в таблице. [Ремонт тракторов Т-150 и Т-150К. Малахов В.С. 1982 г.]

Муфта сцепления трактора Т-170

Рис. 1. Муфта сцепления:

1 — пружины нажимные; 2 — фланец; 3 — диск нажимной; 4 — диск ведущий; 5 — диск ведомый; 6 — муфта карданного вала; 7 — зубчатый барабан; 8 — маховик дизеля; 9 — цапфа; 10 — гайка; 11 — болт; 12 — рычаг; 13 — муфта выключения; 14 — тормозок; 15 — фланец верхнего вала коробки передач; 16 — муфта соединительная; 17 — карданный вал; 18 — крышка тормозка; 19 — рычаг выключения (отжимной); 20 — ползун .

Муфта сцепления (рис. 1) сухого трения, постоянно замкнутая с двумя ведущими и двумя ведомыми дисками, смонтирована между дизелем и коробкой передач. Ведомые диски вращаются вместе с барабаном на подшипниках закрытого типа, посаженных на цапфе, прикрепленной к коленчатому валу дизеля. Ведущий и нажимной диски вращаются вместе с маховиком.

На верхний вал коробки передач вращение передается через карданный вал и зубчатые муфты. При выключении муфты сцепления муфта выключения, перемещаясь назад, тянет за собой три рычага, которые через пальцы, воздействующие на нажимной диск, сжимают пакет пружин, обеспечивая зазоры между ведущими и ведомыми дисками.

Снаружи муфта защищена кожухом. Выключение ее облегчает сервомеханизм, включенный в гидравлическую систему управления трактором (рис. 2).

Рис. 2. Гидравлическая система управления трактором:

1 — труба подвода рабочей жидкости от крана гидробака к насосу системы управления; 2 — труба слива рабочей жидкости в гидробак; 3 — труба слива рабочей жидкости из сервомеханизма бортовых фрикционов; 4 — труба подвода рабочей жидкости к сервомеханизму бортовых фрикционов; 5 — труба слива рабочей жидкости из сервомеханизма муфты сцепления; 6 — труба подвода рабочей жидкости к сервомеханизму муфты сцепления

Муфта сцепления болотоходных тракторов имеет удлиненный вал. Муфта сцепления снимается с трактора без демонтажа дизеля и верхней половины кожуха муфты сцепления. Для этого необходимо вывернуть штуцер сливной трубы 5 (рис. 2) из корпуса сервомеханизма, отсоединить трубу. Вновь завернуть штуцер в корпус сервомеханизма, это предохранит поршень сервомеханизма от опускания в нерабочее положение и заклинивания. Снять нижнюю половину кожуха муфты сцепления.

Отсоединить рычаг включения 19 (см. рис. 1) муфты сцепления от тяги к сервомеханизму, болты крепления муфты к верхнему валу КП и крышки тормозка 14 к муфте. Вместе с муфтой переместить карданный вал 17 до упора в сторону муфты выключения 13. Снять муфту 16, стянуть фланец 2 и нажимной диск 3 через отверстия во фланце тремя болтами М 12×35 и отсоединить болты крепления фланца к маховику, при этом придерживая муфту снизу или через люк верхней половины кожуха.

Перемещая муфту сцепления к коробке передач, вынуть ее вниз. Монтаж муфты производить в обратной последовательности. [Трактор Т-170.01 и его модификации. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. 1991 г.]

Муфта сцепления трактора Т-150К

Рис. 1. Муфта сцепления и привод ее управления:

1 — педаль; 2 — пневматическая камера; 3 — стакан; 4 — корпус выжимного подшипника; 5 — масленка; 6 — вилка; 7 — регулировочная гайка; 8 — болт; 9 — стопорная пластина; 10 — выжимной подшипник; 11 — упор выжимного подшипника; 12 — упорное кольцо; 13 — отжимной рычаг; 14 — кожух; 15 — маховик; 16 — промежуточный диск; 17 — нажимной диск; 18 — рычаг; 19 — валик выключения; 20 — пневмосервомеханизм; 21 — двойная вилка; 22 — пружина тормозка; 23 — колодка тормозка; 24 — гайка корпуса следящего устройства; 25 — тяга сервомеханизма; 26 — контргайка; 27 — вилка тяги; 28 — рычаг педали.

Муфта сцепления трактора (рис. 1) — фрикционная, двухдисковая, постоянно замкнутая, предназначена для передачи крутящего момента от дизеля на трансмиссию трактора, а также служит для кратковременного разъединения дизеля с трансмиссией при работающем дизеле, для обеспечения безударного переключения передач и плавного трогания с места. Она установлена на маховике 15 дизеля и закрыта чугунным корпусом. Ведомые диски муфты сцепления имеют гасители крутильных колебаний пружинно-фрикционного типа. Упругим элементом гасителя являются восемь витых цилиндрических пружин, равномерно расположенных по окружности фланца ступицы.

Механизм выключения муфты сцепления состоит из четырех отжимных рычагов 13 с упорным кольцом 12, четырех вилок 6, корпуса 4 с установленными в нем выжимным подшипником 10, упором 11 выжимного подшипника, двойной вилки 21 и валика 19. Отжимные рычаги пальцами соединяются с нажимным диском и вилкой 6.

Первоначальная установка отжимных рычагов 13 в одной плоскости, а также восстановление их положения при износе фрикционных накладок ведомых дисков, осуществляется регулировочными гайками 7.

Для сокращения времени и обеспечения безударного введения в зацепление шестерен II и III диапазонов в раздаточной коробке, а также шестерен I диапазона и заднего хода коробки передач, в корпусе муфты сцепления установлен колодочный тормозок.

Для уменьшения усилия, необходимого для выключения муфты сцепления, в ее привод установлен пневматический усилитель.

Выключение муфты сцепления производится педалью 1 через рычаг 28, тягу 25, пневмосервомеханизм 20, рычаг 18 валика вилки отвода, корпус 4, выжимной подшипник 10.

Рис. 2. Следящее устройство пневмосервомеханизма:

1 — клапан; 2 — манжета; 3 — сальник; 4 — регулировочная гайка; 5 — вилка; 6 — корпус; 7 — плунжер; 8 — пружина плунжера, 9 — пружина клапана; 10 — гайка переходная.

При нажатии на педаль муфты сцепления плунжер 7 (рис. 2) пневмосервомеханизма открывает клапан І, и сжатый воздух из пневматической системы трактора поступает в пневматическую камеру привода управления муфтой сцепления Шток пневматической камеры, перемещаясь, поворачивает рычаг валика вилки выключения и выключает муфту сцепления. При отпускании педали муфты сцепления клапан закрывается, и сжатый воздух из пневматической камеры через пневмосервомеханизм выхолит в атмосферу, и муфта сцепления включается.
[Трактор Т-150К. 1983 г.]