ТО и неисправности сцепления трактора

Работоспособное состояние сцепления зависит от надежного и плавного соединения ведущей и ведомой частей при включении и полного разъединения при выключении.

Следует правильно пользоваться сцеплением. Выключать его надо быстро, а включать — плавно и без задержки в полувыключенном положении.

При ТО-2 проверяют работу сцепления и при необходимости его регулируют. Во время эксплуатации трактора накладки ведомых дисков изнашиваются. В связи с этим нарушается начальная регулировка сцепления. Это можно обнаружить по уменьшению свободного хода педали. Ему соответствует определенный зазор между отжимными рычажками и выжимным подшипником. Необходимый зазор (свободный ход педали) устанавливают изменением длины тяги 9 (см. рис.) сцепления.

Рис. Схемы механизма выключения сцепления с механическим (а), гидравлическим (б) и пневматическим (в) приводами:

1 — педаль; 2 — регулировочный винт; 3 — отжимной рычажок; 4 — выжимной подшипник; 5 — рычаг тормозка; 6 — диски тормозка; 7 — тяга тормозка; 8 — рычаг сцепления; 9 — тяга сцепления или гидроусилитель; 10 — упорный болт пружины; 11 — шток; 12 — пневмокамера; 13 — воздушный баллон; 14 — клапан; 15 — плунжер; 16 — корпус следящего устройства; 17 — регулировочная гайка тормозка; 18 — отверстие; А — вход жидкости гидронасоса; Б — выход жидкости в бак

Перед регулировкой сцепления предварительно снимают тягу 7 тормозка и освобождают педаль 1 от воздействия пружины сервоусилителя, ввернув в кронштейн до упора болт 10.

Отрегулировав сцепление, регулируют тормозок изменением длины тяги 7 тормозка или регулировочной гайкой 17. При правильной регулировке тормозок должен срабатывать после полного выключения сцепления. Для этого педаль сцепления выжимают до конца, рычагом 5 сводят вплотную диски тормозка и устанавливают на место тягу 7 тормозка, отрегулировав ее длину.

При неодинаковом зазоре между всеми рычажками и выжимным подшипником могут возникнуть перекос нажимного диска и ненормальная работа сцепления (неполное выключение или включение рывками). Равномерность зазора регулируют отвертыванием или ввертыванием регулировочных винтов 2 при отпущенных контргайках. При сборке сцепления регулировочными винтами устанавливают определенное расстояние между отжимными рычажками 3 и ступицей кожуха сцепления.

В процессе эксплуатации возможны следующие неисправности сцепления (таблица). [Тракторы Родичев В.А. 2001 г.]